Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества (белорусский и зарубежный опыт)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:40, реферат

Описание

Объектом исследования явились малые предприятия в экономике Республики Беларусь и зарубежных стран.

Цель работы: на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала выяснить экономическую сущность малых предприятий, оценить их влияние на экономику страны.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 1.15 Мб (Скачать документ)
 
 

Институт  государственной службы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему «Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества (белорусский и зарубежный опыт) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

Реферат 

     Объектом  исследования явились малые предприятия  в экономике Республики Беларусь и зарубежных стран.

     Цель  работы: на основе изучения теоретических  источников, а также фактического материала выяснить экономическую  сущность малых предприятий, оценить  их влияние на экономику страны.

     В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

  • изучить и описать отличительные черты малых предприятий;
  • выяснить степень и характер воздействия малых предприятий на развитие экономики страны;
  • выполнить сравнительный анализ доли участия малых предприятий в экономике Республики Беларусь и зарубежных стран;
  • изучить и описать влияние малых предприятий на социально-экономическое положение в стране.

     Перечень  ключевых слов: малое предприятие, малый  бизнес, предпринимательство, развитие экономики.

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 4
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике. 
Понятие малого бизнеса
6
2. Значение и задачи малого бизнеса 11
3. Особенности малого бизнеса. 
зарубежный опыт развития малого бизнеса
14
4. Малый бизнес в Республике Беларусь 17
Заключение 30
Список  использованных источников 31

 

Введение 

     В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические  данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в Республике Беларусь и зарубежных странах, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

     Экономический интерес, энергия и изобретательность  предприимчивых людей активно содействовали  прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых  государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

     Как показывает опыт развитых стран, малое  и среднее предпринимательство  играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

     Во  всех экономически развитых странах  государство оказывает большую  поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все  больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

     Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так например, в нашей стране действует Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» и Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 
«О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», которые определяют меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.

 

1. Малый бизнес  в современной  рыночной экономике. 
Понятие малого бизнеса.
 

      Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

      При определении мер поддержки субъектам  малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут  использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 человек как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

      В Великобритании отнесение предприятий  к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

      Во  Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых  не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.

      В Швеции система отнесения предприятий  к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

      В Германии определенное понятие о  малом бизнесе отсутствует, но в  соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

      В Соединенных Штатах Америки федеральным  законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая  одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

  • наименьшие -1-24 занятых;
  • малые - 25 - 99 занятых;
  • промежуточные - 100 - 499 занятых;
  • крупные - 500 - 999 занятых;
  • крупнейшие - 1000 и более занятых.

      Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

      В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

      В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан, Кыргызская республика и Республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия).

      В настоящее время в Республике Беларусь основными законодательными актами, регулирующими (определяющими) деятельность субъектов малого предпринимательства являются Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» и Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства».

      В соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства относятся:

      предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица;

      юридические лица со среднесписочной численностью работников:

    • в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
    • в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере – до 60 человек;
    • в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
    • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30 человек;
    • в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

      Указ  Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 
«О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» устанавливает новые критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. Согласно названному Указу субъектами малого предпринимательства являются:

    • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
    • микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
    • малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

      Следует отметить, что в Указе отнесение к субъектам малого предпринимательства предусмотрено вне зависимости от осуществляемых видов экономической деятельности.

      Одним из важнейших направлений развития рыночной экономики является малый  бизнес. Развитие малого предпринимательства способствует насыщению рынка разнообразными товарами и услугами, обеспечению занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест, созданию прогрессивной структуры экономики и здоровой конкурентной среды.

      В целях упрощения порядка налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. N 119 «Об упрощенной системе налогообложения» утверждено Положение об упрощенной системе налогообложения.

      Для решения вопросов, связанных с  дальнейшим развитием малого предпринимательства, а также в целях содействия развитию малого бизнеса, постановлением Совета Министров ежегодно принимается  Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь, разрабатываются и утверждаются мероприятия по ее выполнению. Для стимулирования предпринимательской деятельности проводится ежегодный республиканский конкурс «Лепшы прадпрымальнік года», в областях – «Лепшы прадпрымальнік вобласці».

Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества (белорусский и зарубежный опыт)