Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:40, реферат
Объектом исследования явились малые предприятия в экономике Республики Беларусь и зарубежных стран.
Цель работы: на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала выяснить экономическую сущность малых предприятий, оценить их влияние на экономику страны.
Институт
государственной службы
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему
«Малый бизнес и его роль в экономическом
развитии общества (белорусский и зарубежный
опыт)
Реферат
Объектом исследования явились малые предприятия в экономике Республики Беларусь и зарубежных стран.
Цель работы: на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала выяснить экономическую сущность малых предприятий, оценить их влияние на экономику страны.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
Перечень ключевых слов: малое предприятие, малый бизнес, предпринимательство, развитие экономики.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 4 |
1. Малый
бизнес в современной рыночной экономике. Понятие малого бизнеса |
6 |
2. Значение и задачи малого бизнеса | 11 |
3. Особенности
малого бизнеса. зарубежный опыт развития малого бизнеса |
14 |
4. Малый бизнес в Республике Беларусь | 17 |
Заключение | 30 |
Список использованных источников | 31 |
Введение
В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в Республике Беларусь и зарубежных странах, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.
Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.
Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Малый
бизнес в большинстве стран пользуется
поддержкой государства. Так например,
в нашей стране действует Закон Республики
Беларусь от 16 октября 1996 года «О государственной
поддержке малого предпринимательства
в Республике Беларусь» и Указ Президента
Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255
«О некоторых мерах государственной поддержки
малого предпринимательства», которые
определяют меры по стимулированию развития
малого предпринимательства. Вышесказанное
подтверждает актуальность данной проблемы,
и обосновывает выбор данной темы для
курсовой работы.
1. Малый бизнес
в современной
рыночной экономике.
Понятие малого бизнеса.
Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.
При
определении мер поддержки
В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.
В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.
В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.
В
Соединенных Штатах Америки федеральным
законом о малом бизнесе
Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.
В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан, Кыргызская республика и Республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия).
В настоящее время в Республике Беларусь основными законодательными актами, регулирующими (определяющими) деятельность субъектов малого предпринимательства являются Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» и Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства».
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства относятся:
предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица;
юридические лица со среднесписочной численностью работников:
Указ
Президента Республики Беларусь от 21 мая
2009 г. № 255
«О некоторых мерах государственной поддержки
малого предпринимательства» устанавливает
новые критерии отнесения к субъектам
малого предпринимательства. Согласно
названному Указу субъектами малого предпринимательства
являются:
Следует отметить, что в Указе отнесение к субъектам малого предпринимательства предусмотрено вне зависимости от осуществляемых видов экономической деятельности.
Одним из важнейших направлений развития рыночной экономики является малый бизнес. Развитие малого предпринимательства способствует насыщению рынка разнообразными товарами и услугами, обеспечению занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест, созданию прогрессивной структуры экономики и здоровой конкурентной среды.
В целях упрощения порядка налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. N 119 «Об упрощенной системе налогообложения» утверждено Положение об упрощенной системе налогообложения.
Для решения вопросов, связанных с дальнейшим развитием малого предпринимательства, а также в целях содействия развитию малого бизнеса, постановлением Совета Министров ежегодно принимается Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь, разрабатываются и утверждаются мероприятия по ее выполнению. Для стимулирования предпринимательской деятельности проводится ежегодный республиканский конкурс «Лепшы прадпрымальнік года», в областях – «Лепшы прадпрымальнік вобласці».