Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества (белорусский и зарубежный опыт)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:40, реферат

Описание

Объектом исследования явились малые предприятия в экономике Республики Беларусь и зарубежных стран.

Цель работы: на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала выяснить экономическую сущность малых предприятий, оценить их влияние на экономику страны.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 1.15 Мб (Скачать документ)

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Все большее внимание в последнее время уделяется развитию внешнеторговой деятельности субъектов малого предпринимательства. Для ликвидации дисбаланса между экспортом и импортом, который выражается в виде отрицательного сальдо внешнеторгового товарооборота, важное значение имеет рост объемов экспорта малых предприятий. В 2008 году субъектами малого предпринимательства экспортировано товаров на сумму 2605,9 млн. долларов США (в 2007 году – 1748,3 млн. долларов, в 2006 году – 3018,9 млн. долларов), импортировано товаров – на сумму 9507,1 млн. долларов (в 2007 году – 6307,5 млн. долларов, в 2006 году – 7049,6 млн. долларов). Таким образом, сальдо внешней торговли осталось отрицательным и в 2008 году составило минус 6901,2 млн. долларов (в 2007 году оно составляло минус 4559,2 млн. долларов, в 2006 году – 4030,7 млн. долларов).

     Основными странами – торговыми партнерами по экспорту в 2008 году были Россия – 32,8 % общего объема экспорта организаций  малого предпринимательства, Латвия – 15,5 %, Нидерланды – 12,5 %, Соединенное  королевство – 8,7 %, Украина – 7,0 %, Польша – 4,0 %. Среди стран – импортеров наибольший удельный вес занимали Россия – 44,2 %, Германия – 8,5 %, Украина – 8,2 %, Китай – 7,8 %, Польша – 4,2 %, Италия – 3,0 %.

     Объем внешней торговли товарами малых  предприятий по отдельным странам характеризуется данными, приведенными в таблице:

     миллионов долларов США

  2006 2007 2008 В процентах  к итогу
2006 2007 2008
Экспорт - всего 3018,9 1748,3 2605,9 100 100 100
    из него:
           
Россия 615,6 734,3 855,0 20,4 42,0 32,8
Латвия 118,3 36,4 404,9 3,9 2,1 15,5
Нидерланды 925,8 278,1 326,6 30,7 15,9 12,5
Соединенное Королевство 606,6 191,0 226,0 20,1 10,9 8,7
Украина 128,2 113,8 183,2 4,2 6,5 7,0
Эстония 20,7 13,0 110,1 0,7 0,7 4,2
Польша 140,5 99,5 105,3 4,7 5,7 4,0
Германия 44,6 52,4 68,3 1,5 3,0 2,6
Литва 56,3 59,7 53,6 1,9 3,4 2,1
Казахстан 23,7 33,9 33,3 0,8 1,9 1,3
Импорт - всего 7049,6 6307,5 9507,1 100 100 100
    из него:
           
Россия 4473,6 2951,4 4199,3 63,5 46,8 44,2
Германия 388,2 478,9 810,9 5,5 7,6 8,5
Украина 400,7 539,2 775,7 5,7 8,5 8,2
Китай 238,5 378,6 737,8 3,4 6,0 7,8
Польша 256,0 279,6 398,9 3,6 4,4 4,2
Италия 133,7 175,1 284,4 1,9 2,8 3,0
Франция 76,2 106,4 181,3 1,1 1,7 1,9
США 64,5 89,4 141,8 0,9 1,4 1,5
Нидерланды 68,8 84,0 117,5 1,0 1,3 1,2
Япония 66,3 68,2 116,3 0,9 1,1 1,2

     Динамика  экспорта и импорта товаров приведена в диаграмме (миллионов долларов США)

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Увеличение  отрицательного сальдо внешнеторговых операций обусловлено ростом импорта  нефти и нефтепродуктов (1417,4 млн. долларов – за 2008 год, 857,7 млн. долларов – за 2007 год), однако по сравнению с 2006 годом импорт нефти и нефтепродуктов в 2008 году сократился на 1339,8 млн. долларов. Существенно возрос стоимостной объем поставок на внутренний рынок дорожной и строительной техники (на 35 млн. долларов, или в 2,2 раза к уровню 2007 года, а к уровню 2006 года в 3,4 раза), легковых автомобилей (на 118 млн. долларов, или в 2 раза к уровню 2007 года, а к уровню 2006 года в 2,2 раза), автомобилей специального назначения (на 27 млн. долларов, или в 2,1 раза к уровню 2007 года, а к уровню 2006 года в 2,7 раза), телевизоров, мониторов и проекторов (на 57 млн. долларов, или в 7,8 раза к уровню 2007 года, а к уровню 2006 года в 14,1 раза).

     На  увеличение общего объема экспорта по сравнению с 2007 годом повлиял рост поставок на внешний рынок растворителей и разбавителей сложных органических (366,8 млн. долларов за 2008 год, за 2007 год – 0,1 млн. долларов). В 2008 году субъектами малого предпринимательства области экспортировано: мебели и ее частей на 47,7 млн. долларов, что выше, чем в 2007 году на 24,6 %, тары пластмассовой – на 62 млн. долларов (в 1,3 раза), тары из древесины – на 22,7 млн. долларов (на 26,0 %).

     Что касается преобладающих в структуре  малых предприятий субъектов отрасли торговли и общественного питания, то розничный товарооборот, включая общественное питание, по ним в 2008 году составил 6955,1 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2006 годом в 3,3 раза. Розничный товарооборот по продовольственным товарам составил 3247 млрд. рублей и возрос в 2,9 раза, по непродовольственным товарам – 3708,1 млрд. рублей (увеличился в 3,8 раза).

     Данные  о розничном товарообороте, включая  общественное питание, по формам собственности  приведены в диаграмме:

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, малых предприятий за 2008 год, составила 70158,8 млрд. руб., что на 60,9 % больше, чем за 2006 год.

     Большая часть (62,4%) всей выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг в  сфере малого бизнеса была получена малыми предприятиями г. Минска, что обусловлено, в первую очередь, количественным преимуществом предприятий, действующих в г. Минске. Далее следует Минская область – на долю выручки от реализации, полученной организациями этой области, пришлось 11,3 %.

     Основным  показателем, характеризующим эффективность  работы предприятий, является рентабельность реализованной продукции, работ, услуг.

     Уровень рентабельности реализованной  продукции, работ, услуг  в 2008 году по малым предприятиям республики составил  
17,1 %, что на 3,4 процентных пункта меньше, чем в предыдущем году.

     Среди основных отраслей экономики рост уровня рентабельности наблюдался по отрасли  операции с недвижимым имуществом (с 47,3 % до 71,9 %), в материально-техническом  снабжении и сбыте (с 21,7 % до 33,3 %), в торговле и общественном питании (с 29,4 % до 32,5 %), в промышленности (с 10,7 % в 2007 году до 12,7% в 2008 году), на транспорте (с 9,1 % до 9,9 %), в строительстве (с 15,9 % до 18,7 %), снижение – в науке и научном обслуживании (с 18,8 % до 17,0 %), по отрасли финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение (с 2,8 % до 1,9 %).

     По  итогам работы за 2008 год малыми предприятиями  было получено 2831,7 млрд. рублей чистой прибыли, что в 2,6 раза больше, чем  в 2006 году. Промышленными предприятиями получено 24,1 % общей чистой прибыли субъектов малого предпринимательства, 14,2 % – строительными организациями, 37,2 % – организациями торговли и общественного питания.

     Удельный  вес убыточных организаций в 2008 году составил 22,4%, в 2007 году – 25,0 %, в 2006 году – 25,1 %.

     По  состоянию на 1 января 2007 года основная часть кредиторской задолженности  предприятий внутренняя – 68,6 % (на 1 января 2008 года – 68,5% или 7062,9 млрд. руб., на 1 января 2009 года – 64,2 %). На долю стран  Содружества Независимых Государств по состоянию на 1 января 2007 приходилось 11,8 % (88,7 % которой приходится на Российскую Федерацию), по состоянию на 1 января 2008 года – 10,6 % (85,8 % приходится на Российскую Федерацию), по состоянию на 1 января 2009 года – 7,7 % (84,6 % приходится на Российскую Федерацию),

     По  всем областям (за исключением г. Минска) кредиторская задолженность превышала  дебиторскую.

     Грузовыми автомобилями малых предприятий  в 2008 году перевезено 43600,3 тыс. тонн грузов, что в 2,2 раза больше, чем за 2006 год, грузооборот также увеличился в 1,7 раза и составил 9411177,6 тыс. тонно-километров.

     Следует отметить, что по сравнению с 2006 годом  значительно увеличилась перевозка  пассажиров малыми предприятиями республики. Так, за 2008 год было перевезено 129167,4 тыс. человек, что в 2 раза превышает 2006 год. Пассажирооборот также увеличился в 2,8 раза: 5407416,0 тыс. пассажиро-километров в 2008 году против 1920391,6 тыс. пассажиро-километров за 2006 год.

     Таким образом, с увеличением числа  малых предприятий продолжает возрастать значимость малого предпринимательства для развития экономики республики в целом. Однако, несмотря на высокие темпы роста основных экономических показателей деятельности малых предприятий в 2008 году, финансовое положение их остается нестабильным: снижается уровень рентабельности реализованной продукции, работ, услуг, остается высоким удельный вес убыточных предприятий.

 

Заключение 

     В работе характеризуется малое предпринимательство  в Республике Беларусь в сравнении  с зарубежными странами, выделены особенности малого предпринимательства, обозначены основные его проблемы и намечены пути их решения.

     Критерии  отнесения предприятий к сфере  малого бизнеса различаются в  разных странах, и нет единого, общепринятого  показателя. Но в большинстве стран, предприятия относятся к сфере малого бизнеса, по количеству рабочих, и по данным годового оборота. Малый бизнес обладает рядом преимуществ в социально-экономическом плане. Современная экономика характеризуется сочетанием крупных корпораций и большим количеством предприятий малого бизнеса, которые играют значительную роль в функционировании всей системы.

     Во  многих государствах вклад малых  предприятий в ВВП сравнивается с крупными, а в некоторых и  превышает. Структура малых предприятий  различается от страны к стране, а порой и от региона к региону, в одной стране. Это объясняется экономическими и социокультурными особенностями регионов. В Республике Беларусь малый бизнес начал развиваться в 90-х годах ХХ века. Вклад малых предприятий составляет лишь десятую часть от общего ВВП нашей страны. Почти половину составляют предприятия торговли и общественного питания, тогда как на промышленность и сельское хозяйство приходится по 15% их количества.

     Практически во всех странах осуществляется поддержка  малого предпринимательства. Основными направлениями этой поддержки являются создание условий для льготного кредитования, снижение налоговых вычетов, упрощение процедур регистрации и лицензирования, создание фондов по поддержке малого предпринимательства.

 

      Список использованных источников 

     
  1. О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 года.
  2. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255.
  3. Бородина, В.В. Малые предприятия. М.: Книжный мир, 2001. 367 с.
  4. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США//  Проблемы теории и практики управления, 1993, стр. 18.
  5. Ходов, Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы статистики. 2002. №7.
  6. Шулятьева, Н. А. Малый бизнес в условиях рынка // Деньги и кредит. 1992. № 1.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества (белорусский и зарубежный опыт)