Малый бизнес в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 08:53, реферат

Описание

Формирование рыночной системы хозяйствования в Украине связано с ростом предпринимательской активности во всех сферах экономики. Один из перспективных направлений создания конкурентно-рыночной среды - развитие малого предпринимательства. Малое предприятие считается наиболее динамическим элементом в структуре хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
1. Сущность и роль малого бизнеса в условия перехода к рыночным отношениям………………………………………………………………..4
2. Развитие малого бизнеса в Украине…………………………………...7
3. Факторы, влияющие на развитие малого бизнеса в Украине ……....8
3.1 Законодательные и административные факторы…………………8
3.2 Рыночные условия………………………………………………….9
4. Поддержка малого бизнеса со стороны государства………………...10
5. Международный опыт поддержки малого бизнеса………………….16
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

малый2.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

Содержание: 

Введение

1. Сущность  и роль малого бизнеса в  условия перехода к рыночным  отношениям………………………………………………………………..4

2. Развитие  малого бизнеса в Украине…………………………………...7

3. Факторы, влияющие на развитие малого бизнеса  в Украине ……....8

    3.1 Законодательные и административные факторы…………………8

    3.2 Рыночные условия………………………………………………….9

4. Поддержка малого бизнеса со стороны государства………………...10

5. Международный опыт поддержки малого бизнеса………………….16

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Формирование  рыночной системы хозяйствования в  Украине связано с ростом предпринимательской  активности во всех сферах экономики. Один из перспективных направлений  создания конкурентно-рыночной среды - развитие малого предпринимательства. Малое предприятие считается наиболее динамическим элементом в структуре хозяйственной деятельности.

Малые предприятия имеют много преимуществ, которые активно влияют на экономические  и социальные преобразования в государстве. Но предприятия малого бизнеса работают нестабильно. Деятельность малых предприятий более подвергается отрицательным изменениям, которые происходят в экономической и политической среде страны, чем деятельность больших предприятий.

   Проблема  становления и развития малого бизнеса  в постсоциалистических странах приобретает особую актуальность, ведь именно малый бизнес способный эффективно решать острейшие экономические и социальные проблемы экономики.

   В настоящее время не только украинская, но и мировая экономика находятся  в стадии серьезных трансформаций, связанных с инновациями и новыми экономическими вызовами рубежа XX-XXI вв. При этом важнейшую роль играют процессы глобализации и формирования постиндустриального общества. Происходит массовый переход к новым технологиям. Стремительно совершенствуется техническая база производства. Осуществляется оптимизация отраслевой и территориальной структур национальных хозяйств.  
 
 
 

1. Сущность  и роль малого бизнеса в  условия перехода к рыночным  отношениям 

   Слово «Бизнес» в повседневной жизни можно  услышать, так же часто, как и «деньги, работа, семья». Так что же на самом деле скрывается под этим словом?

   Одно  из самых распространенных определений  бизнеса говорит нам с вами, что «бизнес» - это любая деятельность, направленная на получение прибыли  путем предоставления другим необходимых товаров и услуг. Важной частью структуры бизнеса, о которой я бы хотела рассказать, является «малый бизнес».

   Одной из популярных в 80-х годах в США  была книга Нейзбитта

“Megatrends”. В ней Нейзбитт сказал: «Переходные  этапы в экономике являются временем, когда расцветает предпринимательство. Сейчас мы переживаем такой период».

   Предприятие малого бизнеса, по определению Управления малого бизнеса - это независимо управляемая, не доминирующая в области своей деятельности фирма, отвечающая определенным стандартам размеров в плане количества работников и годового объема поступлений. Существует и другое определение, более адаптированное к украинским условиям: «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

   Мировой опыт и практика убеждают, что важным элементом рыночной экономики является существование и взаимодействие больших, средних и малых предприятий. При этом малое предпринимательство рассматривается не только как дополнение к большому производству, а как самостоятельная форма функционирования и развития современных продуктивных сил – гибкая, жизнеспособная, эффективная, прогрессивная.

   Особенное значение малого бизнеса в переходный к рыночным отношениям период проявляется  в структурной перестройке экономики, ускорении научно- технического процесса, формировании нового социального слоя.

   Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

   Особенно  актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в  свете последних изменений в  экономике нашей страны. В условиях выхода из экономического кризиса нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса.

Появление большого числа фирм приведет к появлению  новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного  курса национальной валюты, да и  это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно.

   Но  чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при  образовании нового течения в  экономике Украины, сначала следует  поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.

   Для начала немного статистики. Активный рост доли малых предприятий в  структуре экономики западных стран  начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.

   Наконец, развитие мелкого предпринимательства  необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

   Что касается Украины, то развитие малого предпринимательства началось еще  в условиях социалистической экономики  и своего наибольшего размаха  достигло в период рыночной трансформации. Так, за период с 1991 до 2001 года общее количество предприятий которые можно отнести к сфере малого предпринимательства , выросла в несколько раз. В этом секторе экономики работает более 12% общего количества работников, и который формирует около  8% валового внутреннего продукта страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Как  развивается малый бизнес в  Украине 

   Удел  украинского малого бизнеса —  торговля и сектор услуг. Небольшой  производитель после вступления в ВТО может исчезнуть как  класс.

Малый и средний бизнес в Украине трудно назвать драйвером экономики. К малому и среднему бизнесу можно причислить более 90% предприятий/компаний, зарегистрированных в Украине, но реальный вклад этих предприятий в ВВП — около 11% (данные прошлогоднего исследования УкрСиббанка).

   В 2005 году прибыли малых предприятий  составили лишь 5,5% всех доходов отечественной  экономики, подсчитал Госкомстат. В  Европе этот показатель выше в несколько  раз: в Дании, например, субъекты малого бизнеса ежегодно создают 80% национального продукта, в Италии — 60%, а средний вклад таких предприятий в ВНП по всей Западной Европе — 63-67%. Несмотря на рост доходов украинского малого бизнеса, начиная с 2000 года его доля в ВВП неуклонно снижается.

   Отстает Украина и по количеству компаний — представителей сектора малоги и среднего бизнеса. В 2005 году на 1000 человек населения Украины приходилось 11 малых и средних предприятий. В странах Центральной и Восточной Европы — 34 предприятия на 1000 человек.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Факторы,  влияющие на развитие малого бизнеса  в Украине 

   По  состоянию развития малого предприятия  Украина в десятки раз отстает  от стран ЕС. Нас значительно опережают  по всем показателям развития малого предприятия Польша, Словения, Чехия, Россия, Эстония и другие посткоммунистические государства. Исследования специалистов многих национальных, международных правительственных и неправительственных организаций, таких, например, как Международная финансовая корпорация, Международный центр перспективных исследований, Координационно- экспертный центр объединений предпринимателей Украины, Украинский независимый центр политических исследований, Союз предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины, Гарвардский университет международного развития, а также ученых Национальной академии Украины и отечественных вузов, дают более или менее обобщающую картину препятствий, сдерживающих и тормозящих развитие предпринимательства в Украине.

   По  результатам социологических исследований МФК (Международная Финансовая Корпорация) и анкетирования малых  частных предприятий, которые проводил Центр социальных экспертиз и прогнозов Института социологии, проблемы и препятствия для развития малого бизнеса в Украине могут быть разделены на несколько категорий.  

3.1 Законодательные  и административные факторы. 

   Это факторы, связанные с законодательством Украины и налоговой системой, или, другими словами, препятствия, созданные государством, которые включают:

  1. Высокие налоги (на что указали 97% респондентов);
  2. Большое количество различных налогов (86% респондентов);
  3. Частые изменения к требованиям налоговой отчетности (77% респондентов);
  4. Большое количество видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию (42%) и сложности в процедуре получения лицензий  (16%);
  5. Сложности процедуры регистрации предприятия (41%);
  6. Частые проверки государственными органами (38% респондентов);
 

3.2 Рыночные  условия

   Факторы, связанные с предпринимательской  деятельностью вообще: - низкий спрос  на продукцию (57% респондентов);

  1. Неплатежи со стороны клиентов (57% опрошенных);
  2. Трудности с получением кредита (52%);
  3. Давление со стороны криминальных элементов (30%);
  4. Трудности с конвертирование валюты (28%);
  5. Недостаток деловой информации (24%) и отсутствие управленческих знаний (19%).

    Результаты опроса показывают, что несмотря на общую тяжелую

макроэкономическую  ситуацию и финансовую кризис 1998 года среди четырех часто упоминаемых  проблем самыми серьезными остаются именно проблемы бюрократического характера  и те, которые связаны с государственным  управлением.

    Не добавляет оптимизма и прогноз  изменений в динамике развития  малого 

предпринимательства. Можно сделать вывод, что малые  предприятия вряд ли

смогут  решить такие проблемы собственными силами и самостоятельно преодолеть препятствия, которые встают перед ними. Они маленькие, уязвимые и нуждаются поддержки, прежде всего государства.  
 
 

4. Поддержка малого бизнеса со стороны государства 

   Необходимость в финансовых ресурсах – это объективное  явление в условиях развития экономики, так как возрастает потребность в пополнении оборотных средств, обновлении и модернизации основных фондов, использовании новейших технологий и материалов. По этому государство, как основа развития национальной экономики, должна оказывать содействие в развитии предпринимательских структур.

Информация о работе Малый бизнес в Украине