Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 08:53, реферат
Формирование рыночной системы хозяйствования в Украине связано с ростом предпринимательской активности во всех сферах экономики. Один из перспективных направлений создания конкурентно-рыночной среды - развитие малого предпринимательства. Малое предприятие считается наиболее динамическим элементом в структуре хозяйственной деятельности.
Введение
1. Сущность и роль малого бизнеса в условия перехода к рыночным отношениям………………………………………………………………..4
2. Развитие малого бизнеса в Украине…………………………………...7
3. Факторы, влияющие на развитие малого бизнеса в Украине ……....8
3.1 Законодательные и административные факторы…………………8
3.2 Рыночные условия………………………………………………….9
4. Поддержка малого бизнеса со стороны государства………………...10
5. Международный опыт поддержки малого бизнеса………………….16
Заключение
Список литературы
Обобщение результатов опроса предпринимателей приводит к выводу, что одной из наиболее острых проблем деятельности большей части субъектов малого предпринимательства является проблема поиска и получения финансовых ресурсов, необходимых для авансирования процесса хозяйствования. По этому особо значение для развитии сектора малого бизнеса имеет проблема государственного содействия в финансовом обеспечении предприятия малого бизнеса. В этом направлении можно выделить следующие виды финансово- кредитной помощи.
В
системе финасово-кредитной
Например, сумма ежегодных дотаций из бюджета США малому бизнесу составляет 300 млрд. долларов. В тоже время даже в высокоразвитых странах прямая государственная поддержка или предоставляется, тем предприятиям, деятельность которых является важной для развития национальной экономики, либо имеет социальную окраску.
В Украине же в связи с отсутствием у государства возможностей прямая финансовая помощь практически отсутствует. На сегодняшний день основным способом финансовой поддержки малого бизнеса является банковский кредит.
Что касается кредитования в целом, то можно сказать, что банковские учреждения не хотят иметь дело с таким клиентом, как малый бизнес. Причин этому несколько: отсутствие залога, слишком мал размер займа и на короткий срок, значительный риск, и незначительная прибыль в абсолютном выражении по сравнению с кредитованием серьезных заемщиков. Таким образом, сами по себе малые предприятия не являются сегодня привлекательными клиентами для банков. На ряду с этим, ставки кредитных ресурсов, которые действуют на рынках, слишком высокие для малых предприятий, что делает банковские кредиты недоступными для этого сектора экономики. По этому в сложившейся ситуации государственные займы должны стать реальным источником формирования финансовых ресурсов малого предпринимательства.
Однако
это – в долгосрочной перспективе
при условии достаточных
В реализации государственной политики содействия в развитии предпринимательства активная роль принадлежит также Государственному центру занятости Украины, который согласно действующему законодательству предоставляет беспроцентные кредиты безработным для занятия предпринимательской деятельностью. К сожалению, как доказала практика, эти структуры и объемы их кредитования не могут удовлетворить имеющегося спроса со стороны субъектов малого предпринимательства относительно получения финансово-кредитной помощи.
Учитывая ограниченные финансовые возможности нашего государства, финансово-кредитная политика может осуществляется на принципах широкого привлечения различных негосударственных источников финансирования.
Негосударственные организации, миссия которых заключается в формировании благоприятных условий для развития предпринимательства, создаются за счет нагромождения капиталов предпринимателей, предпринимательских структур коммерческого характера, коммерческих банков и т. д. Задача государства – стимулировать этот процесс и создавать для него соответствующие условия.
Одним из важных направлений поддержки малого бизнеса может стать внедрение государственного механизма стимулирования коммерческих банков к выдаче ссуд (льготных ссуд) малым предприятиям. Его важным элементом может быть освобождение от налогообложения банковских средств, направленных в фонд кредитов малому бизнесу, и предоставления государственной гарантии возвращения ссуды. Стоит распространить на сектор малого предпринимательства также новейшие банковские услуги, а именно, факторинг, финансовый лизинг и овердрафт.
Кроме
банковских учреждений, необходимо также
стимулировать развитие финансового
небанковского сектора в
В частности, финансовые и кредитные рынки, сформировавшиеся за последние годы в Украине, не обеспечивают потребности предпринимательских структур в финансово-кредитных ресурсах. По этому для решения проблемы финансового обеспечения субъекты предпринимательской деятельности должны самоорганизовываться, например, в товарищества взаимного финансирования.
Такие товарищества создаются за счет добровольных взносов и играют значительную роль в решении проблемы покрытия временных финансовых потребностей субъектов малого предпринимательства своими силами, без привлечения бюджетных средств.
Мировое сообщество также участвует в процессе инвестирования малого бизнеса. В этом плане большое значение придается сотрудничеству с Мировым банком, Европейским банком, банком реконструкции и развития, Фондам «Евразия», Фондам «Возрождение», Фондам «Ноу-хау». Среди стран, предоставляющих финансово-техническую помощь украинским предприятиям, наиболее активными являются США, Германия, Великобритания, Канада. Таким образом, международная финансовая помощь Украине поступает и это является важным направлением в развитии международных экономических связей, и украинская сторона должна эффективнее использовать иностранную помощь и активнее определять свою позицию во взаимоотношениях с международно- финансовыми организациями.
Важным
фактором, позитивно влияющий на формирование
финансового обеспечение малого
предпринимательства, может стать применение
различных форм государственного и негосударственного
обеспечения гарантий возращения заемных
средств предпринимательскими структурами.
Механизм государственного гарантирования
кредитов для малого предпринимательства
базируется преимущественно на авторитете
государства, как безусловно платежеспособного
и ответственного гаранта займов.
Негосударственное гарантирование может осуществляться различными учреждениями, гарантирующих кредит:
. коммерческими организациями;
. банками;
. частыми финансовыми учреждениями;
. иностранными инвесторами;
. товариществами взаимного гарантирования;
. общественными
организациями и т.д.
Подводя итоги, можно констатировать, что несмотря на позитивные сдвиги в развитии малого предпринимательства в Украине, существуют проблемы, препятствующие его полноценному развитию. Одной из наиболее острых проблем в деятельности большинства субъектов малого предпринимательства – проблема поиска и получения финансовых ресурсов.
Финансово-кредитная помощь малому предпринимательству может формироваться по таким направлениям:
. стимулирование
коммерческих банков и других
финансовых небанковских
. переориентация
бюджетных средств,
. активизация
процесса образования и
. более
эффективное использование
. содействие
процессу самоорганизации
5. Международный
опыт поддержки малого бизнеса
Большинство иностранных государств для содействия развития малого бизнеса старается привлечь средства не извне а за счет мобилизации на внутреннем рынке используя системы льгот и государственной помощи.
Финансовая
стабильность страны непосредственно
зависит от реализации экономического
потенциала малых предприятий, возможностей
и условий их финансового обеспечения.
Эффективная система
Заслуживает внимание опыт США, касающийся развития малого бизнеса, за счет системы государственных контрактов, дающие возможность получить гарантированный рынок сбыта продукции, ускорить нагромождение частного капитала, увеличить производственные мощности. Органы государственной власти утверждают перечень работ и услуг, заказы на который предоставляют только малым предприятия. При государственном заказе компании- монополисты часто вынуждены часть заказа (около 10%) передавать в субподряд малым предприятиям.
В Японии для ускорения качественного развития предприятия практикуется компенсирование всех затрат малых предприятий, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 затрат на повышение квалификации работников.
Местным органам власти будет интересен опыт Великобритании, где муниципальная власть объявляет конкурс на выполнение разных видов работ.
Победитель получает не только выгодный заказ но и стартовый капитал.
Поддержка малого предпринимательства на месте может стать основой развития регионов и социально-экономического обеспечения их населения.
В Германии за счет средств Банка кредитных гарантий малые предприятия имеют возможность получить коммерческий кредит, составить лизинговый договор. Также в Германии применяется система льготного кредитования при освоении высокотехнологических производств, созданию малых частных предприятий. В этом случае плата за пользование кредитными ресурсами, как правило не превышает 6% годовых, а срок предоставления кредита 10-15 лет.
В Канаде для предоставления займов малым предприятиям существует свыше 200 центров развития. Во Франции с этой же целью образованы общества взаимного поручительства.
В мировой практике известны такие формы поддержки малого предпринимательства как возвращение льготных займов в случае успехов и займы с льготными процентными ставками. Например, в Японии предоставляются долгосрочные займы на льготных условиях для развития малого бизнеса в определенных регионах страны, стимулирование производства новых видов продукции и пополнение основного и оборотного капитала предпринимательских структур. При этом государство гарантирует коммерческим банкам своевременное возвращение предприятиями займов.
В Италии практикуют предоставление льготных долгосрочных кредитов.
Например, под 3-5% годовых при рыночной процентной ставке около 15%.
Предприятия
могут получить дополнительную льготу
в 20-30% компенсации стоимости займа
при долгосрочном возврате кредита.
Государственное содействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
. создание
стабильных государственных и
негосударственных источников