Маржинальный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:55, реферат

Описание

Маржинальный анализ , методика которого базируется на изучении соотношения между тремя важнейшими экономическими показателями: затраты, объем производства и прибыль, играет большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе. Данный метод называют еще анализом безубыточности . Разработан он был в 1930 г. году американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования.

Работа состоит из  1 файл

Понятие маржинального анализа.docx

— 48.43 Кб (Скачать документ)

Понятие маржинального  анализа

Маржинальный анализ , методика которого базируется на изучении соотношения между тремя важнейшими экономическими показателями: затраты, объем производства и прибыль, играет большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе. Данный метод называют еще анализом безубыточности . Разработан он был в 1930 г. году американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования.

Методика  маржинального анализа позволяет  изучить зависимость прибыли  от наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования величины прибыли.

Основные достоинства  и возможности маржинального  анализа состоят в определении:

  • безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
  • зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
  • необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
  • критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
  • критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального анализа  обосновываются управленческие решения в части:

  • выбора вариантов изменения производственной мощности;
  • ассортимента продукции;
  • цены на новое изделие;
  • вариантов оборудования;
  • технологии производства;
  • приобретения комплектующих деталей;
  • оценки эффективности принятия дополнительного заказа и т.д.

Безубыточность  — это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность  между фактическим количеством  реализованной продукции и безубыточным объемом продаж — это зона безопасности (зона прибыли) , чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный  объем продаж и зона безопасности — основные показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия.

Расчет  данных показателей основывается на взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли.

Определение безубыточного объема продаж проводят в натуральном и стоимостном  выражении зоны безопасности предприятия.

Согласно  системе «директ-костинг» затраты  делятся на постоянные и переменные, и в себестоимость включаются только переменные затраты (часть себестоимости).

Современный директ-костинг основан на вычитании  из выручки переменных расходов и  определении предельной (маржинальной) прибыли, которая отличается от реальной прибыли на сумму постоянных расходов, что позволяет уточнить порог  рентабельности. Маржинальный доход предприятия  (МД) — это выручка минус переменные затраты или прибыль в сумме с постоянными затратами:

РП - ПрЗ = МД = ПЗ + ПЗ.

Тогда прибыль от реализации можно представить  как разность между маржинальным доходом и постоянными затратами:

П = МД – ПЗ.

Маржинальный  доход на единицу продукции, ставка маржинального дохода (Дс ), в свою очередь, — это разность между ценой единицы продукции и переменными затратами на нее (ПрЗед )

Дс = Цед - ПрЗед .

Сумму маржинального дохода можно в  свою очередь представить в виде произведения количества проданной  продукции (Х) и ставки маржинального  дохода на единицу продукции (Дс ):

МД = Х ∙  Дс .

Тогда формула прибыли от реализации будет  иметь следующий вид:

П = Х (Ц - ПрЗ) - ПЗ или П = Х ∙  Дс - ПЗ.

Исходя  из уравнения общей прибыли П = (Ц- ПрЗ) ∙ Х - ПЗ, можно рассчитать точку безубыточности при выпуске одного вида продукции. Если нет прибыли, формула имеет следующий вид:

РП = Ц ∙ Х = ПрЗед  ∙ Х + ПЗ.

Из  уравнения нетрудно найти значение Х, т.е. точки безопасности, безубыточности  в натуральных единицах (порога рентабельности  ):

или

,

где Тv  — точка безопасности, выраженная в натуральных единицах.

Точка безубыточного объема продаж в денежном измерении (критический оборот) вычисляется  по формуле:

или

,

где Ду  — норма маржинального дохода, или удельный вес маржинального дохода в выручке.

Точка критического объема реализации в процентах  к максимальному объему, который  принимается за 100%, может быть рассчитана по формуле:

.

Зона безопасности  — это разность между фактическим и безубыточным объемом продаж, рассчитывается по стоимостным показателям в процентах:

.

Если  ставится задача определить объем реализации продукции в натуральном измерении (РП) для получения планируемой суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:

или

.

Для стоимостного выражения требуемого объема реализации при прогнозируемой прибыли применяется формула:

.

В таблице 12.1 представлен пример расчета  показателей, характеризующих безубыточность (табл. 12.1).

Таблица 12.1

Расчет показателей, характеризующих  безубыточность, тыс. руб.

Показатели

Значение

Количество проданных  изделий, шт.

60

Цена реализации

10

Выручка от реализации

600

Переменные затраты всего

360

Удельные переменные расходы

6

Постоянные затраты

140

Расчетные показатели

Маржинальный доход: РП - ПрЗ (600 - 360)

240

Прибыль: РП - ПрЗ - ПЗ (600 - 360 - 140)

100

Ставка МД на ед. руб.: Ц- ПрЗ(10 - 360 / 60)

4

Норма маржинального дохода: МД / РП (240 / 600)

0,4

Точка безопасности, шт.: Т= ПЗ / Дс (140 / 4)

35

Точка безопасности в денежном выражении: ПЗ / Ду (140 / 0,4)

350,0

Точка критического объема реализации в процентах к максимальному  объему: ПЗ / МД × 100 (140 / 240 × 100)

58,3

Зона безопасности, %: (РП - Тv) / РП (60 - 35) / 60 × 100

41,7

Прогнозная величина прибыли

150

Объем реализации продукции  для получения прогнозной прибыли, шт.: (ПЗ + Ппрогноз) / Дс(140 + 150) / 4

72,5

Объем реализации продукции  для получения прогнозной прибыли, руб. (ПЗ + Ппрогноз) / Ду(140 + 150) / 0,4

725


Если  организация реализует несколько  видов групп однотипных товаров, тогда уровень безубыточности необходимо рассчитывать для общей суммы  реализации и для каждой номенклатурной группы.

Общий объем продаж в точке безубыточности принимается за Х. В развернутом виде и по группам товаров общая сумма реализация будет иметь следующий вид:

УдА  ∙ Х + УдБ  ∙ Х,

где УдА и УдБ  — удельные веса групп реализованных товаров А и Б, соответственно, в общей сумме реализации.

Состояние равновесия (безубыточности) наступает, когда выручка от реализации равна  понесенным суммарным затратам:

РП = ПрЗед  ∙ Х + ПЗ.

Представим  выручку от реализации следующим  уравнением:

РП - ПрЗед  ∙ Х = ПЗ

или

ЦА  ∙  УдА + ЦБ  ∙  УдБ - ПрЗА  ∙  УдА - ПрЗБ  ∙  УдБ = ПЗ.

В таблице 12.2 показан пример расчета  точки безубыточности при реализации групп однотипных товаров.

Таблица 12.2

Расчет точки безубыточности при  реализации групп однотипных товаров

Показатели

А

Б

С

Итого

Количество проданных  изделий, шт.

50

30

20

100

Удельный вес выпуска  изделий в общем объеме

0,50

0,30

0,20

1,00

Продажная цена, тыс. руб.

70

90

120

х

Выручка от реализации, тыс. руб.

3500

2700

2400

8600

Удельные переменные расходы, руб.

65

82

110

х

Общая сумма переменных затрат, руб.

3250

2460

2200

7910

Маржинальный доход, руб.

250

240

200

690

Постоянные расходы, руб.

х

 

х

573

Финансовый результат  руб.

х

 

х

100

Точка безубыточности, шт.  
573 / (0,5 × 70 + 0,3 × 90 + 0,2 × 120 - 0,5 × 65 + 0,3 × 82 + 0,2 × 110)

83

По изделию А, шт. (83 × 0,5)

41,5

По изделию Б, шт. (83 × 0,3)

24,9

По изделию С, шт. (83 × 0,2)

16,6


Итак, организации необходимо реализовать 83 изделия для того, чтобы полученными  доходами минимально покрыть свои расходы. При этом изделий марки А должно быть реализовано 42 шт., марки Б — 25 шт., марки С — 17 шт.

В условиях многономенклатурного производства и реализации, например, при торговле широким спектром товаров, необходимо говорить об объеме безубыточной выручки, т.е. находить ее в стоимостном выражении  по формуле:

или

.

В таблице 12.3 приведен пример расчета  безубыточного объема реализации в  стоимостном выражении по многономенклатурным  группам.

Таблица 12.3

Расчет безубыточного объема реализации в стоимостном выражении по многономенклатурным  группам

Показатели

Номенклатурные  группы товаров

Итого, тыс. руб.

Конфеты развесные

Чай развесной

Кофе, банки

Выручка кафе

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1. Объем продаж

30

20,7

26

17,9

34

23,4

55

37,9

145

2. Переменные расходы

24

18,8

21

16

31

24,2

52

40,6

128

3. Маржинальный доход

6

х

5

х

3

х

3

х

17

4. Постоянные расходы

10

5. Финансовый результат

7

6. Точка безубыточности 10 / (1 - 128 / 145) или 10 / (17 / 145)

85,3

7. Точка безубыточности (конфеты  развесные)

17,6

8. Точка безубыточности (чай  развесной)

15,3

9. Точка безубыточности (кофе  в банках)

20,0

10. Точка безубыточности (выручка  кафе)

32,4


По  данным расчета видно, что общий  товарооборот в размере 85,3 тыс. руб. обеспечит безубыточную работу. При  этом каждая группа товаров также  имеет свой минимально допустимый объем  реализации: конфеты развесные должны приносить минимальную выручку  в 17,6 тыс. руб., чай развесной — 15,3 тыс. руб., кофе — 20,0 тыс. руб. и выручка от кафе — не менее 32 тыс. руб.

Информация о работе Маржинальный анализ