Машиностроительный комплекс РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования.

Работа состоит из  1 файл

Машиностр. комплекс РФ.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

     Речное  судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск). Создание глубоководных фарватеров на реках, сооружение каналов, соединивших важнейшие речные артерии между собой, позволило перейти к строительству судов типа "река-море" не только в нижних течениях рек, но и в средних и верхних. На этих речных верфях строятся также суда озерного типа и небольшие суда морского типа. Выгодное географическое положение таких речных верфей относительно предприятий-смежников в центральных районах делает сооружение судов на них весьма эффективным.

    Железнодорожное машиностроение - одна из старейших отраслей машиностроения, сравнительно сильно развитая дореволюционной России и реконструированная в 60-х годах. Технический процесс на транспорте в послевоенные годы привел к изменению видов тяги: замене малоэкономичных паровозов более эффективными и мощными электровозами и тепловозами, повышению грузоподъемности вагонов, созданию новых типов вагонов для перевозки специализированных, наливных, насыпных грузов. Современные тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны не только являются материалоемкой продукцией, использующей разнообразные конструкционные материалы - черные и цветные металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием - мощными дизелями, электромоторами, холодильными установками, установками для обогрева специальных цистерн, пневматическими установками для разгрузки сыпучих материалов. [5, с.202] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Общее машиностроение

     Группа  отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих  оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов  и пластмасс. Предприятия общего машиностроения -одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих  районах страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли. Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %,затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %,затраты на электроэнергию 3 - 5 %.

    Сельскохозяйственное машиностроение  располагает многочисленными и крупными предприятиями по производству различного  сельскохозяйственного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:

- производство  зерновых комбайнов - на Северном  Кавказе (Ростов- на-

 Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);

      - производство картофелеуборочных  машин - в Центральном районе

        (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы).

        Различные сельскохозяйственные  машины и оборудование производят        заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.  

     2.3 Среднее машиностроение                                                                                                             

    Среднее  машиностроение объединяет предприятия  малой металлоемкости, но повышенной  энергоемкости и трудоемкости. Основными  технологическими процессами в  среднем  машиностроении  являются  механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узко специализированны, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и  крупносерийная,  она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов,  комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования  для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.

     Среди отраслей транспортного машиностроения ведущая – автомобилестроение. Оно ориентировано на районы, отличающиеся высокой технической культурой производства, развитой сетью путей сообщения, занимающих удобное географическое положение в отношении многочисленных предприятий – смежников – поставщиков различных узлов, деталей, запасных частей, материалов. Этим требованиям в наибольшей мере соответствуют районы европейской части страны: Поволжский (здесь расположены Волжский автомобильный завод в Тольятти, на который приходится 80% производства легковых автомобилей в стране, автомобильные заводы в Ульяновске, Елабуге), Волго – Вятский (заводы в Саранске и Павлово-на-Оке), Центральный (Москва, Брянск, Серпухов, Ликино, Галицыно), Уральский (Ижевск, Миасс, Курган).

     В восточных районах, где нет необходимых  условий для развития отрасли,  автомобилестроение представлено лишь автосборочными заводами.

     В основном та же группа факторов (наличие  высокой технической культуры и  научно – производственного потенциала, высококвалифицированных кадров и  т.п.) определяет размещение авиационной и ракетно-космической промышленности, станкостроения, приборостроения, производства различного рода точных машин, инструмента и т.п.

     Основная  часть авиационных предприятий находится в центральных районах европейской части страны (Москва, Смоленск, Воронеж), в Поволжье (Ульяновск, Самара, Саратов, Казань) и в Западной Сибири (Омск, Новосибирск). Предприятия ракетно-космической промышленности размещаются в Москве, Самаре, Омске, Красноярске.

     Предприятия авиационной промышленности отличаются исключительно высоким уровнем  классификации инженерно-технических кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где помимо опытных кадров на производстве имеются научно- исследовательские институты и конструкторские бюро. В таких крупных промышленных центрах, как правило, имеются и предприятия- смежники. Авиационные заводы в отдельных городах специализируются на выпуске определенных типов самолетов.

     Ракетно-космическая  промышленность выпускает разного  рода орбитальные космические корабли, ракеты для запуска спутников и орбитальных станций и космические корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающие наиболее современные, высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. Наша авиакосмическая промышленность - одна из самых передовых в мире.

     Производство  вычислительной техники, приборов, точных станков, инструмента, отличающееся наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудоемкостью продукции, сосредоточено в крупных городах многих районов ( Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Воронеж, Екатеринбург, Ростов-на-Дону). [3, с.291-292]

     Индекс  производства транспортных средств  и оборудования в сентябре 2010г. по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года составил 141,9%, в январе-сентябре 2010г. - 131,0%.

  В % к Январь  – сентябрь 2010г, в % к январю – сентябрю 2009г
сентябрю, 2009г августу, 2010г
Производство  автомобилей, прицепов и полуприцепов 193,7 126,8 164,9
Производство  судов, летательных  и космических  аппаратов и прочих трансп. средств  114,7 102,8 113,2
 

     Таблица 1. Производство транспортных средств и оборудования

     Источник: [7]

        Тракторная промышленность России - одна из самых больших в мире. По особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются различные виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для промышленности.    Тракторные заводы размещены в Санкт- Петербурге, Волгограде, Челябинске, Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных – в Чебоксарах.

     Резко возрос диапазон выпускаемых тракторов  по мощности: от небольших

садовых в несколько  лошадиных сил до мощных машин  в несколько сотен

лошадиных сил. С увеличением количества тракторов  для обработки посевов

резко сократилось доля гусеничных тракторов, используемых преимущественно для вспашки, уборки в сельском хозяйстве и для промышленных нужд. Это определяет специализацию предприятий и районов на выпуске отдельных марок тракторов (по назначению, мощности, конструкции). Происшедшие изменения в типах выпускаемых тракторов, совершенствование их конструкции усилили зависимость тракторных заводов от предприятий-смежников (литейных, резинотехнических, электрооборудования   и т.д.). Наиболее сложной продукцией предприятий сельскохозяйственного машиностроения является производство комбайнов. В комбайностроении большое значение приобрели кооперированные связи с предприятиями-смежниками. В производстве комбайна "Нива" участвует 225 заводов.

     В размещении тракторной промышленности за последние годы произошли

крупные сдвиги. Возникнув в основных сельскохозяйственных районах страны (Поволжье- Волгоград, на Урале- Челябинск) для обеспечения  этих районов пахотными машинами, тракторная промышленность разместилась вблизи металлургических баз. Тракторы предназначаются не только для

сельскохозяйственных  работ, но и для промышленных нужд (на их основе

выпускаются землеройные  машины- бульдозеры, скреперы и т.д.) Для других

отраслей выпускаются  тягачи, трелевочные тракторы. Для  нужд сельского

хозяйства налажен выпуск специальных типов и модификаций тракторов (кроме пропашных- садово-огородные, для работ на крутых склонах, на увлажненных почвах, на свекловичных полях), предназначенных для использования в разных районах страны. Это обусловило специализацию тракторных заводов и широкий межрайонный обмен выпускаемой продукцией. Поэтому в последующие годы новые тракторные заводы возникли как в центральных промышленных районах, так и в других европейских районах.

          Одной из главных задач развития  машиностроительного комплекса  является коренная   реконструкция   и   опережающий   рост   таких   отраслей,    как станкостроение,   приборостроение,    электротехническая    и    электронная промышленность. Важное  значение  придается  сохранению  научно- технического потенциала,  разработке  и внедрению   новых   технологий,   восстановлению производства в отраслях  машиностроения,  способных выпускать конкурентную продукцию. Чтобы успешно решить  поставленные  задачи,  требуется оживление инвестиционной   активности   и   государственная   поддержка   предприятий, ориентирующихся на производство продукции высоких технологий. 
 
 
 
 
 
 

     3. Современная ситуация в машиностроении РФ с 2005 по 2011г.           

     3.1 Состояние машиностроительного  комплекса России.

     Машиностроительный  комплекс представляет сложное межотраслевое  образование, включающее машиностроение и металлообработку. Машиностроение объединяет специализированные отрасли, сходные по технологии и используемому  сырью. Металлообработка включает промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования.

       В настоящее время в машиностроении  по степени технической оснащенности  выделяют пять уровней технологического  уклада.

     Технологический уклад — совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным. Термин введен в науку российскими экономистами Д. С. Львовым и С. Ю. Глазьевым.

       Первый уровень представлен производством оборудования для горнодобывающей промышленности и предприятий, перерабатывающих первичное сырье.

   Второй уровень связан с производством оборудования для сельского хозяйства.

   Третий уровень представлен производством оборудования для черной и цветной металлургии, производством строительных материалов.

     Четвертый уровень включает автомобильную и подшипниковую промышленность, электротехническое машиностроение и др.

   Пятый уровень представляют предприятия, связанные с высокими технологиями: это — производство ЭВМ, оптико-волоконная техника, роботостроение, производство станков и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), ракетно-космическое производство, авиационная промышленность. [5, с.194]

Информация о работе Машиностроительный комплекс РФ