Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:23, курсовая работа
Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования.
Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск). Создание глубоководных фарватеров на реках, сооружение каналов, соединивших важнейшие речные артерии между собой, позволило перейти к строительству судов типа "река-море" не только в нижних течениях рек, но и в средних и верхних. На этих речных верфях строятся также суда озерного типа и небольшие суда морского типа. Выгодное географическое положение таких речных верфей относительно предприятий-смежников в центральных районах делает сооружение судов на них весьма эффективным.
Железнодорожное
машиностроение - одна из старейших
отраслей машиностроения, сравнительно
сильно развитая дореволюционной России
и реконструированная в 60-х годах. Технический
процесс на транспорте в послевоенные
годы привел к изменению видов тяги: замене
малоэкономичных паровозов более эффективными
и мощными электровозами и тепловозами,
повышению грузоподъемности вагонов,
созданию новых типов вагонов для перевозки
специализированных, наливных, насыпных
грузов. Современные тепловозы, электровозы,
пассажирские и специальные грузовые
вагоны не только являются материалоемкой
продукцией, использующей разнообразные
конструкционные материалы - черные и
цветные металлы, пластмассы, древесину,
стекло, но и оснащены сложным оборудованием
- мощными дизелями, электромоторами, холодильными
установками, установками для обогрева
специальных цистерн, пневматическими
установками для разгрузки сыпучих материалов.
[5, с.202]
2.2 Общее машиностроение
Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс. Предприятия общего машиностроения -одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих районах страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли. Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %,затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %,затраты на электроэнергию 3 - 5 %.
Сельскохозяйственное машиностроение располагает многочисленными и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:
- производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов- на-
Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);
- производство
(Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы).
Различные
2.3
Среднее машиностроение
Среднее
машиностроение объединяет
Среди отраслей транспортного машиностроения ведущая – автомобилестроение. Оно ориентировано на районы, отличающиеся высокой технической культурой производства, развитой сетью путей сообщения, занимающих удобное географическое положение в отношении многочисленных предприятий – смежников – поставщиков различных узлов, деталей, запасных частей, материалов. Этим требованиям в наибольшей мере соответствуют районы европейской части страны: Поволжский (здесь расположены Волжский автомобильный завод в Тольятти, на который приходится 80% производства легковых автомобилей в стране, автомобильные заводы в Ульяновске, Елабуге), Волго – Вятский (заводы в Саранске и Павлово-на-Оке), Центральный (Москва, Брянск, Серпухов, Ликино, Галицыно), Уральский (Ижевск, Миасс, Курган).
В восточных районах, где нет необходимых условий для развития отрасли, автомобилестроение представлено лишь автосборочными заводами.
В
основном та же группа факторов (наличие
высокой технической культуры и
научно – производственного
Основная часть авиационных предприятий находится в центральных районах европейской части страны (Москва, Смоленск, Воронеж), в Поволжье (Ульяновск, Самара, Саратов, Казань) и в Западной Сибири (Омск, Новосибирск). Предприятия ракетно-космической промышленности размещаются в Москве, Самаре, Омске, Красноярске.
Предприятия
авиационной промышленности отличаются
исключительно высоким уровнем
классификации инженерно-
Ракетно-космическая
промышленность выпускает разного
рода орбитальные космические
Производство вычислительной техники, приборов, точных станков, инструмента, отличающееся наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудоемкостью продукции, сосредоточено в крупных городах многих районов ( Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Воронеж, Екатеринбург, Ростов-на-Дону). [3, с.291-292]
Индекс производства транспортных средств и оборудования в сентябре 2010г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 141,9%, в январе-сентябре 2010г. - 131,0%.
В % к | Январь – сентябрь 2010г, в % к январю – сентябрю 2009г | ||
сентябрю, 2009г | августу, 2010г | ||
Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов | 193,7 | 126,8 | 164,9 |
Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих трансп. средств | 114,7 | 102,8 | 113,2 |
Таблица 1. Производство транспортных средств и оборудования
Источник: [7]
Тракторная промышленность России - одна из самых больших в мире. По особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются различные виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для промышленности. Тракторные заводы размещены в Санкт- Петербурге, Волгограде, Челябинске, Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных – в Чебоксарах.
Резко возрос диапазон выпускаемых тракторов по мощности: от небольших
садовых в несколько лошадиных сил до мощных машин в несколько сотен
лошадиных сил. С увеличением количества тракторов для обработки посевов
резко сократилось доля гусеничных тракторов, используемых преимущественно для вспашки, уборки в сельском хозяйстве и для промышленных нужд. Это определяет специализацию предприятий и районов на выпуске отдельных марок тракторов (по назначению, мощности, конструкции). Происшедшие изменения в типах выпускаемых тракторов, совершенствование их конструкции усилили зависимость тракторных заводов от предприятий-смежников (литейных, резинотехнических, электрооборудования и т.д.). Наиболее сложной продукцией предприятий сельскохозяйственного машиностроения является производство комбайнов. В комбайностроении большое значение приобрели кооперированные связи с предприятиями-смежниками. В производстве комбайна "Нива" участвует 225 заводов.
В размещении тракторной промышленности за последние годы произошли
крупные сдвиги. Возникнув в основных сельскохозяйственных районах страны (Поволжье- Волгоград, на Урале- Челябинск) для обеспечения этих районов пахотными машинами, тракторная промышленность разместилась вблизи металлургических баз. Тракторы предназначаются не только для
сельскохозяйственных работ, но и для промышленных нужд (на их основе
выпускаются землеройные машины- бульдозеры, скреперы и т.д.) Для других
отраслей выпускаются тягачи, трелевочные тракторы. Для нужд сельского
хозяйства налажен выпуск специальных типов и модификаций тракторов (кроме пропашных- садово-огородные, для работ на крутых склонах, на увлажненных почвах, на свекловичных полях), предназначенных для использования в разных районах страны. Это обусловило специализацию тракторных заводов и широкий межрайонный обмен выпускаемой продукцией. Поэтому в последующие годы новые тракторные заводы возникли как в центральных промышленных районах, так и в других европейских районах.
Одной из главных задач
3. Современная ситуация в машиностроении РФ с 2005 по 2011г.
3.1 Состояние машиностроительного комплекса России.
Машиностроительный комплекс представляет сложное межотраслевое образование, включающее машиностроение и металлообработку. Машиностроение объединяет специализированные отрасли, сходные по технологии и используемому сырью. Металлообработка включает промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования.
В настоящее время в
Технологический уклад — совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным. Термин введен в науку российскими экономистами Д. С. Львовым и С. Ю. Глазьевым.
Первый уровень представлен производством оборудования для горнодобывающей промышленности и предприятий, перерабатывающих первичное сырье.
Второй уровень связан с производством оборудования для сельского хозяйства.
Третий уровень представлен производством оборудования для черной и цветной металлургии, производством строительных материалов.
Четвертый уровень включает автомобильную и подшипниковую промышленность, электротехническое машиностроение и др.
Пятый уровень представляют предприятия, связанные с высокими технологиями: это — производство ЭВМ, оптико-волоконная техника, роботостроение, производство станков и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), ракетно-космическое производство, авиационная промышленность. [5, с.194]