Машиностроительный комплекс РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования.

Работа состоит из  1 файл

Машиностр. комплекс РФ.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

     Машиностроение  располагает мощной производственной базой. Однако до тех пор, пока у государства отсутствует возможность поддержки всех отраслей машиностроения, существует необходимость выделения наиболее приоритетных из них.

     Есть  определенные перспективы и для  развития внутреннего рынка товаров  машиностроения. Предполагаемый только на ближайшую перспективу объем внутреннего рынка машиностроительной продукции (включая и оборонную) прогнозируется специалистами в 30-40 млрд. долларов и в дальнейшем с развитием потребностей отраслей экономики будет возрастать, что потребует увеличения объемов производства в отрасли уже к 2010 году в 3,3 раза, в том числе продукции инвестиционного машиностроения - в 4,4 раза. Российское машиностроение располагает значительным экспортным потенциалом. Несмотря на все экономические трудности и проблемы, оно по экспорту занимает в стране второе место после топливно-энергетического комплекса, что составляет в физическом объеме в год около 10-15 млрд. долларов. Если же за счет приоритетного развития наукоемких и конкурентоспособных производств будет осуществлен масштабный выход на мировые рынки, то экспорт машинотехнической продукции увеличится не менее чем в два раза.

     Важным  резервом развития машиностроения следует  считать малый и средний бизнес.  В настоящее время конкуренция  в инновационной сфере означает борьбу за вывод на рынок полностью готовых продуктов. Главной задачей для мировых промышленных компаний является поиск конкурентных технологий. А реализация всех инновационных проектов строятся на условиях разделения рисков между его участниками и активного использования системы аутсорсинга. При этом во всем мире главный интегратор проекта занимается только сборкой, логистикой и продажами, а все остальное передается малому и среднему бизнесу. У нас же пока сохраняется старая система, когда одно предприятие  делает практически все - от переработки сырья до выпуска готового продукта. Поэтому для выпуска конкурентоспособной продукции необходимо следовать указанной общемировой тенденции. Помимо этого следует иметь в виду, что именно малый и средний бизнес определяет философию инновационного развития общества в силу его многочисленности.

     Более сложной в оценке является инновационно-инвестиционная сфера. По некоторым оценкам, на разработку и приобретение новых технологий, и перепрофилирование производственных мощностей в машиностроении России понадобится 100-150 млрд. долларов. Очевидно, что это потребует преодоления тех пассивных тенденций в инновационно-инвестиционной сфере, которые пока наблюдаются в отечественном машиностроении. Прежде всего, такой особенности российского инвестиционного процесса, когда компоненты технического оборудования заменяются за счет оборотных средств (доля собственных средств в инвестициях, включая прибыль, составляет до 80%), без долгосрочных вложений в основной капитал. Такое возможно с оборудованием четвертого технологического уклада, однако в долговременном аспекте такая практика может привести к экономической и технологической стагнации. В связи с этим необходимо усилить инвестиционную политику государства.

     Таким образом, есть основания считать, что Россия располагает необходимыми возможностями для решения задачи модернизации и обеспечения опережающего  развития машиностроения. Для использования в этих целях имеющегося потенциала, необходимо формирование эффективной государственной политики в машиностроительной промышленности, которая соответствовала бы современными условиями и могла бы обеспечить системность и многоаспектность процесса преобразований. 

     Оценивая  ситуацию в целом,  важно отметить и геополитический аспект:  можно  констатировать, что Россия возвращается на мировую арену в качестве сильного и влиятельного государства, с которым считаются,  которое может постоять за себя,  и которое способно осуществить самые масштабные планы. 

Заключение

Машиностроение  любой современной индустриально развитой страны – это ведущая, ключевая отрасль, причем не только обрабатывающей промышленности, и экономики в целом. Важная и возрастающая роль машиностроения определяется несколькими факторами.

Во-первых, именно в продукции машиностроения в  значительной своей части получают материальное воплощение новейшие достижения научно – технического прогресса.

Во-вторых, машиностроение является главной капиталообразующей отраслью хозяйства. Обеспечивая в  среднем 40 - 50%  и более общего объема ежегодных капиталовложений в экономику, машиностроение в решающей мере определяет уровень, темпы и масштабы технико – технологического перевооружения хозяйства, способствует дальнейшему повышению его экономической эффективности.

В-третьих, продукция  машиностроения играет важную роль в удовлетворении спроса населения на разнообразные технические средства, и роль его в этой области также неуклонно возрастает.

В заключение можно  сказать, что несмотря на все проблемы и трудности, в России имеются все необходимые условия для опережающего развития машиностроения. Это, прежде всего, собственные энергетическая и сырьевая база, развитая коммуникационная сеть, научный, интеллектуальный, кадровый, производственный и иные потенциалы. Но, главное, это развитие нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем. 
 
 
 

Список  литературы

  1. Ананьев Е.И. Социально-экономическая география. – М.: Высшее образование, 2006. – 160с.
  2. Герасимова Е. Б.Экономика машиностроения [Текст] : учебное пособие для ссузов / Е. Б. Герасимова, В. В. Жариков, М. В. Жарикова. - М. : ФОРУМ, 2010. - 304 с. - Гриф МО "Допущено". - ISBN 978-5-91134-434-4 : 241-34.
  3. Желтиков В.П. Экономическая география и регионалистика. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 384с.
  4. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России. Территориальная организация производства и рынка. – М.: КноРус, 2009. – 216с.
  5. Региональная экономика [Текст] : учебник для вузов / под ред. Т. Г. Морозовой. - Четвертое издание, переработанное и дополненное. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 527 с. - (Золотой фонд российских учебников). - Гриф МО "Рекомендовано". - Гриф УМЦ "Рекомендовано". - ISBN 978-5-238-01300-8 : 297-00.
  6. Симагин Ю.А. Социально-экономическая география. – М.: КноРус, 2009. – 384с.
  7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]// режим доступа: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
  8. Мир промышленности [Электронный ресурс]// режим доступа: http://www.mirprom.ru/Pubs.aspx?id=10088
 

         
     

Информация о работе Машиностроительный комплекс РФ