Механизм обеспечения экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 04:53, курсовая работа

Описание

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие и структура экономической безопасности государства………………………..………………………………………….8

1. Важнейшие элементы экономической безопасности…………….8

2. Классификация угроз экономической безопасности……………10

Глава 3. Механизм обеспечения экономической безопасности……………23

§1. Мониторинг, разработка критериев и параметров экономической безопасности……………………………………………………………23

§2. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности……………………………………………………………24

Заключение…………………………………………………………………….26

Литература……………………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

эб.docx

— 30.89 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

Понятие и структура  экономической безопасности государства………………………..………………………………………….8

      1. Важнейшие элементы экономической  безопасности…………….8

      2. Классификация угроз экономической безопасности……………10

Глава 3. Механизм обеспечения экономической безопасности……………23

      §1. Мониторинг, разработка критериев и  параметров экономической  безопасности……………………………………………………………23

      §2. Деятельность государства по обеспечению  экономической  безопасности……………………………………………………………24

Заключение…………………………………………………………………….26

     Литература……………………………………………………………...28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Введение 

     Потребность в защите от нежелательных внешних  воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность  в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных  объединений людей, включая общество и государство. В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного  существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние  всех сфер его жизнедеятельности.

     Сегодня наиболее актуальными являются вопросы  связанные с угрозами национальной безопасности Российской Федерации. Экономическая  безопасность — одна  из важнейших  составляющих национальной безопасности страны.

     Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую  конструкцию. Будучи частью системы  национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:

  • военной,
  • технологической,
  • продовольственной,
  • экологической безопасности и др.

     В настоящее время объектом безопасности становится экономика на всех уровнях  с ее задачами устойчивости, неуязвимости, баланса очевидных выгод и  определенного ущерба, привносимого процессом «втягивания» в международные  рыночные отношения и экономические  связи. Кризисное состояние экономики  проявляется через существенное сокращение производства, снижение инвестиционной активности, разрушение научно-технического потенциала, стагнацию аграрного сектора, уменьшение доходной части федерального бюджета и т.д.

     Расширение  делового сотрудничества с хозяйствующими субъектами в стране и за ее пределами  актуализирует задачи преодоления  негативных обстоятельств, препятствующих нормальному функционированию экономики, ее устойчивому развитию.

     Состояние экономики, оценка негативных последствий  принимаемых политических и хозяйственных  решений, в том числе по реформированию и перестройке, выявление причинно-следственных связей кризисных явлений обусловили рассмотрение факторов экономической  безопасности в рамках государственной  экономической политики.

     В самом общем виде экономическая  безопасность зависит от совокупности факторов оптимального соотношения  в масштабах структур государства, состояния экономики общества, содержания института власти и культуры общественной жизни. Она понимается как многоуровневое явление: экономическая безопасность личности; экономическая безопасность региона или сферы хозяйственной  деятельности; экономическая безопасность субъекта хозяйствования; экономическая  безопасность страны в целом.

     Из-за отсутствия целостной системы обеспечения  экономической безопасности, прогноз  и модели дальнейшего социально-экономического развития страны в значительной степени  основывались на международных программах, разработанных Международным банком реконструкции и развития (МБРР) и Международным валютным фондом (МВФ).

     Проведение  неадекватной хозяйственным условиям политики реформирования еще больше усугубило положение. Открытость экономики  позволила зарубежным производителям захватить российский рынок, вследствие чего в экономике России начался  резкий спад производства, который  все еще продолжается. Под угрозой  находится национальная безопасность России. Резкое падение уровня доходов  и жизни населения представляет угрозу государственности России. Всему  этому виной - состояние экономики. Как его оценить, как принимать решения по выводу её из затянувшегося кризиса? Проблема экономической безопасности в зарубежной литературе рассматривается, по-видимому, достаточно давно, так как начало этому положил ещё Ф.Рузвельт в 1934 году  началом использования термина экономическая безопасность. В СССР эти проблемы никогда не рассматривались. С началом перестройки в нашу страну стали проникать идеи экономической безопасности.

     В 90-х годах в статьях экономистов  и в средствах массовой информации стал звучать термин “экономическая безопасность”. Первые статьи по проблемам  экономической безопасности России появились в конце 1994 года. Наиболее полно теоретическую сторону  вопроса рассмотрели в журнале  Вопросы экономики №12 за 1994 год  Л.Абалкин, А.Архипов и др. Позже  в полемику по этому вопросу вступили и другие крупнейшие российские экономисты.

     Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

 

     Понятие и структура экономической  безопасности государства.

     1. Важнейшие элементы экономической  безопасности

     Для того чтобы понять и осознать значение категории "экономическая безопасность" необходимо дать характеристику термину "безопасность" и определит  в чем его суть. Безопасность - это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения  присущих этому субъекту качеств  и параметров его внешней среды  невелика, меньше определенного интервала. "Желательное" состояние субъекта определяется конкретным сочетанием параметров жизнедеятельности. В зависимости  от изменения этого сочетания, будет  меняться и понятие "желательное" изменение. Таким образом, не менее  важным для субъекта является правильная оценка уровня безопасности. Оценка безопасности субъектом может не совпадать  с ее реальным уровнем. Глубина этого  расхождения зависит от полноты  и глубины информации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т.д.

     Вообще, категория экономической безопасности по-разному трактуется в научной  литературе. Так, например, по мнению В.Тамбовцева, "...под экономической безопасностью  той или иной системы нужно  понимать совокупность свойств состояния  ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы".

     В.А.Савин  считает, что "экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных  интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство  страны в целом, отдельные регионы  страны, отдельные сферы и отрасли  хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной  деятельности". По Л.И.Абалкину "экономическая  безопасность - это состояние экономической  системы, которое позволяет ей развиваться  динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство  имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую  экономическую политику".

     Итак, в общем смысле слова, под экономической  безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами  развития народного хозяйства.

     Сама  экономическая безопасность имеет  достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно выделить три ее важнейших  элемента:

      - экономическую независимость, которая  в условиях современного мирового  хозяйства отнюдь не носит  абсолютного характера. Международное  разделение труда делает национальные  экономики взаимозависимыми друг  от друга. В этих условиях  экономическая независимость означает  возможность контроля государства  за национальными ресурсами, достижение  такого уровня производства, эффективности  и качества продукции, который  обеспечивает ее конкурентоспособность  и позволяет на равных участвовать  в мировой торговле, обмене научно-техническими  достижениями;

     - стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.;

     - способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

     Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. 

     2. Классификация угроз экономической безопасности.

     Наиболее  вероятными угрозами экономической  безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена  деятельность федеральных  органов государственной власти, являются:

     1.Ослабление  научно-технического и технологического  потенциала страны.

     Научно-технический  потенциал, несмотря на известные слабости (в особенности - односторонняя ориентация на военные цели), был в целом  сопоставим с североамериканским и  западноевропейским. Обвальное падение  производства, особенно в ВПК, парализовало спрос на НИОКР. Одновременно резко  сократились бюджетные ассигнования на науку.

     Доля  ассигнований на науку в индустриально  развитых странах составляет  не менее 2% от ВВП (это, по мнению Совета безопасности и является пороговым значением). В России эта доля равняется 0,3-0,5%. Считается, что если в течение 5-7 лет расходы на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки не превышают 1% от ВВП, то в стране наступают  необратимые процессы в разрушении научно-технического потенциала.

     Наука и научное обслуживание превратились из наиболее престижной и обеспеченной материально сферы деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. В конце 1996 г. средняя заработная плата здесь была ниже, чем в  газовой промышленности, электроэнергетике  и промышленности в целом соответственно в 5 раз, 2,5 и 1,4 раза. Практически полностью  прекратились закупки приборов, оборудования и материалов, подписка на иностранную  литературу и периодику. Предоставленные  самим себе научные учреждения и  институты бьются за выживание, озабочены  поисками денег на оплату коммунальных услуг.

     Сокращение  финансирования НИОКР более, чем  в 10 раз за последние 7 лет и связанный  с этим отток лучших умов за рубеж (эмиграция более 100 тысяч ученых в эти годы эквивалентна экономическому ущербу в 80 миллиардов долларов), деградация научных школ, распад научно-исследовательских  коллективов и конструкторских  бюро мирового класса, разрушение связи  между наукой и производством  обрекают страну на лишение главного фактора современного экономического развития – научно-технического прогресса.

           Однако, несмотря на катастрофическое разрушение отечественного научного потенциала, Правительство  не увеличивает ассигнований на НИОКР  даже до предусмотренных законом 4 процентов  от уровня расходной части бюджета, отказывается ввести расходы на НИОКР  в себестоимость продукции, предоставить налоговые льготы для стимулирования инновационной активности.

2. Дезинтеграция   экономики и спад производства.

Информация о работе Механизм обеспечения экономической безопасности