Механизм обеспечения экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 04:53, курсовая работа

Описание

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие и структура экономической безопасности государства………………………..………………………………………….8

1. Важнейшие элементы экономической безопасности…………….8

2. Классификация угроз экономической безопасности……………10

Глава 3. Механизм обеспечения экономической безопасности……………23

§1. Мониторинг, разработка критериев и параметров экономической безопасности……………………………………………………………23

§2. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности……………………………………………………………24

Заключение…………………………………………………………………….26

Литература……………………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

эб.docx

— 30.89 Кб (Скачать документ)

В результате макроэкономической политики, проводимой правительством РФ в разные годы, экономическое  пространство страны распалось на две  слабо связанные друг с другом сферы. Сфера обращения капитала (операции на рынке ценных бумаг, валютном рынке, а также в торговле) характеризуется  высокими (а то и сверхвысокими) прибылями  и скоростью обращения денег. Производственная же сфера («реальный  сектор экономики», охватывающий материальное производство, бытовые услуги, медицинское  обслуживание, образование, транспортные перевозки и другие сферы, связанные  с производством материальных и  духовных благ) низкими прибыльностью  и скоростью обращения денег, а также значительными рисками (все это обусловлено хаотическим  разрывом хозяйственных связей, неопределенностью  отношений собственности, неустойчивостью  спроса, недобросовестной конкуренцией и общей неблагоприятной коньюктурой  рынка).

           В сбалансированной экономической системе, находящейся  в состоянии равновесия, сфера  обращения капитала и производственная сфера выполняют взаимодополняющие  с воспроизводственной точки  зрения функции. Через сферу обращения  осуществляется постоянный обмен товаров  и переток капитала  из менее  эффективных в более эффективные  направления инвестиций, что и  обеспечивает непрерывность общественного  воспроизводственного процесса, основу которого образует сфера производства. Эти сферы связаны банками, сбытовыми  организациями, государственным бюджетом в единое целое и функционируют  в неразрывном единстве.

           В неравновесном  и разбалансированном состоянии  нынешней российской экономики сфера  обращения капитала и производственная сфера оказались дезинтегрированными. Резкий разрыв между ними по прибыльности и привлекательности операций привел к массовому перетоку капитала   из производственной сферы в сферу  обращения (с последующим переводом  значительной его части за рубеж)

     Дезинтеграция прогрессирует и в производственной сфере экономики. В этой связи  существенно то, что предприятия, вынужденные поддерживать собственное  воспроизводство в условиях постоянного  оттока денежных ресурсов и обесценения  оборотных средств, подразделяются на три группы в зависимости от устойчивости платежеспособного спроса и внутренней нормы прибыли.

     Первая  группа отличается устойчивым платежеспособным спросом и нормой прибыли, достаточной  для  удержания собственных  оборотных  средств и мобилизации внешних  кредитов для их пополнения. Это, как  правило, предприятия нефтегазовой, химической и металлургической промышленности, поставляющие значительную часть своей  продукции на экспорт. Последнее  и позволяет им придерживать относительно высокую норму прибыли, обеспечивать своевременный возврат средств  и привлекать относительно дешевые  кредитные ресурсы из-за рубежа для  финансирования оборотных средств. При благоприятном стечении обстоятельств они в состоянии задействовать кредитные и накопленные собственные средства в объемах, необходимых для финансирования инвестиций.

     Вторая  группа предприятий характеризуется  достаточной для поддержания  простого воспроизводства нормой прибыли  и наличием в той или иной мере платежеспособного спроса на их продукцию, позволяющего осуществлять (пусть и  с опозданием) оборот капитала. Они  ориентированы главным образом  на спрос предприятий первой группы. Сюда относят и немногочисленные предприятия, выпускающие конкурентоспособную  продукцию потребительского назначения, а также относящиеся к сфере  естественных монополий.

     В третью группу входят платежеспособные предприятия, отличающиеся низкой или  отрицательной рентабельностью, неконкурентоспособностью выпускаемой продукции или отсутствием  платежеспособных потребителей. Это  наиболее многочисленная группа, охватывающая предприятия сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства  и связанных с ними отраслей машиностроения, а также производства с длительными  циклами изготовления продукции (которым  особенно трудно выживать в условиях кризиса ликвидности). 

     Механизм  обеспечения экономической  безопасности

     1. Мониторинг, разработка критериев  и параметров экономической  безопасности.

     Меры  и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые  на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической  безопасности Российской Федерации.

     Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

     Важнейшими  элементами механизма обеспечения  экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и  прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

     Мониторинг  как оперативная информационно-аналитическая  система наблюдений за динамикой  показателей безопасности экономики  имеет большое значение для переходного  состояния экономики при наличии  серьезных межотраслевых пропорций  и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых).

     Разработка  критериев и параметров (пороговых  значений) экономической безопасности Российской Федерации

     Для реализации Государственной стратегии  должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые  значения) состояния экономики, выход  за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

  • динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;
  • состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;
  • способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам;
  • состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

    2. Деятельность  государства по обеспечению экономической   безопасности качество жизни населения.

     Деятельность  государства по обеспечению экономической  безопасности Российской Федерации  осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. 
  2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. 

     Экспертиза  принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции  экономической безопасности Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 

     Экономической безопасностью называют  характеристику, сущность которой состоит в:

  1. нормальном функционировании экономической системы в целом;
  2. возможности безболезненного включения и нормальной работы внутренней экономической системы в мировой.

     В работе мной были проанализиованны основные угрозы и рассмотрен механизм обеспечения  экономической безопасности. Также, были приведены общие направления  поддержания экономической безопасности России на должном уровне – это:

     - проведение эффективной промышленной  и структурной политики;

     - восстановление инвестиционной  активности;

     - спасение основного массива обрабатывающей  промышленности и сельского хозяйства,  научно-технического потенциала  страны;

     - постепенный переход к структурно-технологической  перестройке производства.

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать вывод: чтобы создать  национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения  своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Необходимо совершенствование нормативно-правовой базы  всех видов экономических отношений. Национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию — вооружением, население и социальную сферу — предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю — конкурентоспособными экспортными товарами. Россия должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда. Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью относится к советам со стороны других стран, которые при проведении своей внешней политики заботятся прежде всего о своих интересах. Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российской специфики экономического положения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература 

     1.Концепция  национальной безопасности РФ, Указ  Президента РФ №1300 от 17.12.1997 г.

     2."О  Государственной стратегии экономической  безопасности Российской Федерации  (Основных положениях)". Указ Президента  РФ №608 от 29.04.96 г. 

     3.Н.Н.Потрубач, А.Н.Борисович, В.И.Гришин. Приоритеты  государственной экономической  политики на современном этапе.  Саранск, НИИ регионологии, 2005

     4.М.Арсентьев.  Экономическая безопасность. Обозреватель, №5, 1998

     5.Основы  экономической безопасности (государство,  регион, предприятие, личность)./Под  ред. Олейникова Е.А. М, ЗАО  “Бизнес школа “Интел-Синтез”, 1997

     6.Д.А.Кононов,  В.В.Кульба, С.С.Ковалевский, С.А.Косяченко.  Формирование сценарных пространств  и анализ динамики поведения  социально – экономических систем. Препринт. М, ИПУ РАН, 1999

     7. Лаптев В.В. Введение в предпринимательское  право.//М. Институт государства  и права РАН.1994

     8. Тамбовцев В.Л. Экономическая  безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы. // Вестник МГУ.  Серия 6 "Экономика". 2001. №3.

     9. Клейн Н.И. Предпринимательское  право. Курс лекций //М. Юридическая  лит. 1999

     10. В.К.Сенчагов. Экономическая безопасность  России. М., 2005

     11.К.Х.Ипполитов.  Экономическая безопасность: Стратегия  возрождения России. М., 1996  

Информация о работе Механизм обеспечения экономической безопасности