Механизмы регулирования спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:39, реферат

Описание

Прогнозы занятости в территориальном, отраслевом и профессионально-квалификационном разрезах должны быть построены с учетом изменений в социально-демографических процессах, тенденциях инновационного развития, миграционных процессах по территориям. Главным в политике занятости должно быть предотвращение роста безработицы, гибкое реагирование на конъюнктуру рынка труда, способность оперативно возвращать в активную трудовую деятельность безработных граждан.

Работа состоит из  1 файл

В. В. Новиков Управление Федеральной государственной службы заня.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

Механизмы регулирования спроса и предложения  рабочей силы на региональном рынке  труда

Негативные последствия безработицы  для экономики и населения  любой территории очевидны. Помимо огромных экономических потерь вследствие недоиспользования трудового потенциала существенно возрастают и социальные издержки безработицы, которые нельзя компенсировать никакими пособиями. Кроме того, в сознании безработных граждан происходит нарушение многих общественных ценностей, связанных с трудом: материальное благополучие, самоутверждение, социальный статус, стремление к профессиональному росту. Отмеченный далеко не полный перечень факторов обуславливает актуальность и необходимость решения проблем планомерного воздействия государства на рынок труда.

Сегодня одной  из главных функций государства в отношении рынка труда должно стать формирование действенного механизма регулирования интересов партнеров по рынку, среди которых основными выступают работники и работодатели, а также юридические лица, представляющие их интересы и интересы противостоящих сил.

Прогнозы  занятости в территориальном, отраслевом и профессионально-квалификационном разрезах должны быть построены с учетом изменений в социально-демографических процессах, тенденциях инновационного развития, миграционных процессах по территориям. Главным в политике занятости должно быть предотвращение роста безработицы, гибкое реагирование на конъюнктуру рынка труда, способность оперативно возвращать в активную трудовую деятельность безработных граждан.

Как показывает практика исследований рынка труда Красноярского региона, напряженность на рынке рабочей силы по-прежнему значительная. В среднем по краю в 2005-2006 годах на одну вакансию, заявленную в службу занятости, претендует 2-3 безработных гражданина. При этом ситуация в отдельных территориях края существенно различается, в 10 из 17 городов и в 25 из 42 районов коэффициент напряженности значительно превышает средний показатель по краю. В конце 2005 года отсутствовали вакансии в городах Боготоле и Заозерном; в Бирилюсском, Боготольском, Большеулуйском, Идринском, Иланском, Ирбейском, Казачинском, Козульском, Краснотуранском, Манском, Новоселевском, Пировском, Рыбинском, Саянском, Туруханском, Шарыповском районах края, а также в поселке Кедровый.

Средняя продолжительность  «существования вакансии» в базе данных службы занятости составляет 3,6 месяца, а средняя продолжительность регистрируемой безработицы в Красноярском крае – 5,5 месяца (в 2003 г. эти показатели соответственно были 4,2 месяца и 6,1 месяца). Среди молодежи в возрасте от 16 до 29 лет продолжительность безработицы составляет 4,9 месяца, среди женщин – 5,8 месяца, в сельской местности – 6 месяцев.

К числу  актуальных проблем развития сферы  занятости населения Красноярского края относятся:

  • несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, дефицит постоянных рабочих мест в районах с преимущественным развитием сельского хозяйства;
  • увеличение в числе незанятых и безработных граждан удельного веса лиц, имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда;
  • снижение качества рабочей силы (старение и сокращение кадрового состава высококвалифицированных рабочих на предприятиях, увеличение контингента молодежи, имеющей низкий образовательный уровень);
  • несоответствие объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня требованиям рынка труда;
  • увеличение потребности в квалифицированных кадрах в связи с развитием ведущих отраслей Красноярского края, в том числе с началом реализации крупных инвестиционных проектов.

Решающим фактором социальной защищенности граждан на рынке труда в настоящее  время становится их образовательный  и профессиональный уровень, профиль подготовки. Профессиональное образование и переподготовка кадров в новых экономических и социальных условиях должны стать одним из наиболее эффективных путей обеспечения занятости населения. В связи с этим очень важно своевременно внести необходимые и вместе с тем оптимальные изменения в структуру, объемы и профили подготовки специалистов и рабочих, максимально увязав их с требованиями современного производства и экономики территорий. Только за счет фундаментального профессионального образования сегодняшние и будущие выпускники профессиональных образовательных учебных заведений могут обеспечить себе конкурентные позиции на рынке труда и в производственной среде. Весьма актуально и развитие системы опережающей переподготовки и повышения квалификации персонала на производстве. Это позволит значительной части высвобождаемых работников своевременно пройти необходимое обучение и не попасть в число безработных. С учетом этого особое значение приобретает задача создания единой системы непрерывного образования.

Американские  экономисты еще в шестидесятых годах  двадцатого столетия обосновали понятие «период полураспада компетентности», то есть срок, в течение которого знания выпускника вуза устаревают наполовину и работник становится непригодным для дальнейшей работы. Эта тенденция характерна сегодня для выпускников профессиональных образовательных учреждений различного уровня. Поскольку существует так называемая критическая величина, то есть разрыв между технологической сложностью работ и фактическим уровнем профессионального мастерства. В ситуациях, когда данный разрыв достигает своей критической величины, может возникнуть необходимость останавливать производство. Выявлены факты, указывающие на то, что на ряде предприятий региона уровень подготовки рабочих кадров важных для предприятий профессий и специальностей отстает от требований производства, при этом технологическая сложность работ опережает уровень их квалификации.

С одной  стороны, основной причиной сложившегося структурного соотношения в категориях востребованного персонала является экономическая политика, проводимая в отношении промышленного сектора экономики, как всей Российской Федерации, так и ее отдельных регионов, а также политика работодателей в отношении формирования кадрового потенциала предприятий и заполнения вакансий. Для решения проблем занятости населения весьма актуален поиск возможностей для создания новых рабочих мест. И именно на это направлена сегодняшняя социально-экономическая политика краевой власти, изложенная в программах социально-экономичес-кого развития Красноярского края и его территорий.

В крае начали реализовываться крупные инвестиционные проекты. Одним из них является проект, связанный с развитием зоны Нижнего Приангарья, предусматривающий завершение строительства Богучанской гидроэлектростанции, создание крупного алюминиевого производства, целлюлозно-бумажных, лесозаготовительных и лесопильных производств на базе богатой сырьевой базы, а также развитие транспортной и социальной инфраструктуры. По данным Департамента планирования и экономического развития администрации Красноярского края, в 2006-2010 годах общая потребность в квалифицированных кадрах для реализации инвестиционных проектов составит 34 тыс. чел., в том числе на освоение и развитие Нижнего Приангарья – 18 тыс. чел., из них на завершение строительства Богучанской ГЭС – 6,9 тыс. чел., на освоение месторождений Юрубчено-Тахомской зоны – 2 тыс. чел., на завершение строительства Васильевского рудника –  
1 тыс. чел.

Многим  предприятиям требуются рабочие  и специалисты, владеющие несколькими  профессиями, видами работ, имеющие  высокий уровень квалификации. Именно поэтому вопросы переподготовки и повышения квалификации занятой рабочей силы весьма актуальны.

С другой стороны, в настоящее время практически  разрушена система внутрипроизводственной переподготовки и повышения квалификации работников. Сложность проблемы состоит  и в том, что в период формирования рыночной экономики, в условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры, большинство крупных и средних предприятий края свернули свою систему профессионального обучения, упразднили образовательные структуры, занимающиеся профессиональным обучением работников, резко сократив численность обучаемых и практически ликвидировав систему ученичества. Некоторые предприятия края вынуждены были сокращать отдельные производственные и социальные инфраструктуры, ликвидировать зачастую и подразделения, занимающиеся вопросами подготовки и повышения квалификации кадров. Это существенно снизило их жизнеспособность и в результате на рынке труда появлялись лица, длительное время не проходившие повышение квалификации, создающие большие трудности для собственного трудоустройства.

В части  обеспечения соответствия объемов  и профилей подготовки кадров требуемому уровню качества подготовки специалистов образовательные учреждения системы профессионального образования края еще реагируют недостаточно гибко. На рынок труда выходит большая доля лиц, либо получивших профессии и специальности, не пользующиеся спросом, либо не способных выдержать конкуренцию. В структуре безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, увеличивается доля лиц, не имеющих профессии (специальности), – с 6,5% в 2003 году до 8,6% в 2006 году, а также тех, кто не имеет даже среднего (полного) общего образования, – с 17,1% в 2003 году до 23,1% в 2006 году (соответствующая динамика представлена на рисунке 1).

 

 

Рис. 1. Категории безработных граждан  на регистрируемом рынке труда Красноярского  края

 

Следовательно, важнейшим направлением активной политики занятости сегодня должно стать повышение качества рабочей силы путем совершенствования и дальнейшего развития системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки (в дальнейшем – «профессиональное обучение») безработных граждан, которое призвано обеспечить развитие трудового потенциала, формирование рациональной структуры занятости, гармонизацию личных интересов и общественных потребностей российского общества.

В отношении безработных граждан  данная задача возложена на Управление Федеральной государственной службы занятости населения (УФГСЗН) по Красноярскому краю и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) в городах и районах края.

Учитывая прогнозируемый специалистами  рынка труда рост потребности в квалифицированных рабочих кадрах, государственная служба занятости населения Красноярского края взаимодействует с органами управления образованием по определению объемов и профилей подготовки молодежи в профессиональных образовательных учреждениях исходя из требований территориальных рынков труда, а также занимается разработкой комплексных программ профессионального обучения безработных граждан.

УФГСЗН по Красноярскому краю разработаны  и реализуются ведомственные целевые программы «Содействие занятости населения, проживающего в сельской местности Красноярского края, на 2006-2010 годы» и «Профессиональное обучение безработных граждан Красноярского края в 2006 году (с учетом реализации на территории Красноярского края крупных инвестиционных проектов)». Профессиональное обучение безработных граждан в крае базируется на комплексном использовании существующих государственных и негосударственных образовательных структур, их конкурсном отборе с учетом перестройки учебного процесса, подбора высококвалифицированных педагогических кадров для организации процесса обучения. С этой целью организовано сотрудничество с 140 учебными заведениями края.

Подготовка безработных граждан  по профессиям и специальностям, которые необходимы региональной экономике, оказание услуг работодателям в области опережающего обучения кадров необходимым профессиям и специальностям – это далеко не полный перечень действий, позволивших службе занятости Красноярского края несколько стабилизировать состояние регионального рынка труда. Динамика роста услуг по профессиональному обучению безработных граждан в Красноярском крае представлена на рисунке 2.

Определение потребности в профессиональном обучении, реализация основных методологических подходов к решению этой проблемы невозможны без тесной взаимосвязи  с анализом текущего состояния, краткосрочных и среднесрочных прогнозов рынка труда; требований работодателей к качеству рабочей силы; региональных условий и возможностей рынка образовательных услуг, что в конечном итоге непосредственно сказывается на стратегии профессионального обучения безработных граждан, формировании социального заказа на обучение в регионе на перспективу и темпах оживления экономики региона.

 

Рис. 2. Численность безработных  граждан Красноярского края,  
направленных на профессиональное обучение

 

Мировая практика подтверждает, что  та доля безработных граждан, которая направляется на профессиональное обучение из общей численности состоящих на учете безработных граждан, как правило, значительно снижает напряженность на рынке труда, способствует сокращению продолжительности безработицы в регионе. В целом по России, как и по каждому отдельно взятому субъекту РФ, предлагается принять некоторый критерий для планирования ежегодной доли безработных, направляемых на профессиональное обучение. При этом Международная организация труда (МОТ) рекомендует направлять на профессиональное обучение не менее 25% численности безработных граждан.

Представляется, что для критического, взвешенного подхода к этой рекомендации и абсолютного перенесения подходов МОТ на российскую почву сегодня нет достаточных условий, поскольку российская безработица порождена выраженной депрессией экономики, и оптимальное значение доли безработных граждан, направляемых на профессиональное обучение, должно определяться конкретными экономическими и социальными условиями территории. Данная доля зависит от целого ряда факторов, характеризующих определенный регион, в частности, от величины расхождения профессионально-квалификационной структуры вакансий и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы, степени выраженности депрессивного характера региональной безработицы и других.

Информация о работе Механизмы регулирования спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда