Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 00:51, курсовая работа
Являясь одной из базовых отраслей мирового хозяйства, энергетика оказывает значительное влияние на глобальные политические и экономические процессы. Внутриотраслевые факторы, такие как колебание цен на энергоносители, технологические достижения или изменения экологических стандартов, влекут за собой масштабные изменения для промышленности и транспорта, становятся скрытой или явной причиной межгосударственных и региональных конфликтов, либо, наоборот, служат побудительным мотивом для интеграции. Именно этим определяется актуальность изучения рынков энергетических ресурсов и механизмов его функционирования и ценообразования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы формирования механизма ценообразования на рынке энергетических ресурсов…………………………………………………5
1.1.Сущность и особенности функционирования рынка энергетических ресурсов………………………………………………………………………………5
1.2. Структура рынка энергоресурсов.……………………………………………..9
РАЗДЕЛ 2. Современные тенденции развития рынка энергетических ресурсов…..................................................................................................................13
2.1. Факторы формирования мирового спроса на энергоресурсы………….…...13
2.2. Факторы формирования мирового предложения на энергоресурсы…….....16
2.3. Анализ конъюнктуры рынка энергоресурсов...………………………….….18
РАЗДЕЛ 3. Перспективы развития мирового рынка энергоресурсов………..…22
3.1. Прогнозы развития мирового рынка энергоресурсов………………….…....22
3.2. Энергетическая безопасность……………………………………………....…24
ВЫВОДЫ……………………………………………………….……………….….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....……32
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….………34
ОДЕСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ ім. І.І. МЕЧНІКОВА ІНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ЕКОНОМІКИ ТА МЕХАНІКИ КАФЕДРА ЕКОНОМІЧНОЇ ТЕОРІЇ ТА ІСТОРІЇ ЕКОНОМІЧНОЇ ДУМКИ
Курсова робота
на тему:
«Механізм ціноутворення на світовому енергетичному ринку»
Студентки __________ Садовської Ірини Юріївни
Спеціальність: Міжнародні економічні відносини, курс 2
Робота допущена до захисту:
Науковий керівник _________ ст.викл. Бичкова Н. В.
«__» _______ 2012 р.
Одеса-2012
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1.Сущность
и особенности
1.2. Структура рынка энергоресурсов.………………………………………
РАЗДЕЛ 2. Современные
тенденции развития рынка энергетических
ресурсов….....................
2.1. Факторы формирования
мирового спроса на
2.2. Факторы формирования
мирового предложения на
2.3. Анализ конъюнктуры
рынка энергоресурсов...………………………….….
РАЗДЕЛ 3. Перспективы развития мирового рынка энергоресурсов………..…22
3.1. Прогнозы развития
мирового рынка энергоресурсов…
3.2. Энергетическая безопасность………
ВЫВОДЫ……………………………………………………….……
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....……32
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Являясь одной
из базовых отраслей мирового хозяйства,
энергетика оказывает значительное
влияние на глобальные политические
и экономические процессы. Внутриотраслевые
факторы, такие как колебание
цен на энергоносители, технологические
достижения или изменения экологических
стандартов, влекут за собой масштабные
изменения для промышленности и транспорта,
становятся скрытой или явной причиной
межгосударственных и региональных конфликтов,
либо, наоборот, служат побудительным
мотивом для интеграции. Именно этим определяется
актуальность изучения рынков энергетических
ресурсов и механизмов его функционирования
и ценообразования.
Объектом исследования является мировой энергетический рынок, в то время как предметом выступают механизмы ценообразования на нем. Данная работа состоит из введения, трех разделов, списка использованных источников и приложений.
В первом разделе
рассматриваются теоретические
основы формирования механизма ценообразования
на рынке энергетических ресурсов.
Второй раздел посвящен определению
современных тенденций развития
мирового энергетического рынка. Третий
раздел исследует проблему перспектив
развития рынка энергоресурсов.
Энергетические
ресурсы – это первичные
Именно развитие
топливно-энергетического
Различают невозобновляемые и возобновляемые энергетические ресурсы. К числу невозобновляемых относятся ресурсы, предложение которых в большей степени фиксировано и которые не восстанавливаются достаточно быстро, чтобы быть экономически ценными. Примерами могут служить нефть и каменный уголь, зарождение которых началось много миллионов лет назад, давно закончилось и уже не возобновится. В возобновляемым, то есть практически неисчерпаемым – гидроэнергия, а также альтернативные источники энергии: солнечная, ветровая, энергия тепла Земли, приливов и отливов. Отдельно следует выделить атомную энергию, которую относят к невозобновляемым энергетическим ресурсам, так как ее источником являются радиоактивные руды. Тем не менее, этот ресурс с развитием технологий имеет перспективу стать практически неисчерпаемым [12, С. 685].
Все они доступны на рынке энергетических ресурсов. В целом, рынок представляет собой механизм взаимодействия покупателей и продавцов, позволяющий согласовать цены и количество продаваемых товаров [12, С.1336]. Что касается непосредственно рынка ресурсов, то он представляет собой особый вид рынков в системе рыночной экономики, а, следовательно, и имеет свои особенности. Эти особенности в первую очередь связаны с дефицитностью ресурсов, ограниченностью их объема и предложения. Но также значительную роль играют внешние факторы, такие как: политические, социально-экономические, геологические и т.д. Энергоресурс не является товаром непосредственного потребления. Спрос на него является производным от спроса и цены товаров, произведенных из данного вида сырья. Это означает, что спрос на ресурс будет зависеть от производительности энергоресурса при создании товара и рыночной стоимости товара, произведенного из данного сырья. А также связан с динамикой спроса на другие ресурсы, то есть с изменением цены на замещающие и дополнительные ресурсы.
Важным фактом
является то, что на энергоресурсы
распространяется закон убывающей
отдачи. При поступлении на рынок
в ограниченном количестве какого-либо
уникального
В принципе, энергоресурсы относятся к группе неэластичных товаров, поскольку являются жизненно необходимыми для потребителя. Однако в отношении разных потребителей эластичность ресурса различается. Степень ее зависит от удельного веса в издержках потребителя. Для потребителей со значительной долей данного вида сырья изменения цен могут привести к существенным колебаниям в потреблении или к переходу на альтернативный продукт.
Выигрыш от повышения цен различается в кратко-, средне- и долгосрочном периодах. В краткосрочный период этот выигрыш очевиден, поскольку потребитель не может изменить технологии и вынужден платить повышенную цену. В среднесрочный период – стремится сократить затраты, частично изменяя технологии и заменяя оборудование на более эффективное. В долгосрочной перспективе он стремится подыскать заменитель и отказаться от применения подорожавшего сырья.
Аналогично действует и эластичность предложения. Повышение цен на ресурс стимулирует поставщика к увеличению его производства, снижение цены – к сокращению. Если же наблюдается изменения цены в группе взаимозаменяемых продуктов, которые между собой не равномерны, то идет речь об эффекте замещения, вследствие которого на рынке образуется межотраслевая конкуренция. Однако, объем производства не может быть беспредельным. Как, например, в случае с газом, потребление которого лимитируется газораспределительной сетью. А затраты на его доведение до дальних потребителей могут быть настолько велики, что не в состоянии компенсироваться эффектом его замещения угля. Это явление определяется законом предельной полезности, в данном случае для увеличения сбыта необходимо снижение цены. В итоге у потребителей будут формироваться индивидуальные предпочтения, которые приведут рынок в равновесие, нарушение которого влечет чрезвычайно сложные изменения. А организация, проводящая экспансию на рынке через политику цен и неценовую конкуренцию, не в состоянии предвидеть все последствия нарушения равновесия и может в равной степени как выиграть, так и проиграть [2, C.84].
Не менее важное значение при ценообразовании в мировой торговле имеет тип рынка. Различают четыре типа рынков в зависимости от степени свободы конкуренции: совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, рынок олигополии.
Прежде всего,
эти рынки отличаются друг от друга
количеством субъектов
Рынок совершенной
конкуренции характеризуется
Рынок чистой монополии характеризуется наличием единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции.
Под диктовку монополиста происходит, такой оптимальный подбор объемов производства и цен, чтобы совокупный доход был как можно выше, который все же будет ниже максимума прибыли на единицу продукции. Это происходит, потому что не все участники мирового рынка имеют возможность приобрести товар по наивысшей цене. Иногда применяется ценовая дискриминация, означающая, что монопольный поставщик товара на международный рынок варьирует цену на поставляемый товар в зависимости от страны-импортера, точнее от финансовых возможностей импортера.
Монополистическая конкуренция предполагает смешанный тип рынка - на данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но которые занимают видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта. При формировании цен учитывается и конкуренция товаров заменяющих по своим качествам традиционные.
Олигополистический рынок характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей, обладающих значительными сегментами рынка, полностью или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве (разделении сферы влияния).
Практика ценообразования
на поставляемую продукцию показывает,
что любое крупное решение, принимаемое экспортером,
установление цены, определение объемов
производства, закупок, инвестиций и т.д.,
требует взвешивания вероятной реакции
конкурентов. Важную роль в плане сохранения
компаниями статус-кво играют неафишируемые
для широкой публики неофициальные договоренности
основных конкурентов. В ходе специальных
переговоров достигаются соглашения о
фиксировании цен, о разделе рынков сбыта,
об объемах производства.
Потребность в
относительной координации
Таким образом, можно сделать вывод, что на механизм ценообразования влияют такие условия, как: количество субъектов рынка (чем их больше, тем в меньшей степени изменяется цена), их независимость (чем их меньше, тем больше возможностей как у продавцов, так и у покупателей влиять на уровень цены, и наоборот); степень индивидуализации продукции (чем разнообразнее их ассортимент, тем больше вероятность того, что отдельные их виды смогут выдержать общее напряженное состояние рынка); внешние ограничения (спрос, предложение, государственное регулирование цен и др.).
1.2. Структура рынка энергоресурсов
Распределение запасов энергоресурсов в мире очень неравномерно. Более 80 % всех этих запасов сосредоточены на территории Северной Америки, бывшего СССР и развивающихся стран. Крупные залежи природного газа расположены в Северной Америке, включая США, в России, на Ближнем Востоке, во многих странах Персидского залива, Китае, а также в Африке – Алжире и Нигерии. В Европе также сконцентрированы запасы природного газа, большая часть которых приходится на Норвегию и Нидерланды. Наиболее крупными запасами угля обладают США, Россия, КНР, ЮАР, Австралия, ФРГ, Индия. В случае с нефтью, ее поставки разделены между странами ОПЕК (41,8 % в 2010 г.) и независимыми экспортерами. В большей мере ВВП 12 стран, входящих в ОПЕК, формируется благодаря импорту топлива. Поэтому основной целью Организации является контроль и стабилизация цен на нефть на мировом рынке. Однако, в последние годы налицо кризис власти и влияния этой организации. Это связано с ростом рынка, исчерпаемостью ресурсов, а также ожиданием перехода мировой экономики на другие виды энергоресурсов, но главное – с все большей независимостью ценообразования на рынке. К независимым экспортерам, то есть странам не входящим в картель, но имеющим серьезный вес на мировой арене в вопросе поставок углеводородного сырья, относятся: Россия, Норвегия, Канада и Мексика. При этом очевидно, что первые две, в основном, поставляют горючее в страны Европы, а Канада и Мексика - в США. На долю этих государств приходится практически весь остальной объем поставок мирового топлива [20, C.30]. Несмотря на разговоры о кризисе власти ОПЕК, рынок продолжает реагировать на различные заявления чиновников этой организации весьма чутко. На нефтяные котировки значительно влияют решения Организации, принимаемые раз в полтора-два месяца на саммитах . Их целью является дискуссия по поводу текущей ситуации в топливном секторе и выработка решений относительно ее коррекции, которая в большей мере заключается в регулировании квот. Однако, ситуация с изменением квот не столь однозначна. Очевидно, что импортерам выгодна дешевая нефть, так как это сократит издержки бюджета на ее покупку. Поэтому покупатели нефти постоянно лоббируют идею снижения стоимости горючего, пытаются всячески влиять на ОПЕК и мировой энергетический рынок в целом. Самой же ОПЕК и независимым экспортерам выгодна высокая стоимость нефти. Это обуславливает нестабильность на рынке энергоресурсов. Потому как Организация находится в состоянии противоречия: ее задачей является избежание кризиса цен, в то время как интересы в вопросе прибыли преследуют другие цели. Помимо этого ситуация на рынке далеко не всегда определяется реальным соотношением «спрос/предложение», а зачастую исключительно спекулятивными причинами. Так или иначе, пока что «фактор ОПЕК» сохраняет свою актуальность, и участники рынка ожидают заявлений и решений со стороны нефтяного картеля. Присутствие «диктующего правила» картеля, а также ограниченного числа весомых субъектов на рынке позволяет сделать вывод, что рынку энергоресурсов присущи олигополистические черты. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Однако в олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными, часто действует немало мелких фирм. Но на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий [2, С.71]. Существуют различные концепции олигополистического взаимодействия: сговор в отрасли, модель ломаной кривой спроса, лидерство в ценах и ценообразование по принципу «издержки плюс». Ситуация в олигополистической отрасли и ее особенности предполагают и поощряют сотрудничество (сговор) между предприятиями-участниками. Сговор может принять явные (концерн, синдикат, трест, картель и пр.) и тайные формы. Явный сговор имеет место, когда фирмы достигают непосредственного соглашения о разделе рынков и установлении взаимовыгодных цен. При всей выгодности такой формы рыночного взаимодействия, в большинстве случаев она ограничена законодательно. Тайный сговор выражается в «молчаливом» (не закрепленном документально) соглашении о фиксировании цен, разделении или распределении рынков. Основу сговора составляет наблюдение фирм за действиями друг друга и прием собственных решений с учетом решений конкурентов. Обычно тайным сговор предшествует явному либо заменяет его при наличии легальных ограничений. Модель ломаной кривой спроса предполагает управление ценообразованием, когда при установлении цены олигополистом, не участвующим в тайном сговоре, конкуренты игнорируют увеличение цен, но негласно следуют снижению цен. Результатом такого рыночного взаимодействия является то, что кривая спроса олигополиста-инициатора изменения цен является ступенчатой или ломаной. Кривая предельного дохода в подобном случае имеет вертикальный разрыв. Лидерство в ценах является одновременно средством управления отраслью доминирующим предприятием и способом дискриминации «слабых» предприятий с его стороны. В условиях ценового лидерства олигополисты координируют свое поведение в области цен, не прибегая к сговору. В отрасли развивается практика установления доминирующей фирмой рыночной цены при молчаливом изменении цен конкурентами. Следует отметить, что такая отрасль весьма нестабильна, и при формировании благоприятных условий происходит смена ценового лидера либо «ценовая война», когда большая часть участников рынка не следует за действиями «лидера». В случае ценообразования по принципу «издержки плюс» олигополист определяет издержки на единицу продукции и к сложившейся сумме добавляет наценку. Это определяет сбытовую цену произведенной продукции. Размер наценки носит плановый характер в зависимости от целей деятельности олигополиста и обычно ограничивается на разумном уровне. Ввиду неоспоримой значимости данных ресурсов на мировой арене очевидна необходимость государственного регулирования. Однако, экспортеры энергоресурсов имеют значительное влияние, а потому антимонопольные комитеты не в силах значительно влиять на ценовую конъюнктуру и общую ситуацию на рынке..
Информация о работе Механізм ціноутворення на світовому енергетичному ринку