Менеджмент в строительстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:14, курсовая работа

Описание

Управление направлено на процессы, технику, инструменты и персонал в рамках целенаправленной деятельности некоторого объекта (экономического, производственного, организационного). Процесс управления состоит из отдельных этапов: планирование, реализации планов и контроля. Этот процесс может быть усовершенствован с помощью различных управленческих методов: портфельного анализа, метода показателей, экономико-математических методов и т.д.
Процесс управления, техника управления и организация нуждаются в организационном обеспечении. Планирование и контроль организации и информации образуют инструменты управления. Планирование можно разделить на отдельные

Работа состоит из  1 файл

содержание.docx

— 32.24 Кб (Скачать документ)

1 Менеджмент в строительстве

1.1 Понятие менеджмента

     Управление  направлено на процессы, технику, инструменты  и персонал в рамках целенаправленной деятельности некоторого объекта (экономического, производственного, организационного). Процесс управления состоит из отдельных  этапов:  планирование, реализации планов и контроля. Этот процесс может  быть усовершенствован с помощью  различных управленческих методов: портфельного анализа, метода показателей, экономико-математических методов  и т.д.

     Процесс управления, техника управления и  организация нуждаются в организационном  обеспечении. Планирование и контроль организации и информации образуют инструменты управления. Планирование можно разделить на отдельные  фазы: определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятия решения. Задача планирования состоит в том, чтобы разработать  проекты, которые на перспективу  устанавливают определенные параметры  работы, в результате чего достигается  поставленная цель. Затем формулируются  необходимые организационные меры.

    Менеджмент (англ. Management - управление, заведование, организация) – это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

          Современный  менеджмент  включает  две  неотъемлемые  части:

    - теорию  руководства;

    - практические  способы  эффективного  управления,  или  искусство  управления.

    Понятие  «менеджмент» прочно  вошло в нашу  обыденную жизнь и стало привычным для деловой жизни.  Однако  необходимо  учитывать,  что речь  идет  о новой философии,  где действуют иные  системы ценностей и приоритетов.

    В  связи  с  этим  следует  подробно  остановиться  на  значении  термина  «менеджмент».  Русское  слово «управление»   и  английское  слово «менеджмент» считаются синонимами,  однако  в действительности  их  истинное  содержание  весьма  различается. Употребляя  термин  «менеджмент»,  мы  следуем установившейся  в международной практике  традиции,  согласно  которой под ним подразумевается вполне  определенный  круг  явлений и процессов.  На  самом  деле  термин  «управление» не является  удовлетворительным   заместителем  термина  «менеджмент» потому,  что  в  последнем  случае  речь  идет  лишь  об  одной  из  форм  управления,  а  именно  об  управлении  социально - экономическими  процессами  посредством и в рамках  предпринимательской  структуры,  акционерной  компании.  Причем  адекватной  экономической  основой  менеджмента  является  рыночный  тип  хозяйствования,  осуществляемый  на  базе  индустриальной  организации  производства  или  коммерции.

    Таким  образом,  термин  «менеджмент» употребляется применительно к управлению  хозяйственной деятельностью,  тогда как у других  целей используются  иные  термины.

1.2 Задачи  и  виды  менеджмента

      Задачами  менеджмента  как  науки  являются  разработка,  экспериментальная  проверка   и  применение  на  практике  научных  подходов,  принципов  и  методов,  обеспечивающих  устойчивую,  надежную,  перспективную  и  эффективную  работу  коллектива  (индивидуума)  путем  выпуска  конкурентоспособного   товара.

      В  то  же  время  конечной  целью   менеджмента  как  практики  эффективного  управления  является   обеспечение  прибыльности  предприятия  путем  рациональной  организации  производственного  (торгового)  процесса,  включая  управление  производством  (коммерцией)  и  развитие  технико-технологической  базы.

      Исходя  из этого, важнейшей задачей менеджмента  является  организация  производства  товаров  и   услуг  с  учетом  спроса  потребителей  на  основе  имеющихся  ресурсов. При  этом  к  задачам  менеджмента  также  относятся:

    - переход   к  использованию  работников,  обладающих  высокой  квалификацией;

    - стимулирование  сотрудников  организации   путем  создания  для  них   соответствующих  условий   труда  и  системы  его   оплаты;

    -  определение  необходимых   ресурсов  и  источников  их  обеспечения;

    - разработка  стратегии  развития  организации   и  реализация;

    - определение   конкретных  целей  развития  организации;

    - постоянный  поиск  и  освоение  новых   рынков;

    - выработка   системы  мероприятий  для   достижения  намеченных  целей;

    - осуществление   контроля за эффективностью деятельности  организации,  за  выполнением   поставленных  задач. 

    Задачи  менеджмента  непрерывно  усложняются  по  мере  роста  масштабов  и  развития  производства  и  коммерции. Выполненные  задачи  и  достигнутые,  намеченные  цели   оцениваются  на  рынке.

    Развитие  теории  управления,  разработка  экономико-математических  методов  позволили  многие  качественные  решения  задач  дополнить  или  заменить  точными  количественными  оценками   или  решениями,  а  развитие  средств  вычислительной  техники  и  коммуникаций  способствовало  повышению  эффективности  управления.  Многие  задачи,  которые  ранее  не  могли  решаться  в  реальном  или  допустимом  масштабе  времени  из-за  трудоемкости  расчетов,  стали  повседневной  реальностью.

    Менеджмент  пронизывает  всю  организацию, затрагивает  практически  все  сферы  ее  деятельности. Однако  при  всем  многообразии  взаимодействия менеджмента  и  организации  можно  достаточно  четко  определить  границы  деятельности,  которая  составляет  содержание менеджмента,  а  также  выделить  его отдельные  виды:

    Производственный  менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности   выпускаемого  товара  на  конкурентном  рынке.  Она включает  вопросы построения  производственных  и организационных структур,  выбора  организационно – правовой  формы управления  производством,  сбыта  и  фирменного  обслуживания  товара  в  соответствии  с  предыдущими  стадиями  жизненного  цикла. 

    Финансовый  менеджмент  - это комплексная система устойчивости,  надежности  и эффективности управления  финансами.  Она включает  формирование  и планирование  финансовых  показателей с соблюдением научных подходов   и принципов менеджмента,  баланса доходов и расходов,  показателей эффективности использования ресурсов,  рентабельности  работы  и   товаров.

    Инновационный менеджмент - это комплексная система управления  инвестициями,  вкладываемыми собственниками  в развитие  всех  видов инноваций.  Она включает  построение  организационных структур,  выбор направлений инноваций,  оптимизацию инвестиций,  разные  аспекты управления  персоналом.

    1.3 Менеджмент как процесс управления организацией

    Все менеджеры, независимо от их должности, обычно имеют один и тот же круг функций в организации любого типа. Даже  в самых маленьких  организациях и на начальном этапе  становления предприятия, и в  процессе его функционирования менеджеры  занимаются планированием, организационными вопросами, руководством и контролем. Знакомясь с нижеследующим описанием  процесса управления, следует помнить, что различным уровням управления соответствуют различные комплексы  обязанностей на каждой стадии этого  процесса.

    Без сомнения, планирование является основной функцией управления, от которой зависят  все другие функции. Менеджер, занимающийся планированием, намечает цели организации  и пытается определить наилучшие  способы их достижения. Он анализирует  бюджеты, расписания, информацию о состоянии  отрасли и экономики в целом, ресурсы, которые она в состоянии  приобрести. Важнейшим аспектом планирования является тщательная оценка исходных данных. Поскольку предприятие развивается  тем или иным определенным образом под влиянием условий, сложившихся в прошлом, постольку их изменение обуславливает необходимость новых методов деятельности предприятия. Эта функция требует от менеджера владения аналитическими навыками.

          Предназначение организации  – это ее генеральная цель. Она  воплощается в ответе на вопрос: ”Что предполагает делать эта организация?”. Девиз или формулировка предназначения, представляет собой словесное выражение  целей организации и очерчивает сферу ее деятельности, что позволяет  всем ее сотрудникам сконцентрировать усилия в одном направлении.

      В процессе планирования предназначение компании должно быть подкреплено выработкой соответствующих целей и задач. Цели это широкие долгосрочные ориентиры организации. Задачи — это конкретные краткосрочные ориентиры. Однако оба термина часто употребляются как синонимы. Система мер, направленная на достижение намеченных целей и задач, называется планом. Цели и планы подразделяются несколько взаимосвязанных уровней.

    Организационная функция, как и планирование, требует  от менеджера свободного владения аналитическими навыками. Организационная работа (организация) — это процесс распределения ресурсов для выполнения планов. На этой стадии менеджер должен учесть все виды деятельности, выполняемые работниками, — от программного обеспечения компьютеров фирмы до работы водителей грузовиков и отправки корреспонденции, — а также все технические средства и оборудование, используемые работниками в своей деятельности.

         Главная проблема, с которой сталкивается  менеджер на стадии организационной  работы, — это выбор наиболее  подходящего для целей и задач  организации варианта разделения  труда и последующее комплектование штата, включающего в себя соответствующие должности, то есть поиск и подбор людей, которые могут справиться с конкретными обязанностями. Другими важными составляющими этой работы являются определение размера оплаты труда работников, помощь им в приобретении навыков и оценка качества их труда.

         Все больше компаний используют  в качестве "строительных кубиков"  для своей организации не отдельных  людей, а команды. Команда —  это двое или более людей,  работающих совместно для выполнения  определенной задачи. Команды можно  обнаружить на любом организационном  уровне. Они могут быть формальными и постоянными (созданными как часть постоянной организационной структуры), могут быть неформальными и временными (созданными для более активного вовлечения работников в дела компании), а могут быть чем-то промежуточным. Команды — мощный инструмент управления: они способствуют непосредственному участию работников в принятии решений и установлению обратной связи, усиливая влияние служащих в компании благодаря тому, что таким образом увеличивается количество поступающей от них к менеджерам информации. Похоже, что тем самым команды повышают степень удовлетворенности служащих своей работой, производительность организации в целом и качество производимой продукции. Вдобавок расширение обязанностей работников делает организацию более гибкой. Некоторые специалисты указывают на успех "безличностных" корпораций (фирм, основанных на командном духе, а не выдающейся личности одного высшего руководителя), утверждая, что команды обладают большей ценностью для организации, чем гений-одиночка.

    Обычно  на высшем уровне управления определяется организационная структура предприятия  в целом и комплектуются штаты  высшего уровня. Менеджмент среднего звена выполняет те же функции, но обычно лишь в пределах одного подразделения. Непосредственные управляющие редко  занимаются формированием организационной  структуры, но тем не менее они  несут большую ответственность  за такой участок организационной  работы, как найм и обучение новых  рабочих.

    Организационный процесс сложен, поскольку эта  область постоянно подвержена переменам. Уходят старые сотрудники, их место  занимают новые. Выбывает из строя испорченное  или устаревшее оборудование. требует  замены действующее. Вкусы и интересы потребителей меняются, поэтому не должны оставаться неизменными и цели организации. Вновь возникающие политические и экономические тенденции могут повлечь за собой сокращения, реорганизации, а возможно, и расширение производства. Каждый месяц (возможно, даже каждую неделю) любая структура являет собой новую картину, поэтому организационные задачи руководства никогда не могут быть исчерпаны.

    1.4 Структура системы  управления предприятиями  строительного комплекса

    Организационно-производственная система в строительстве –  это совокупность множества технологий производства строительно-монтажных  работ, средств механизации, методов организации строительного производства, ресурсов предприятий строительного комплекса, нормативных и проектных документов, инноваций, персонала и других составляющих, соединенных структурно и функционально таким образом, чтобы реализовывать определенные цели.

    Структурой  называют совокупность элементов системы  и связей между ними. Структура  управления предприятиями (СУП) строительного  комплекса должна максимально отвечать требованиям научных подходов менеджмента.

    К компонентам внешней среды, влияющим на устойчивость и эффективность  функционирования предприятия строительного  комплекса, относятся макросреда, инфраструктура предприятия, микросреда самого предприятия.

    К компонентам «входа» СУП строительного  комплекса относятся методические, нормативные, проектные и другие документы, сырье, строительные материалы  и изделия, средства механизации, энергия, производственные и трудовые ресурсы, информация и законодательные акты.

Информация о работе Менеджмент в строительстве