Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:25, курсовая работа
Целью работы является определение роли и места государства в рыночной экономике выяснение причин, функций и методов государственного регулирования рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач: определение причины государственного вмешательства в экономику; постановка задач государственного регулирования; установить функции государственного регулирования; выяснить методы государственного регулирования рыночной экономики.
Введение 3
ГЛАВА 1. История эволюции представлений о роли государства в экономике 6
ГЛАВА 2. Роль государства в рыночной экономике 10
2.1. Причины государственного вмешательства в экономику 10
2.2. Цели и задачи государственного регулирования 14
ГЛАВА 3. Функции государственного регулирования 16
3.1. Правовое регулирование экономики 17
3.2. Финансовое регулирование 18
3.3. Государственное предпринимательство 19
3.4. Социальное регулирование 21
3.5. Стабилизационная функция государства 22
3.6. Распределительная функция 24
ГЛАВА 4. Методы государственного регулирования рыночной экономики 25
4.1. Понятие методов государственного регулирования 25
4.2. Классификация методов государственного регулирования экономики 25
4.3. Требования к методам регулирования экономики 29
ГЛАВА 5. Границы вмешательства государства в экономику 30
Заключение 35
Список литературы 36
Приложения 38
ОТДЕЛЕНИЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Курсовая работа по дисциплине
«Экономика»
На тему:
Место и роль государства в рыночной экономике.
Регистрационный №264
Выполнила:
Студентка 1 курса ОЗО СОП
специальность
«Управление качеством»
Группа 2508
Проверил:
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. История эволюции представлений о роли государства в экономике 6
ГЛАВА 2. Роль государства в рыночной экономике 10
2.1. Причины государственного вмешательства в экономику 10
2.2. Цели и задачи государственного регулирования 14
ГЛАВА 3. Функции государственного регулирования 16
3.1. Правовое регулирование экономики 17
3.2. Финансовое регулирование 18
3.3. Государственное предпринимательство 19
3.4. Социальное регулирование 21
3.5. Стабилизационная функция государства 22
3.6. Распределительная функция 24
ГЛАВА 4. Методы государственного регулирования рыночной экономики 25
4.1. Понятие методов государственного регулирования 25
4.2. Классификация методов государственного регулирования экономики 25
4.3. Требования к методам регулирования экономики 29
ГЛАВА 5. Границы вмешательства государства в экономику 30
Заключение 35
Список литературы 36
Приложения 38
Введение
Актуальность проблемы. Вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования очень сложно. В истории разных стран были периоды превалирования, как первой, так и второй точки зрения.
Переход к рыночной системе, стабилизация и развитие экономики, успех осуществляемых реформ во многом зависят от роли государства. Мировой опыт свидетельствует о том, что экономическая роль государства расширяется и укрепляется во всех развитых странах мира. В мире нет ни одной страны с высокоразвитой экономикой при отстранении государства от регулирования ключевых социально-экономических процессов. Методы государственного регулирования могут изменяться, но за государством всегда сохраняются такие функции, как защита прав собственности, обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности, борьба с монополиями и др.
В последние годы усиливается роль государства в регулировании социальных процессов: минимальной заработной платы, прожиточного минимума, продолжительности времени труда и отдыха и т.д. Одновременно появляются качественно новые функции, к которым следует, отнести вопросы образования, поддержки фундаментальной науки, экологии.
В западной экономической теории роль государства в экономике связывается с несовершенствами рынка ("провалы рынка"), которые оно должно компенсировать: когда рынок не может обеспечить эффективность экономики, роль государства усиливается. В таких рассуждениях игнорируется тот факт, что у государства имеются такие функции, которые относятся исключительно к его прерогативе и не могут быть использованы никем иным.
На этапе становления рыночной экономики в условиях глубокого кризиса во всех сферах жизнедеятельности общества роль государства качественно меняется, появляются такие направления в его политике, как формирование новой системы собственности; становление малого предпринимательства; создание и формирование основных элементов рыночной экономики, обеспечение социальной стабильности, экономической и национальной безопасности.
В России происходит формирование рыночной экономики. В результате экономических реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в основном хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой. Наиболее очевидным проявлением деформированности, аномальности этой системы являются чрезмерное доминирование капитала над трудом, сращивание денег и власти.
В такой ситуации регулирующая роль государства также приобретает искажженный характер, далёкий от того, каким должен быть в условиях цивилизованного рынка. Это усложняет изучение проблем государственного регулирования экономики России. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся в состоянии становления. С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет претерпевать изменения и государственное регулирование экономики. Экономические функции государства во все большей мере будут сосредотачиваться на усилении роли рынка, на смягчении его «провалов», на более полной реализации неуклонно возрастающей взаимосвязи экономических и социальных отношений.
Целью работы является определение роли и места государства в рыночной экономике выяснение причин, функций и методов государственного регулирования рыночной экономики.
Для достижения поставленной
цели потребовалось решение
Постановка цели и задач определили структуру курсовой работы. Она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе описывается эволюция представлений о роли государства в экономике. Во второй главе приводятся причины вмешательства государства в рыночную экономику и задачи, которые, оно должно реализовать в данный момент. В третьей главе описываются функции государства, через которые и проявляется его роль в рыночной экономике. Четвертая глава посвящена применению различных методов, по средствам которых государство выполняет свои функции. Также в работе представлен список основных определений, которые помогут лучше понять предмет исследования.
ГЛАВА 1. История эволюции представлений
о роли государства в экономике
1.1. Меркантилисты
История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
1.2. Классическая теория
Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил" (принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство" (Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. МЭиМО N11,1992г., стр. 131) .
В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.
Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
1.3. Кейнсианская теория
В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.
Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.
Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются: - высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет; - создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; - широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.
Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был, опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.
1.4. Неоклассическая теория
Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли.
Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.
Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.
Сокращение налоговых ставок сократит, и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.
Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.
Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.
ГЛАВА 2. Роль государства в рыночной экономике
Прежде всего, необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование:
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.
Информация о работе Место и роль государства в рыночной экономике