Место и роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:25, курсовая работа

Описание

Целью работы является определение роли и места государства в рыночной экономике выяснение причин, функций и методов государственного регулирования рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач: определение причины государственного вмешательства в экономику; постановка задач государственного регулирования; установить функции государственного регулирования; выяснить методы государственного регулирования рыночной экономики.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. История эволюции представлений о роли государства в экономике 6
ГЛАВА 2. Роль государства в рыночной экономике 10
2.1. Причины государственного вмешательства в экономику 10
2.2. Цели и задачи государственного регулирования 14
ГЛАВА 3. Функции государственного регулирования 16
3.1. Правовое регулирование экономики 17
3.2. Финансовое регулирование 18
3.3. Государственное предпринимательство 19
3.4. Социальное регулирование 21
3.5. Стабилизационная функция государства 22
3.6. Распределительная функция 24
ГЛАВА 4. Методы государственного регулирования рыночной экономики 25
4.1. Понятие методов государственного регулирования 25
4.2. Классификация методов государственного регулирования экономики 25
4.3. Требования к методам регулирования экономики 29
ГЛАВА 5. Границы вмешательства государства в экономику 30
Заключение 35
Список литературы 36
Приложения 38

Работа состоит из  1 файл

Экономика курс.р2.doc

— 260.00 Кб (Скачать документ)

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

• операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных  ценных бумаг;

  • политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;
  • изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

Финансовой политикой  называются мероприятия государства  по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к  экономическим методам государственного регулирования относят также  систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может  охватывать как всю экономику " целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

  • краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.
  • среднесрочные программы, рассчитанные на 3—5 лет.
  • долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

  • общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;
  • региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;
  • целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;
  • отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;
  • чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

С помощью государственных  программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

Наибольшее распространение  государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и  Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.

Следует отметить, что  государственные программы носят  рекомендательный, а не директивный  характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

4.2.2 Прямые (административные) методы

Как мы уже отметили, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы. К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение — это  запрет какой-либо деятельности, признание  общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

Разрешение — это  согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение  установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Административные методы регулирования используются часто  при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический  регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих  государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

4.3 Требования к методам регулирования экономики

Государство выполняет  свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет  следующие требования:

Во-первых, исключаются  любые действия государства, разрывающие  рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т.д.), всеобщий административный контроль над ценами и т.п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

Во-вторых, влиять на рынок  в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно  на административные методы, то оно  способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

В-третьих, экономические  регуляторы не должны ослаблять или  заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.

 

 

ГЛАВА 5. Границы вмешательства государства в экономику

 

Рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в  экономику. Прежде всего, это области,  где перестает эффективно  действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.

Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются  в денежной форме, через спрос. Однако существуют  такие потребности,  которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос.  Речь  идет  об  услугах коллективного пользования:   национальная   оборона,    государственное управление, единая энергетическая система, национальные  сети  коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой  воды  и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

В-третьих, устранение государством  последствий  внешних  эффектов.  В процессах рыночного производства и потребления могут возникать  своеобразные дефекты, не  имеющие  денежного  выражения  и  не  фиксируемые  рынком.  Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и  обусловливают  неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство  государства  в экономику.

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению   последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном  воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к реальному  конкурентному рынку, то обнаружатся  новые области  экономической  жизни,  где  проявляется  ограниченность   механизма рынка,  что  делает  необходимым  более  широкое   участие   государства   в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет  максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Кратко обозначим эти сферы.

      1. Перераспределение доходов.

Рынок  признает  справедливыми  доходы,   полученные   в   результате

свободной конкуренции  на  рынках  факторов  производства,  размеры  доходов зависят от эффективности вложения факторов. В  обществе  же  есть  люди,  не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом  (нетрудоспособные,  неимущие).

Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких  доходов.  Существуют  и люди, не имеющие работу, но трудоспособные,  они  не  могут  найти  рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо  к  тем, кто занят  производством  общественных  товаров,  их  содержание  становится задачей государства, а не рынка.

Во всех  вышеперечисленных  случаях  государство  вправе  вмешаться  в перераспределение доходов, ибо  то,  что  справедливо  с  позиции  рыночного

механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает  право человека на достойное существование в обществе.

Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и  некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного   функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры,  как предоставление законного  статуса  частным  предприятиям,  определение  прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов.  Правительство устанавливает также законные "правила игры",  регулирующие  отношения  между предприятиями, поставщиками  ресурсов  и  потребителями. На основе законодательства государство   выполняет   функции   арбитра в области экономических связей. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение милицейских сил для поддержания  общественного  порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов,  создание  денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.

2. Конкуренция служит  основным регулирующим  механизмом  в  экономике. При конкуренции индивидуальные производители  и  поставщики  ресурсов  могут лишь приспосабливаться к  желаниям  покупателей,  которые  рыночная  система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих  производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и  упрочение  их  позиций; уделом же тех, кто нарушает законы  рынка,  являются  убытки  и в конечном счете, банкротство.

Рост монополий  резко  изменяет  эту  ситуацию. Государство  пытается регулировать ситуацию двумя способами.  Оно  образовывает  государственные комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на  предоставляемые услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы.

Механизм рынка не реализует  автоматически право на труд для  тех,  кто может и  хочет  работать.  Заметим,  что  обеспечение  указанного  права  не

аналогично наделению всех трудоспособных  членов  общества  гарантированными рабочими местами. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный  резерв рабочей силы, по ряду причин в рыночной системе неизбежна  безработица,  что ставит  перед  государством  немало  сложных проблем. Его обязанностью становится  регулирование   рынка   рабочей   силы с   целью   поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей,  утративших рабочие места.

3. Монополизм  и инфляция  - это  две  тяжелые  “хронические  болезни” рыночной  экономики,  которая нуждается  в  проведении антимонопольной и антиинфляционной профилактики.

Суть государственной антициклической политики,  или регулирования хозяйственной  конъюнктуры,  состоит  в  том,  чтобы  во время кризисов  и депрессий  стимулировать  спрос на  товары  и  услуги,  капиталовложения  и занятость.  Для  этого  частному  капиталу  предоставляются дополнительные

финансовые  льготы, увеличиваются государственные  расходы  и  инвестиции.  В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны  могут  возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост  импорта  и  ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую  силу  над  предложением  и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного  регулирования  экономики  –  притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство  товаров и  перенакопление  капиталов  и,  таким образом, уменьшить  глубину и  продолжительность  возможного   спада   производства,

Информация о работе Место и роль государства в рыночной экономике