Место и роль США в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:27, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение позиции Соединенных Штатов Америки в системе международной торговли, а также степени их влияния на глобальные экономические процессы. Задачами, позволяющими добиться обозначенной цели, являются, прежде всего, анализ актуальной статистической и теоретической информации, касающейся основных экономических показателей; выявление тенденций дальнейшего развития данной страны; формулировка выводов, ясно отражающих настоящее положение данной страны в МХ и определяющих специфику экономической политики США.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования экономики США…………..6
США: общие сведения……………………………………………………...6
Отраслевая структура экономики………………………………………….9
Государственное регулирование экономики……………………………...11
Внешнеэкономическая политика США…………………………………...12
Глава 2. Влияние США на мировую экономику…..………………………….13
2.1 Экономическое состояния на 2011 год…………………………………….13
2.2 США в международных экономических отношениях……………………15
Глава 3. США в мировом хозяйстве……………………………………………23
3.1 США и Китай
3.2
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Место и роль США в мировом хозяйстве.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

1.4 Внешнеэкономическая политика США

Важнейшим институтом регулирования межстранового обмена в послевоенный период стали многосторонние переговоры под эгидой Генерального соглашения по тарифам и торговле (General Agreement of Tarifs & Trade - ГАТТ). Ключевым направлением его деятельности является существенное ограничение, а в долгосрочной перспективе и полная ликвидация тарифных ограничений, искажающих взаимосвязь национальных и мировых цен. Это дало положительных результат в виде снижения среднего уровня тарифов в международной торговле с 40% -- в начале 60-х до менее, чем 5% -- в 80-е годы.

США настойчиво пытаются использовать ГАТТ в качестве рычага, при помощи которого им удастся открыть региональные рынки стран - членов

Европейского  экономического сообщества (ЕС) и внутренний рынок Японии.

Вашингтон добивается от своих торговых партнеров серьезных  и вполне конкретных уступок: открытия для американских корпораций рынков “высоких технологий”, облегчения доступа американских банков на мировой рынок и международные рынки капиталов, отмены субсидирования аграрного экспорта .

Применение отдельных  ограничений импорта не означает, что американская администрация стремится вернуться к протекционизму XIX века для того, чтобы облегчить жизнь национальным аутсайдерам. Современная американская администрация допускает использование протекционистских ограничений в следующих обстоятельствах :

1) в случае государственного субсидирования экспорта на американский рынок;

2) при отказе  торговых партнеров (прежде всего  Японии) от встречной либерализации  американского экспорта с целью  выравнивания торговых балансов;

3) при отказе  от торговли услугами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Экономика США в современных условиях

2.1 Экономическое состояния на 2011 год

США столкнутся в 2011 году с существенным падением государственных доходов. Продолжится рост бюджетного дефицита. Национальный долг будет увеличиваться быстрым темпом. К таким выводам пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО), проанализировав ситуацию в американском хозяйстве. Надежды на окончание экономического кризиса не оправдаются. Для экономики США новый год кризиса грозит оказаться тяжелее, чем 2008-2009 годы. Доллар ожидает дальнейшее ослабление, способное в условиях ускорения спада в реальном секторе стать более быстрым.

Политики различных  стран все чаще поднимают вопрос о замене доллара США иной расчетной единицей. В мире усиливаются опасения относительно устойчивости американской валюты. «Правительственные расходы в США возрастают все два года кризиса, а налоговые поступления уменьшаются. Неблагоприятные тенденции в американском хозяйстве обостряют кризис государственных финансов США», - отмечает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Согласно его оценке, американская администрация одерживает над кризисом словесные победы. Ценой беспрецедентного заимствования средств государство смогло стабилизировать финансовое положение корпораций, но не устранило причин кризиса. Нынешнее «оздоровление экономики» остается не боле чем отсрочкой дальнейшего падения.

В 2010 году Федеральная резервная система США способствовала покрытию кризисных расходов государства за счет эмиссии доллара. «Выпуск новых денег значительно возрос даже относительно первого года мирового спада. Благодаря этому правительство США смогло скупать проблемные активы и израсходовать $787 млрд. на стимулирования экономики. Были спасены ипотечные титаны - корпорации Fannie Mae и Freddie Mac. Однако в 2010 году эмиссионный метод главы ФРС Бена Бернанке может дать сбой», - полагает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО. По его словам, предстоящий год обещает стать для США временем дальнейших ухудшений в реальном секторе. Сохранение видимой стабильности потребует еще больших вливаний в финансовый сектор. Произойдет увеличение правительственных трат. Проявится потребительская инфляция. Можно ожидать биржевого обвала и новых крупных банкротств.

С приходом мирового кризиса США стали испытывать возрастающие финансовые трудности. В 2009 году был зафиксирован рекордный размер дефицита федерального бюджета. Он составил $459 млрд. Несмотря на оптимистические обещания вашингтонских политиков, углубление экономического спада привело к увеличению бюджетного дефицита в 2009 фискальном году (с сентября по сентябрь) до $1,4 трлн. Это соответствует 9,9% ВВП.

Долг правительства  США почти достиг установленной  Конгрессом границы. Его размер на сегодня составляет более $12 трлн. Официальный прогноз дефицита бюджета на начавшийся финансовый год $1,26-1,5 трлн. Специалисты ЦЭИ ИГСО полагают, что при сохранении прежней антикризисной политики дефицит США в 2011 может значительно превысить ожидаемый уровень. Немаловажное значение будет иметь падение государственных доходов по вине развивающегося кризиса. Внутренний рынок США сокращается, а политика Белого дома не способствует изменению ситуации. Реальные доходы рядовых американцев снижаются, что гарантирует продолжение спада в экономике.

2.2 Факторы мирового  влияния

На современном  этапе мирового развития размер и  уровень национального рынка  выступают важным фактором мирового влияния. Высокая степень обеспеченности США собственными ресурсами относительно сдерживает рост зависимости от внешних источников и дает макроэкономической политике США достаточную степень свободы. От спроса на крупнейшем в мире американском национальном рынке зависит сбыт товаров и услуг многих стран, особенно это относится к готовым изделиям и тем видам сырья, которыми хозяйство США в большей степени снабжается за счет импорта (20% мирового импорта топлива).

Сравнительно  с другими странами экспорт товаров  составляет невысокий удельный вес  в национальном производстве США. Экспортная квота составляет 8–9% ВВП. Однако для отдельных отраслей экономики значение экспорта существенно выше. США экспортируют примерно четвертую часть сельскохозяйственной продукции, а по некоторым ее видам этот показатель составляет больше половины. В промышленности США сложился тесно связанный с внешним рынком сектор.

В последнее  десятилетие произошли радикальные  перемены в мировой позиции США, связанной с движением прямых заграничных инвестиций. На базе прямых инвестиций, осуществляемых преимущественно  ТНК, в прогрессирующих масштабах происходит формирование международного производства, объединяющего экономику США с хозяйствами других стран более тесными связями, чем это делала торговля.

Становление и  развитие зарубежного производства приводят к трансформации содержания внешнеторговых связей. Благодаря развитию международной кооперации все более значительная часть внешней торговли представляет собой внутрифирменную торговлю – движение товаров и услуг через границы между подразделениями одной и той же компании, расположенными в разных странах.

Американское  хозяйство опирается на мощный внутренний рынок ссудного капитала. Компании и государство не только выступают  крупнейшими мировыми кредиторами, но и в широких масштабах используют ссудный капитал других стран. Этот капитал поступает в США на основе рыночных интересов, привлеченный более высокой доходностью, надежностью помещения, перспективами будущего роста. В мировой конкуренции за финансовые ресурсы США побеждают благодаря своему мощному потенциалу, генерирующему экономический рост на новой технологической основе, а в организационном плане этот перелив обеспечивается емкостью и высокой степенью совершенства внутреннего финансового рынка, способного принимать и размещать 100–150 млрд. долл. в год из-за границы.

Масштабы внутреннего  кредитного рынка являются мощным фактором влияния США на мировое движение денежных ресурсов

Сокращению ведущих  позиций США в мировой экономике  содействует международная роль доллара, который остается главным  резервным и расчетным средством в мировой валютно-финансовой системе. Инвалютные резервы центральных банков других стран на 61% состоят из долларов, почти 2/3 расчетов в мировой торговле осуществляется в долларах; доллар служит мерой ценности многих важных товаров (например, нефти) на мировом рынке; в долларах производится 3/4 международного банковского кредитования.

Изменения курса  доллара влекут за собой глубокие последствия и для США, и для  других стран. Повышение его курса  относительно уменьшает объем экспортной выручки в долларах, нередко влечет за собой более значительное, чем изменение валютного курса, падение мировых цен, особенно на сырье. Напротив, снижение курса доллара служит мощным средством, способствующим росту американского экспорта и оттеснению конкурентов США на внешних рынках. Одновременно сдерживается импорт в США вследствие эффекта роста цен. Таким образом, для США изменения курса доллара так или иначе приносят выгоды и преимущества.

2.2 США в международных  экономических отношениях.

США занимают исключительное положение на международных рынках. На их долю приходится большая по сравнению с любой другой страной часть вывоза товаров, услуг и капитала. При этом американской хозяйство не относится к экспортно-ориентированным. Экспорт товаров по сравнению с другими странами имеет невысокий удельный вес в национальном производстве. Экспортная квота колеблется вокруг показателя 11% ВВП. 
 
За последние десятилетия американская экономика стала более открытой. Доля внешней торговли в ВВП за 90-е годы поднялась на 4,8 пункта в сравнении с 1,5 и 3,5 пункта в 60-е и 80-е годы. 
 
Степень интернационализации резко колеблется. Ряд отраслей экономики имеет высокую степень экспортной направленности. США экспортируют примерно четвертую часть сельскохозяйственной продукции, а по некоторым ее видам этот показатель составляет больше половины. В промышленности США сложился тесно связанный с внешним рынком сектор из 7 отраслей обрабатывающей промышленности, на которые приходится почти три четверти всего вывоза промышленной продукции. Экспортные рынки обеспечивают около одной четверти продукции общего машиностроения, более одной пятой — по двигателям и турбинам, свыше двух пятых — по самолетам. 
 
В число экспортноспециализированной продукции машиностроения входят нефтеперерабатывающее и строительное оборудование, промышленные двигатели, насосы, компрессоры, контрольно-измерительное оборудование, сельскохозяйственные машины, конторское оборудование, компьютеры, полупроводники, телекоммуникационное оборудование, научные и медицинские приборы, самолеты и двигатели к ним, автомобили. 
 
Вместе с тем целый ряд отраслей обрабатывающей промышленности: полиграфическая, резинотехническая, пищевая, ткацкая, мебельная промышленность, производство строительных материалов — в незначительной степени участвуют в международном разделении труда. Эти отрасли постепенно отдали зарубежным конкурентам не только значительную часть своих внутренних, но и международные рынки. 
 
Позиции в мировой торговле. США, за исключением трех лет 1988—1990 гг., занимают первое место в мировой торговле. В 90-е годы внешнеторговые позиции США улучшились. С середины 70-х до середины 90-х годов действовала неблагоприятная для США тенденция на мировых рынках. Улучшениемеждународной конкурентоспособности связано с повышением научно-технического потенциала американских корпораций во многих современных отраслях промышленности, значительным снижением издержек производства и геополитическими изменениями в мире — развалом мировой социалистической системы. 
 
Произошли изменения в издержках на рабочую силу, которые составляют 70% всех производственных затрат компаний. Они понизились в сравнении с Японией, Британией. 
 
Заметное место в производстве страны занимает ввоз товаров и услуг. За счет его удовлетворяется 12% внутреннего спроса, в том числе 20% потребностей США в текстиле, стали и ряде других видов важной для хозяйства продукции, а по некоторым товарам — в значительно большей степени.

Например, доля импорта составляет 30% объема ежегодных продаж автомобилей США. В последние годы доля импорта в продажах станков и оборудования возросла до 50%, а в продажах бытовой электроники, обуви и некоторых других товаров превысила 80%. 
 
Характерной чертой внешнеторговых связей является их дефицитность. С 1971 г. внешнеторговый оборот сводится с дефицитом, который является как результатом ослабления конкурентных позиций в ряде отраслей, так и показателем растущей интернационализации американской экономики. 
 
Важным свидетельством ведущей роли США в международных экономических отношениях является движение баланса платежей и поступлений за технологию. Сюда входят расчеты за регистрацию патентов, приобретение лицензий, торговых марок, разработок дизайна, авторских прав, промышленных прав и образцов, «ноу-хау», оплата услуг в области менеджмента и т.п. Только несколько стран имели в 90-е годы постоянный актив своего технологического баланса, причем США по этому показателю имеют больший отрыв. Активное сальдо по этим статьям в платежном балансе составляло порядка 15—25 млрд долл. 
 
Несмотря на положительное сальдо по международным операциям услугами, текущие статьи платежного баланса в 80—90-е годы сводились с дефицитом от 0,8 до 3,5% ВВП. Дефицит по текущим статьям создавал для иностранных компаний возможности инвестирования в хозяйство США части вырученных от экспорта валютных средств. 
 
Влияние дефицита баланса по текущим операциям (баланс внешней торговли, доходов от факторов производства и переводов) было неодинаковым наэкономический рост. В 80-е годы в связи со снижением нормы сбережений и капиталовложений привлечение иностранного капитала шло в большой мере на финансирование потребления и дефицита федерального бюджета, а не на инвестиции. В 90-е годы, когда национальные сбережения возросли, приток капитала в большой степени шел на финансирование капиталовложений. 
 
Позиции в международном движении капитала. В последнее десятилетие произошли радикальные перемены в мировой позиции США, связанной с движением прямых заграничных инвестиций. На их основе в прогрессирующих масштабах происходит формирование международного производства, объединяющего экономику США с хозяйствами других стран более тесными связями, чем это делала торговля. 
 
Экспорт прямых капиталовложений продолжал расти, но благодаря расширению числа международных инвесторов удельный вес США в вывозе капитала снижался. В 1960 г. на долю США приходилось более 60% мирового объема оттока прямых инвестиций, а в 1997—1999 гг. — уже 22,2%. При этом американский экспорт прямых капиталовложений значительно превосходил подобный процесс из любой другой страны (Британия — 15,8%). В географическом отношении свыше 50% американских прямых инвестиций направляется в страны ЕС. 
 
В 80—90-е годы США стали крупнейшим объектом приложения зарубежных прямых капиталовложений: приток иностранных инвестиций превышал вывоз американских. 
 
Интенсивное иностранное инвестирование в американскую экономику является определенным признаком ее силы.

Информация о работе Место и роль США в мировом хозяйстве