5. Мафиозные структуры
и коррупция.
6. Регионализм и сепаратизм
– претензии регионов на все
имеющиеся у них природные ресурсы
(Якутия, Тюмень и др.).
Собственником всех своих
природных ресурсов может быть лишь
территориальное образование, способное
к самостоятельному выживанию в
экономическом, политическом и военном
отношениях. Если этого нет, то регион
не может рассчитывать на безнаказанность
сепаратистских устремлений (отделение,
обособление). Экономический сепаратизм
исключает организацию рентной
системы налогообложения, в которой
рента с природных ресурсов, равным
совладельцем которых является каждый
гражданин РФ, выступает наиболее
естественным источником пенсионных и
других социальных выплат2.
1.2 Внешнеэкономическая
политика РФ
Внешнеэкономическая политика
России (ВЭП) – это целенаправленные действия
государства и его органов по определению
режима регулирования внешнеэкономических
связей.
Внешнеэкономическая политика
России – это целенаправленная и комплексная
программа действий законодательной и
исполнительной властей по развитию и
повышению эффективности всей совокупности
внешнеэкономических связей, как важных
средств укрепления национальной экономической
безопасности.
Во всех понятиях ключевым
во внешнеэкономической политике является
стратегия.
Внешнеэкономическая стратегия
России основана на положениях долгосрочного
экономического и социального развития
России до 2020 года, концепции внешней
политики России.
Во внешнеэкономической
стратегии российской федерации
до 2020 года даётся цель ВЭП.
Целью внешнеэкономической
политики России в долгосрочной перспективе
является создание условий для достижения
лидирующих позиций России в мировой экономике
на основе эффективного участия в мировом
разделении труда и повышения глобальной
конкурентоспособности ее национального
хозяйства. Достижение этой цели предполагает:
- специализацию России в мировом разделении труда на высокотехнологичных товарах, интеллектуальных услугах и товарах с высокой степенью переработки;
- достижение лидирующих позиций в поставках энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования мировых энергетических рынков;
- реализацию имеющихся конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;
- усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости;
- создание интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, превращение России в один из мировых финансовых центров;
- выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, обеспечивающих устойчивость развития российской экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках;
- усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка3.
Основными индикаторами достижения
цели внешнеэкономической политики
являются:
- повышение доли России в мировой экономике с 3,2 процента мирового валового внутреннего продукта в 2007 году (по паритету покупательной способности) до 3,8 процента в 2015 году и 4,3 процента в 2020 году;
- увеличение российского экспорта с 354 млрд.долларов США в 2007 году до 630-650 млрд.долларов США в 2015 году и более 900 млрд.долларов США в 2020 году (при условии колебания мировых нефтяных цен в ценах 2007 года в пределах 80-90 долларов за баррель);
- увеличение экспорта машиностроительной продукции более чем в 6 раз (до 110-130 млрд.долларов США) по сравнению с 2007 годом;
- увеличение экспорта транспортных услуг более чем в 4 раза (до 45 млрд.долларов США) к 2020 году по сравнению с 2006 годом;
- увеличение доли России на рынках высокотехнологичных товаров и услуг до уровня не ниже 5-10 процентов по 5-7 крупным позициям4.
Приоритетные направления
внешнеэкономической политики России:
Первое направление - обеспечение
ведущих позиций России на мировых
рынках высокотехнологичных товаров
и услуг в соответствии с ее
специализацией в глобальной научно-технологической
сфере, включая:
- обеспечение прорыва на новые рынки высокотехнологичных товаров и услуг ядерных технологий, авиатехники, судостроения, космических услуг и космических аппаратов, программного обеспечения, образовательных и интеллектуальных услуг, а также услуг в сфере туризма на основе успешной модернизации соответствующих секторов российской экономики и умелого позиционирования в нишах мирового рынка;
- обеспечение организационно-финансовой поддержки экспорта высокотехнологичных товаров и услуг, в том числе содействие проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создание инфраструктуры обслуживания поставляемых товаров в иностранных государствах;
- содействие привлечению необходимых компетенций и технологий через производственную кооперацию и создание альянсов с ведущими мировыми компаниями.
Второе направление - содействие
экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности
обрабатывающих отраслей и сферы
услуг, включая:
- содействие созданию в России производства конечной продукции с иностранным участием и локализацией производства добавленной стоимости с использованием экономических таможенных режимов;
- стимулирование привлечения передовых иностранных технологий и иностранных инвестиций в обрабатывающие отрасли для их технологической модернизации и повышения конкурентоспособности;
- поощрение формирования кооперационных связей российских компаний с иностранными, обладающими выходом на зарубежные рынки, в том числе с использованием преференциальных торговых соглашений;
- содействие формированию центров компетенции, интегрированных в отрасли обрабатывающей промышленности России, в том числе с использованием преференциальных инвестиционных соглашений;
- создание механизмов комплексной поддержки экспорта продукции обрабатывающих отраслей, в том числе идентификацию и устранение барьеров по доступу товаров и услуг на внешние рынки;
- рационализацию импорта и его ориентацию, прежде всего на повышение технологического уровня российских предприятий и приобретение высокотехнологичной продукции, сырья, материалов и полуфабрикатов, необходимых для развития производства, с использованием дифференцированной ставки таможенного тарифа (эскалация тарифа) и расширения применения экономических таможенных режимов;
- превращение России в одного из основных участников мировых сельскохозяйственных рынков зерна, растительного масла, льна и других товаров, в том числе путем закрепления позиций государства на переговорах по либерализации доступа на рынки сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- усиление позиций на рынках сырьевых товаров с высоким уровнем переработки, превращение России в крупнейшего экспортера товаров и услуг, связанных с добычей, транспортировкой и переработкой сырьевых ресурсов, в том числе на основе инвестирования в сырьевой сектор иностранных государств;
- развитие производственной и иной инфраструктуры приграничных территорий, учитывающее потребности экономики граничащих с Россией государств.
Третье направление - интеграция
России в глобальную транспортную систему
и реализация транзитного потенциала
российской экономики, включая:
- переориентацию значительной части торговых потоков между Европой и Азией на российские транзитные маршруты путем повышения конкурентоспособности и привлекательности транспортных коридоров России;
- обеспечение стыковки российских транспортных коридоров с транспортными системами сопредельных государств и заключение международных соглашений с заинтересованными государствами;
- формирование единого транспортного пространства Содружества Независимых Государств.
Четвертое направление - повышение
роли России в обеспечении глобальной
энергетической безопасности и укрепление
ее позиций на рынке углеводородов,
включая:
- расширение и диверсификацию экспорта углеводородов на европейский и азиатский рынки;
- развитие экспорта услуг, связанных с энергетикой, увеличение в экспорте доли продукции с высокой степенью переработки;
- осуществление инвестиций в сети транспортировки и распределения энергии иностранных государств, в том числе и на основе взаимного обмена активами;
- запуск биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на российских торговых площадках за рубли;
- активизацию роли России в выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков.
Пятое направление - формирование
интегрированного евразийского экономического
пространства, включая:
- укрепление Союзного государства, формирование Единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества, формирование общего энергетического рынка государств - членов Евразийского экономического сообщества и создание совместных финансовых институтов развития;
- реализация системы проектов по формированию совместной транспортной и энергетической инфраструктуры, а также в области сельского хозяйства и других важных для государств - членов Содружества Независимых Государств сферах;
- создание механизма содействия кооперации и взаимным инвестициям государств - членов Содружества Независимых Государств;
- формирование условий для свободного перемещения граждан в рамках Единого экономического пространства, создание общего культурно-образовательного пространства с государствами - членами Евразийского экономического сообщества и другими государствами на евразийском пространстве (создание сети необходимых международных договоров).
Шестое направление - создание
в России международного финансового
центра, превращение рубля в региональную
резервную валюту и расширение использования
рубля во внешнеторговом обороте, включая:
- превращение России в один из мировых финансовых центров, обладающий независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающий лидирующие позиции России на финансовых рынках государств на евразийском пространстве;
- превращение российского рубля в ведущую региональную резервную валюту на пространстве Содружества Независимых Государств.
Седьмое направление - усиление
роли России в решении глобальных
вопросов и формировании мирового экономического
порядка, включая:
- обеспечение ведущих позиций в многосторонних международных институтах ("Группа восьми", Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития и другие), продвижение приоритетных национальных интересов в рамках двусторонних и многосторонних торгово-экономических отношений с иностранными государствами;
- участие в развитии системы правил регулирования международной торговли и инвестиций, разработке международных стандартов с целью сближения национальной системы стандартов и сертификации с международной, а также в решении глобальных проблем содействия устойчивому развитию, в том числе проблемы глобальных климатических изменений;
- использование потенциала региональных экономических объединений (форум "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", Шанхайская организация сотрудничества, Совет государств Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество и др.), включая участие в них на ведущих ролях и развитие сотрудничества с другими аналогичными объединениями (Европейский союз, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Рынок стран Южного конуса и др.) в целях обеспечения благоприятных условий деятельности российского бизнеса в соответствующих регионах;
- формирование национального механизма содействия международному развитию5.
2. Современное
геополитическое положение России
2.1 Сравнительный
анализ экономического развития
России в международных сопоставлениях
Начиная с 1968 г. ООН осуществляет
Проект международных сопоставлений (ПМС),
по которому сравниваются объемы ВВП разных
стран мира по паритетам покупательной
способности (ППС) валют. Советский Союз
в течение долгих лет отказывался принимать
участие в этой программе, не признавая
«буржуазные показатели» ВВП и ВНП и ведя
собственные завышенные международные
сопоставимые оценки национального дохода
и ряда других показателей. Лишь в 1990 г.
СССР принял участие в этой программе,
но вскоре развалился. Российская Федерация
была включена в ПМС ООН за 1993 год и впоследствии
стала постоянной участницей этой программы,
снабжая ее всеми необходимыми базовыми
данными.
В конце 20 столетия место
России в мировой экономике по
общему объему развития ВВП было 10 в
мире, и она отставала примерно
в 10 раз от США. В 1999 г. РФ в расчете
на душу населения по ВВП отставала
от США в 5,5 раза.
С начала 21 столетия ситуация
в экономическом отношении по
показателю ВВП стала изменяться
в пользу РФ. В 2006 г. ВВП РФ составлял
около 1160,5 млрд. долларов а в США
- 10 800 млрд. долларов, то есть примерно 11%
уровня США. Имеется тенденция к укреплению
позиции в мировой экономике. В настоящее
время мы занимаем по объему промышленного
производства 6-е место в мире, что несколько
более 20% уровня США.
РФ является экспортером
нефти, природного газа и в связи
с этим место России в мировой
экономике является достаточно высоким.
Ряд стран стремятся снизить
энергетическую зависимость от РФ и
импортируют нефть и природный
газ из других стран.
Результатом присоединения
РФ к ВТО должно быть полноправное
ее участие в мировой системе
торговли, достижение наибольших преимуществ
в международном разделении труда,
улучшение экономического сотрудничества
с иностранными государствами.
Россия по доле в мировой
экономике находится примерно на
одном уровне с Францией, Италией
и Великобританией. Небольшая разница
(в десятых долях процентного
пункта) в этом контексте не существенна,
поскольку результаты такого рода сопоставлений
не могут претендовать на бухгалтерскую
степень точности. Россия заметно
уступает практически всем странам
этой группы (кроме Китая и Румынии)
по уровню экономического развития, измеряемого
с помощью показателя ВВП в
расчете на душу населения, который
заметно выше среднемирового уровня.
На долю США приходится
22, 5 % мировой экономики, но она значительно
выше при использовании в сопоставлении
валютных курсов (28%). Это свидетельствует
о размерах возможных искажений
при использовании в сопоставлении
валютных курсов.