Методика исследования систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:37, курсовая работа

Описание

Для наиболее яркого раскрытия социологических методов в исследовании систем управления, приведем понятия управления и системы.

Процесс целенаправленного воздействия на систему. Обеспечивающий повышение ее организованности, достижения того или иного полезного эффекта. И называется управлением.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..……………………………………………………………..…..3

ГЛАВА 1. Социологическая методология ИСУ…….…………...…………….....6

1.1. Методы активизации технологии творчества………………….….…6

1.2. Ассоциативные методы…………………………………………........10

ГЛАВА 2. Социологические методы ИСУ…….………………………………....10

2.1 Метод анкетирования ………………………………………………..12

2.2 Метод интервьюирования…………………………………………….14

2.3 Метод выборки……………...………………………………………...17

Заключение……………………………………………………………….…………20

Библиографический список………………………………………………………..22

Приложение 1............................................................................................................24

Работа состоит из  1 файл

Методы исследования систем управления.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)


3

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………..……………………………………………………………..…..3

ГЛАВА 1. Социологическая методология ИСУ…….…………...…………….....6

              1.1. Методы активизации технологии творчества………………….….…6

              1.2. Ассоциативные методы…………………………………………........10

ГЛАВА 2. Социологические методы ИСУ…….………………………………....10

              2.1 Метод анкетирования ………………………………………………..12

              2.2 Метод интервьюирования…………………………………………….14

              2.3 Метод выборки……………...………………………………………...17

Заключение……………………………………………………………….…………20

Библиографический список………………………………………………………..22

Приложение 1............................................................................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Для наиболее яркого раскрытия социологических методов в исследовании систем управления, приведем понятия управления и системы.

         Процесс целенаправленного  воздействия на систему. Обеспечивающий повышение ее организованности, достижения того или иного полезного эффекта. И называется управлением.

        Системы, в которых протекают процессы управления, называются системами управления.

        Поскольку управление – специфическая функция, то она реализуется определенными элементами системы. Система в процессе своего функционирования разделяется на управляющую и управляемую системы. Действительно, если мы полагает, что в системах не может быть бесцельных процессов, то очевидно, что если есть цель деятельности, должно быть управление достижением этой цели и сама деятельность по ее достижению.

         Итак, система – это множество, составляющее единство элементов, связей и взаимосвязей между ними и внешней средой, образующее присущую данной системе целостность, качественную определенность и целеполагание.

В исследовании систем возникли определенная тер­минология и принципы анализа. Поскольку под опера­цией мы будем понимать любое целенаправленное дей­ствие, то в качестве «модели системы» мы должны себе представлять некоторую совокупность, состоящую из субъекта (оперирующей стороны), формулирующего цель операции, запаса активных средств (ресурсов) для проведения операции, набора стратегий, т. е. способов использования этих ресурсов, и критерия-способа сравнения различных стратегий (т.к. тема у нас «творческа»), преследующих дости­жение цели операции. Сам критерий, точнее — стрем­ление к максимизации или минимизации его значений часто и объявляется целью операции.

           Решение реальных задач показывает, что первый шаг это формализация операций, их описание с помощью метода. От того, как будет формализована задача, зависит вся судьба исследования. Простое описание де­лает анализ довольно простым, но если оно не будет в достаточной степени адекватно реальности (что во многом зависит от творческого подхода), то может привести к результатам сомнительной достоверности. Наоборот, переусложненная задача, учитывающая раз­нообразные детали процесса и с большими подробностя­ми описывающая реальность, может привести к такой затрате определенного времени, которая окажется не оп­равданной высокой точностью результата.

Исследование систем управления имеет целью развитие навыков исследовательской работы будущих специалистов. Необходимость определяется  квалификационной  характеристикой специалиста, в которой предусмотрена готовность к практической деятельности, владению навыками исследования систем управления.

Для написания данной работы были использованы различные источники, к примеру таких авторов, как Белозерцев В.И., Косенко С.И., Попов А.А.,  Саати Т. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

1.1 МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТЕХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА

Интенсивность (производительность) любого процесса (в том числе творческого) обусловлена взаимным действием трех основных причин:

•    движущих сил процесса — внешних и внутренних побудительных обстоятельств, причин, мотивов, вы­зывающих течение процесса;

•    факторов ускорения — внешних и внутренних усло­вий процесса, воздействия на которые позволяет увеличить интенсивность процесса;

•    факторов торможения — внешних и внутренних ус­ловий процесса, воздействие на которые позволяет уменьшить интенсивность процесса.

Эффективность решения творческой проблемы, в первую очередь, определяется продуктивностью творческого мышле­ния при отсутствии информации о технологии поиска. Но продуктивность, в свою очередь, зависит от искусства преодо­ления препятствий, лежащих на пути познания.

Ф. Бэкон указывает на четыре вида препятствий — призра­ки познания. Первые два из них коренятся непосредственно в человеческой природе, будучи врожденными. Два других вос­ходят к ней опосредованно, будучи порожденными особенно­стями социальной жизни и психологии.

Первый вид заблуждений — это «призраки рода». Они свойственны всем людям, поскольку постигаемых вещей при­роду собственно духа, т.е. результаты мыслительной деятель­ности базирующейся на искаженной информации органов чувств, что приводит к заблуждениям. К этому же виду за­блуждений относится стремление человека при разрешении проблемных ситуаций пользоваться готовыми решениями, привычными штампами, освоенными стандартами (психоло­гическая инерция мышления).

Второй вид заблуждений — это «призраки пещеры», к ко­торым относятся разнообразные индивидуальные вариации и отклонения в проявлении «призраков рода», неодинаковые интересы людей ориентируют различным образом их познава­тельные усилия и оценки.

Третий вид заблуждений — это «призраки рынка», про­истекающие из особенностей социальной жизни человека. Эти «призраки» состоят в подверженности общераспростра­ненным взглядам, предрассудкам и умственным заблуждени­ям.

Четвертый вид — это «призраки театра», которые производны от «призраков рынка». Здесь речь идет об искажаю­щем влиянии ложных теорий и философских учений.

Р. Декарт в работе «Рассуждение о методе» изложил четы­ре правила познания.

Первое правило метода Декарта требует принимать за ис­тинное все то, что воспринимается в очень ясном и отчетли­вом виде и не дает повода к какому-либо сомнению, то есть вполне очевидно.

Второе правило метода предлагает делить каждую слож­ную вещь ради успеха ее изучения, на более простые состав­ляющие, дабы затем устремить внимание на эти простые, т.е. неподдающиеся дальнейшему делению умом части.

Третье правило — в познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей, к вещам более сложным и, соответственно, трудным для понимания.

Четвертое правило метода требует осуществлять полные описания предмета исследования, не упуская ничего из вни­мания.

В рассмотренных подходах четко просматриваются эле­менты системного анализа.

Попытка формализовать метод активизации технологии творчества с точки зрения системного анализа осуществлена в работе. В ней рассмотрены направления развития систем­ных объектов, общие законы развития систем и закономерно­сти структурных преобразований систем. Кроме того, рас­сматривается методика, в основе которой лежит «принцип уз­лового элемента» системы.

Алгоритм поиска узлового элемента включает:

       •    определение состава элементов исходной системы;

•  определение вида потребительского противоречия. Установление потребительского свойства, требую­щего улучшения, — критичного потребительского свойства;

•     установление и исследование причинно-следствен­ной цепи

     взаимодействия элементов, влияющих на проявление системой     

       критичного потребительского свойства;

•    определение круга элементов, которые допускают видоизменение;

•    выявление элемента цепи, изменение физического параметра которого является необходимым условием улучшения критического потребительского свойства и первопричиной ухудшения конфликтного потреби­тельского свойства.

Метод активизации технологии творчества позволяет ре­шать проблемные ситуации поэтапно и может быть представ­лен в следующем виде:

Этап 1. Формулировка задачи в системных категориях в виде потребительского противоречия. Важной особенностью данного этапа является необходимость принятия решения о стратегии дальнейшей поисковой деятельности.

Этап 2. Задача решается на базе условий первого этапа, т.е. отталкиваясь только от системной формулировки задачи. Решение производится за счет личных творческих возможно­стей и информированности разработчика (исследователя, ру­ководителя и т.д.) без применения каких-либо внешних мето­дических приемов.

Этап 3. Если проблемная ситуация не решается на втором этапе простым силовым наскоком. Значит, творческие ресур­сы исчерпаны, и пришло время применения методических средств — специальных приемов и логических операторов.

Этап 4. Если задача не решается на третьем этапе, следует продолжить решение, используя операторы предварительного «дробления» задачи (оператор выявления противоречия, опе­ратор применения приемов и таблиц разрешения противоре­чий; оператор применения законов интеграции и дифферен­циации).

Этап 5. Если процедуры четвертого этапа не привели к разрешению проблемной ситуации, следует продолжить ре­шение задачи, используя операторы полного «ослабления» за­дачи (оператор определения физического противоречия, опе­ратор применения приемов разрешения физических противо­речий).

1.2 АССОЦИАТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Эти методы основываются на применении в творческом процессе семантических свойств понятий путем использова­ния аналогии их вторичных смысловых оттенков, основными источниками для генерирования новых идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия.

К ассоциативным методам (во многом аналогичные) отно­сятся:

      метод каталога;

      метод фокальных объектов;

      метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры. Метафоры могут служить подсказкой для нахождения идеи. С целью расшире­ния пространства поиска идей и повышения степени их ори­гинальности, прибегают к гирляндам метафор (ассоциаций). Чаще всего применяют две их разновидности: концентриро­ванные гирлянды, различным образом выражающие одно и то же ключевое понятие; гирлянды последовательных метафор, при генерировании которых предыдущая метафора является ключевым понятием для образования последующей.

Если на совершенствуемый объект перенести признаки других, случайно выбранных объектов, то резко возрастает число неожиданных вариантов решения. Эта идея явилась ос­новой метода каталога и усовершенствованного метода фо­кальных объектов.

Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств и для тренировки воображения. Сущность метода состоит в пе­ренесении признаков случайно выбранных объектов на со­вершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе пе­реноса.

Дальнейшим развитием метода фокальных объектов явля­ется метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Он помогает найти большое количество подсказок для новых идей путем образования ассоциаций.

Метод контрольных вопросов используется для психоло­гической активизации творческого процесса, для чего с по­мощью наводящих вопросов пытаются подвести к решению задачи. Суть метода состоит в том, что исследователь (изобретатель) отвечает на вопросы, содержащие в универсаль­ных вопросниках (составленных Д. Пирсоном, Э. Раудзенпом, А. Осборном и др.) и в связи с ними рассматривает свою задачу.

 

 

2.1 Метод анкетирования

Анкета – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик предмета исследований. Анкета должна учитывать уровень общей культуры и психологию респондентов.

Составить анкету достаточно сложная задача.

При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность. При выборочном анкетировании – только часть генеральной совокупности – выборочная совокупность.

Итак, социологический метод построен на спе­цифическом сочетании методологии и организации ис­следования.

   Большое значение имеет личность и деятельность человека, ведущего опрос. Возможны различные варианты: человек может быть для первой и второй группы один и тот же или можно дифференцировать ведущих. Человек, ведущий опрос дол­жен обладать большой творческой активностью, доб­рожелательностью, глубоким пониманием решаемой проблемы, способностью организовывать и поддержи­вать интеллектуальный процесс.

В ходе анкетирования между людьми должны быть уста­новлены свободные и доброжелательные отношения. Надо, чтобы идея, выдвинутая одним участником беседы, подхва­тывалась и развивалась другим.

Наи­лучшие результаты метод дает при рассмотрении проблем ор­ганизационного характера. Метод применяется при отсутст­вии или недостаточном количестве информации.

Информация о работе Методика исследования систем управления