Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:37, курсовая работа
Для наиболее яркого раскрытия социологических методов в исследовании систем управления, приведем понятия управления и системы.
Процесс целенаправленного воздействия на систему. Обеспечивающий повышение ее организованности, достижения того или иного полезного эффекта. И называется управлением.
ВВЕДЕНИЕ………..……………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1. Социологическая методология ИСУ…….…………...…………….....6
1.1. Методы активизации технологии творчества………………….….…6
1.2. Ассоциативные методы…………………………………………........10
ГЛАВА 2. Социологические методы ИСУ…….………………………………....10
2.1 Метод анкетирования ………………………………………………..12
2.2 Метод интервьюирования…………………………………………….14
2.3 Метод выборки……………...………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………….…………20
Библиографический список………………………………………………………..22
Приложение 1............................................................................................................24
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………..……………………………………………
ГЛАВА 1. Социологическая методология ИСУ…….…………...…………….....6
1.1. Методы активизации технологии творчества………………….….…6
1.2. Ассоциативные методы…………………………………………........
ГЛАВА 2. Социологические методы ИСУ…….………………………………....10
2.1 Метод анкетирования ………………………………………………..12
2.2 Метод интервьюирования……………………………………
2.3 Метод выборки……………...………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………..
Приложение 1.............................
Введение
Для наиболее яркого раскрытия социологических методов в исследовании систем управления, приведем понятия управления и системы.
Процесс целенаправленного воздействия на систему. Обеспечивающий повышение ее организованности, достижения того или иного полезного эффекта. И называется управлением.
Системы, в которых протекают процессы управления, называются системами управления.
Поскольку управление – специфическая функция, то она реализуется определенными элементами системы. Система в процессе своего функционирования разделяется на управляющую и управляемую системы. Действительно, если мы полагает, что в системах не может быть бесцельных процессов, то очевидно, что если есть цель деятельности, должно быть управление достижением этой цели и сама деятельность по ее достижению.
Итак, система – это множество, составляющее единство элементов, связей и взаимосвязей между ними и внешней средой, образующее присущую данной системе целостность, качественную определенность и целеполагание.
В исследовании систем возникли определенная терминология и принципы анализа. Поскольку под операцией мы будем понимать любое целенаправленное действие, то в качестве «модели системы» мы должны себе представлять некоторую совокупность, состоящую из субъекта (оперирующей стороны), формулирующего цель операции, запаса активных средств (ресурсов) для проведения операции, набора стратегий, т. е. способов использования этих ресурсов, и критерия-способа сравнения различных стратегий (т.к. тема у нас «творческа»), преследующих достижение цели операции. Сам критерий, точнее — стремление к максимизации или минимизации его значений часто и объявляется целью операции.
Решение реальных задач показывает, что первый шаг это формализация операций, их описание с помощью метода. От того, как будет формализована задача, зависит вся судьба исследования. Простое описание делает анализ довольно простым, но если оно не будет в достаточной степени адекватно реальности (что во многом зависит от творческого подхода), то может привести к результатам сомнительной достоверности. Наоборот, переусложненная задача, учитывающая разнообразные детали процесса и с большими подробностями описывающая реальность, может привести к такой затрате определенного времени, которая окажется не оправданной высокой точностью результата.
Исследование систем управления имеет целью развитие навыков исследовательской работы будущих специалистов. Необходимость определяется квалификационной характеристикой специалиста, в которой предусмотрена готовность к практической деятельности, владению навыками исследования систем управления.
Для написания данной работы были использованы различные источники, к примеру таких авторов, как Белозерцев В.И., Косенко С.И., Попов А.А., Саати Т. и др.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТЕХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Интенсивность (производительность) любого процесса (в том числе творческого) обусловлена взаимным действием трех основных причин:
• движущих сил процесса — внешних и внутренних побудительных обстоятельств, причин, мотивов, вызывающих течение процесса;
• факторов ускорения — внешних и внутренних условий процесса, воздействия на которые позволяет увеличить интенсивность процесса;
• факторов торможения — внешних и внутренних условий процесса, воздействие на которые позволяет уменьшить интенсивность процесса.
Эффективность решения творческой проблемы, в первую очередь, определяется продуктивностью творческого мышления при отсутствии информации о технологии поиска. Но продуктивность, в свою очередь, зависит от искусства преодоления препятствий, лежащих на пути познания.
Ф. Бэкон указывает на четыре вида препятствий — призраки познания. Первые два из них коренятся непосредственно в человеческой природе, будучи врожденными. Два других восходят к ней опосредованно, будучи порожденными особенностями социальной жизни и психологии.
Первый вид заблуждений — это «призраки рода». Они свойственны всем людям, поскольку постигаемых вещей природу собственно духа, т.е. результаты мыслительной деятельности базирующейся на искаженной информации органов чувств, что приводит к заблуждениям. К этому же виду заблуждений относится стремление человека при разрешении проблемных ситуаций пользоваться готовыми решениями, привычными штампами, освоенными стандартами (психологическая инерция мышления).
Второй вид заблуждений — это «призраки пещеры», к которым относятся разнообразные индивидуальные вариации и отклонения в проявлении «призраков рода», неодинаковые интересы людей ориентируют различным образом их познавательные усилия и оценки.
Третий вид заблуждений — это «призраки рынка», проистекающие из особенностей социальной жизни человека. Эти «призраки» состоят в подверженности общераспространенным взглядам, предрассудкам и умственным заблуждениям.
Четвертый вид — это «призраки театра», которые производны от «призраков рынка». Здесь речь идет об искажающем влиянии ложных теорий и философских учений.
Р. Декарт в работе «Рассуждение о методе» изложил четыре правила познания.
Первое правило метода Декарта требует принимать за истинное все то, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода к какому-либо сомнению, то есть вполне очевидно.
Второе правило метода предлагает делить каждую сложную вещь ради успеха ее изучения, на более простые составляющие, дабы затем устремить внимание на эти простые, т.е. неподдающиеся дальнейшему делению умом части.
Третье правило — в познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей, к вещам более сложным и, соответственно, трудным для понимания.
Четвертое правило метода требует осуществлять полные описания предмета исследования, не упуская ничего из внимания.
В рассмотренных подходах четко просматриваются элементы системного анализа.
Попытка формализовать метод активизации технологии творчества с точки зрения системного анализа осуществлена в работе. В ней рассмотрены направления развития системных объектов, общие законы развития систем и закономерности структурных преобразований систем. Кроме того, рассматривается методика, в основе которой лежит «принцип узлового элемента» системы.
Алгоритм поиска узлового элемента включает:
• определение состава элементов исходной системы;
• определение вида потребительского противоречия. Установление потребительского свойства, требующего улучшения, — критичного потребительского свойства;
• установление и исследование причинно-следственной цепи
взаимодействия элементов, влияющих на проявление системой
критичного потребительского свойства;
• определение круга элементов, которые допускают видоизменение;
• выявление элемента цепи, изменение физического параметра которого является необходимым условием улучшения критического потребительского свойства и первопричиной ухудшения конфликтного потребительского свойства.
Метод активизации технологии творчества позволяет решать проблемные ситуации поэтапно и может быть представлен в следующем виде:
Этап 1. Формулировка задачи в системных категориях в виде потребительского противоречия. Важной особенностью данного этапа является необходимость принятия решения о стратегии дальнейшей поисковой деятельности.
Этап 2. Задача решается на базе условий первого этапа, т.е. отталкиваясь только от системной формулировки задачи. Решение производится за счет личных творческих возможностей и информированности разработчика (исследователя, руководителя и т.д.) без применения каких-либо внешних методических приемов.
Этап 3. Если проблемная ситуация не решается на втором этапе простым силовым наскоком. Значит, творческие ресурсы исчерпаны, и пришло время применения методических средств — специальных приемов и логических операторов.
Этап 4. Если задача не решается на третьем этапе, следует продолжить решение, используя операторы предварительного «дробления» задачи (оператор выявления противоречия, оператор применения приемов и таблиц разрешения противоречий; оператор применения законов интеграции и дифференциации).
Этап 5. Если процедуры четвертого этапа не привели к разрешению проблемной ситуации, следует продолжить решение задачи, используя операторы полного «ослабления» задачи (оператор определения физического противоречия, оператор применения приемов разрешения физических противоречий).
1.2 АССОЦИАТИВНЫЕ МЕТОДЫ
Эти методы основываются на применении в творческом процессе семантических свойств понятий путем использования аналогии их вторичных смысловых оттенков, основными источниками для генерирования новых идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия.
К ассоциативным методам (во многом аналогичные) относятся:
метод каталога;
метод фокальных объектов;
метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры. Метафоры могут служить подсказкой для нахождения идеи. С целью расширения пространства поиска идей и повышения степени их оригинальности, прибегают к гирляндам метафор (ассоциаций). Чаще всего применяют две их разновидности: концентрированные гирлянды, различным образом выражающие одно и то же ключевое понятие; гирлянды последовательных метафор, при генерировании которых предыдущая метафора является ключевым понятием для образования последующей.
Если на совершенствуемый объект перенести признаки других, случайно выбранных объектов, то резко возрастает число неожиданных вариантов решения. Эта идея явилась основой метода каталога и усовершенствованного метода фокальных объектов.
Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств и для тренировки воображения. Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса.
Дальнейшим развитием метода фокальных объектов является метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Он помогает найти большое количество подсказок для новых идей путем образования ассоциаций.
Метод контрольных вопросов используется для психологической активизации творческого процесса, для чего с помощью наводящих вопросов пытаются подвести к решению задачи. Суть метода состоит в том, что исследователь (изобретатель) отвечает на вопросы, содержащие в универсальных вопросниках (составленных Д. Пирсоном, Э. Раудзенпом, А. Осборном и др.) и в связи с ними рассматривает свою задачу.
2.1 Метод анкетирования
Анкета – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик предмета исследований. Анкета должна учитывать уровень общей культуры и психологию респондентов.
Составить анкету достаточно сложная задача.
При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность. При выборочном анкетировании – только часть генеральной совокупности – выборочная совокупность.
Итак, социологический метод построен на специфическом сочетании методологии и организации исследования.
Большое значение имеет личность и деятельность человека, ведущего опрос. Возможны различные варианты: человек может быть для первой и второй группы один и тот же или можно дифференцировать ведущих. Человек, ведущий опрос должен обладать большой творческой активностью, доброжелательностью, глубоким пониманием решаемой проблемы, способностью организовывать и поддерживать интеллектуальный процесс.
В ходе анкетирования между людьми должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Надо, чтобы идея, выдвинутая одним участником беседы, подхватывалась и развивалась другим.
Наилучшие результаты метод дает при рассмотрении проблем организационного характера. Метод применяется при отсутствии или недостаточном количестве информации.