Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:37, курсовая работа
Для наиболее яркого раскрытия социологических методов в исследовании систем управления, приведем понятия управления и системы.
Процесс целенаправленного воздействия на систему. Обеспечивающий повышение ее организованности, достижения того или иного полезного эффекта. И называется управлением.
ВВЕДЕНИЕ………..……………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1. Социологическая методология ИСУ…….…………...…………….....6
1.1. Методы активизации технологии творчества………………….….…6
1.2. Ассоциативные методы…………………………………………........10
ГЛАВА 2. Социологические методы ИСУ…….………………………………....10
2.1 Метод анкетирования ………………………………………………..12
2.2 Метод интервьюирования…………………………………………….14
2.3 Метод выборки……………...………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………….…………20
Библиографический список………………………………………………………..22
Приложение 1............................................................................................................24
Метод анкетирования - опрос, проводимый письменно с использованием анкеты.
Преимущества анкетирования:
1. Наиболее оперативный метод сбора первичной информации;
2. Результаты анкетирования наиболее доступны для математической обработки;
3. За короткий промежуток времени можно опросить большое количество людей.
2.2 Метод интервьюирования
Интервьюирование (беседа) – получение информации в процессе беседы (общения) исследователя с респондентом. сам задает вопросы респонденту и фиксирует полученные ответы. Беседа служит наиболее распространенным методом сбора данных.
Главная задача интервьюера — выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний.
Интервью бывает:
1). По технике проведения:
стандартизированным (формализованным), то есть беседа включает в себя точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым;
нестандартизированным, то есть при беседе определяется только тема, вопросы задаются в свободной форме.
2) по типу респондентов: интервью с ответственным лицом; интервью с экспертом; интервью с рядовым респондентом.
3) по технике регистрации ответов – протоколируемым; непротоколируемым.
Преимущества интервьюирования следующие. Беседой можно управлять. Если одна линия опроса не дает желаемых результатов, можно попробовать другую. Кроме того, исследователь получает информацию не только из прямых ответов, но также из замечаний, комментариев, высказываний, шуток, жестов, которые их сопровождают, при условии что он внимателен и наблюдателен.
Успешность интервью зависит, прежде всего, от степени его подготовки, а также от искренности даваемых ответов, что часто определяется эмоциональным настроем участников беседы.
При подготовке к проведению беседы необходимо:
1. сформулировать цель беседы;
2. составить план, включающий в себя целевые вопросы;
3. определить способы регистрации (магнитофон, диктофон, бланки, условные обозначения);
4. создать благополучную обстановку;
5. обеспечить атмосферу контакт, атмосферу доверия.
Алгоритм состава метода интервьюирования следующий:
• определение состава элементов исходной системы;
• определение вида потребительского противоречия. Установление потребительского свойства, требующего улучшения, — критичного потребительского свойства;
• установление и исследование причинно-следственной цепи
взаимодействия элементов, влияющих на проявление системой
критичного потребительского свойства;
• определение круга элементов, которые допускают видоизменение;
• выявление элемента цепи, изменение физического параметра которого является необходимым условием улучшения критического потребительского свойства и первопричиной ухудшения конфликтного потребительского свойства.
Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры. Метафоры могут служить подсказкой для нахождения идеи. С целью расширения пространства поиска идей и повышения степени их оригинальности, прибегают к гирляндам метафор (ассоциаций). Чаще всего применяют две их разновидности: концентрированные гирлянды, различным образом выражающие одно и то же ключевое понятие; гирлянды последовательных метафор, при генерировании которых предыдущая метафора является ключевым понятием для образования последующей.
Если на совершенствуемый объект перенести признаки других, случайно выбранных объектов, то резко возрастает число неожиданных вариантов решения. Эта идея явилась основой метода каталога и усовершенствованного метода фокальных объектов.
Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств и для тренировки воображения. Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса.
Дальнейшим развитием метода фокальных объектов является метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Он помогает найти большое количество подсказок для новых идей путем образования ассоциаций.
Метод контрольных вопросов используется для психологической активизации творческого процесса, для чего с помощью наводящих вопросов пытаются подвести к решению задачи. Суть метода состоит в том, что исследователь (изобретатель) отвечает на вопросы, содержащие в универсальных вопросниках (составленных Д. Пирсоном, Э. Раудзенпом, А. Осборном и др.) и в связи с ними рассматривает свою задачу.
2.3 Выборка
Обычно социологические исследования носят не сплошной, а выборочный характер. При необходимости этот процесс повторяется, что приводит к иерархическим древовидным структурам. Обычно объект анализа сложен, слабо структурирован, плохо формализован, поэтому операцию декомпозиции выполняет эксперт. Если поручить анализ одного и того же объекта разным экспертам, то полученные древовидные списки будут различаться. Качество построенных экспертами деревьев зависит как от их компетентности в данной области знаний, так и от применяемой методики декомпозиции (поэтому этот метод можно отнести к творческому методу).
Обычно эксперт легко разделяет целое на части, но испытывает затруднения, если требуется доказательство полноты и безызбыточности предлагаемого набора частей. Стремясь перейти от чисто эвристического, интуитивного подхода к более осознанному, алгоритмическому выполнению декомпозиции, мы должны объяснить, почему эксперт разделяет целое именно так, а не иначе. Именно на данное, а не на большее или меньшее число частей. Объяснение состоит в том, что основанием всякой декомпозиции является модель рассматриваемой системы. Операция декомпозиции представляется теперь как сопоставление объекта анализа с некоторой моделью, как выделение в нем того, что соответствует элементам взятой модели. Поэтому на вопрос, сколько частей должно получиться в результате декомпозиции, можно дать следующий ответ:
столько, сколько элементов содержит модель, взятая в качестве основания. Вопрос о полноте декомпозиции — это вопрос завершенности модели.
Объект выборки должен сопоставляться с каждым элементом модели-основания. Однако и сама модель-основание может с разной степенью детализации отображать исследуемый объект. Например, в системном анализе часто приходится использовать модель типа «жизненный цикл», позволяющая декомпозировать анализируемый период времени на последовательные этапы от его возникновения до окончания. С помощью такой декомпозиции шахматную партию можно разбить на дебют, миттельшпиль и эндшпиль. В жизни человека принято различать молодость, зрелость и старость, но можно выделять и более мелкие этапы, например, детство, отрочество и юность. Такое же разнообразие может иметь место и при декомпозиции жизненного цикла любой проблемы. Разбиение на этапы дает представление о последовательности действий, начиная с обнаружения проблемы и кончая ее ликвидацией.
Всякий анализ проводится для чего-то. Именно эта цель анализа и определяет, какую систему следует рассматривать. Например, анализируя цель «выяснить этиологию и патогенез ишемической болезни сердца», в качестве исследуемой системы можно взять сердечно-сосудистую систему. А можно выбрать конкретный кардиологический институт. В первом случае декомпозиция будет порождать перечень подчиненных подцелей научного, во втором — организационного характера. Можно также рассматривать и такую процедуру анализа, когда перед каждым очередным актом декомпозиции заново ставится вопрос не только о том, по какой модели проводить декомпозицию, но и о том, не следует ли взять модель иной системы, нежели ранее.
Заключение
Исследование систем управления является одним из основных источников формирования навыков в различных сферах управления. Метод творческого поиска наиболее сильно благоприятствует этому развитию, т.к. любое стратегическое решение связано с мышлением, точнее итогом мышления, а именно – принятым решением. Таким образом для наилучшего способствования быстроте принятий решений и используется творческий метод. Можно очень быстро и легко объяснить это утверждение. Так как быстрая ориентировка в окружающем мире, зависит прежде всего от быстроты адаптации, самообладания, а также элементарного – находчивости, то именно эти понятия и являются составными структуры метода творческого поиска.
Сам термин «исследование систем» родился в послевоенные годы, когда стало очевидно, что задачи широкого класса, возникшие в самых различных сферах человеческой деятельности, имеют, несмотря на их качественное различие, одно общее — они сводятся к выбору способа действия, варианта плана, параметров конструкций, то есть к принятию решений.
Таким образом, задача исследования систем управления на этом этапе нами трактуется как некоторая оптимизационная проблема, т.к. и тема у нас соответствующая – исследование систем управления. В действительности задача исследователя несколько шире. Анализируя требования к операции, то есть те цели, которых предполагает достигнуть оперирующая сторона, и те неопределенности, которые при этом неизбежно присутствуют. Исследователь должен сформулировать цель операции на определенном языке или методе (математическом, творческом и др.).
Выбрав творческий метод, т.к. он удобен, поскольку методы оптимизации достаточно развиты, а язык оптимизации обладает достаточно большой степенью общности.
Библиографический список
1. Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – М.:
Издательство «Экзамен», 2003.
2. Белозерцев В.И. Техническое творчество. – Ульяновск, 1978.
3. Косенко С.И. Методы поиска новых технических решений. – М.: ВА им
Ф.Э. Дзержинского, 1996.
4. Попов А.А., Телушкин И.М., Бушцев С.Н. Основы общей теории систем.
Часть II, – С. – П.: Вас, 1992.
5. Саати Т. Элементы теории массового обслуживания и ее приложения. /
Пер. с англ. – М., 1995.
6. Столяров А.м. Методологические основы изобретательского творчества. –
М.: ВНИИПИ, 1991.
7. Таха Х. Введение в исследования операций / Пер. с англ. – М.: Мир,
Кн.1, 2, 1991.
8.Теслинов А.Г. Развитие систем управления. Монография. – М.: РВСН,
1997.
9. Хохлачев Е.Н. Теоретические основы управления. Часть 2. Анализ и
синтез систем управления. Учебное пособие. – М.: РВСН, 1996.
10. Белозерцев В.И. Техническое творчество. – Ульяновск, 1985.
11. Ивин А.А. искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1986.
12. Абчук В.А., Бункин В.а. Интенсификация, принятие решений. – Л.:
Лениздат, 1987.
13. Чус А.В., Данченко В.а. Основы технического творчества. – Киев:
Высшая школа, 1983.
14. Чапеле Ю.М. Методы поиска изобретательских идей. – Л., 1990.
15. Шевченко Б. Развитие творческого воображения. – Фрунзе: ФПИ, 1987.
16. Гермейер Ю.Б. Введение в теорию исследования операций.— М.: 1981.
Алгоритм поиска узлового элемента включает:
• определение состава элементов исходной системы;
• определение вида потребительского противоречия. Установление потребительского свойства, требующего улучшения, — критичного потребительского свойства;
• установление и исследование причинно-следственной цепи
взаимодействия элементов, влияющих на проявление системой
критичного потребительского свойства;
• определение круга элементов, которые допускают видоизменение;
• выявление элемента цепи, изменение физического параметра которого является необходимым условием улучшения критического потребительского свойства и первопричиной ухудшения конфликтного потребительского свойства.