Методы государственного регулирования рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:09, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы - рассмотреть роль государства в рыночной экономике и методы государственного вмешательства
Государственное регулирование экономики направленно на решения различных задач:
- стимулирования экономического роста
- регулирования занятости
- поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах и д.р.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность учения меркантилистов и их взгляды на роль государства в экономике………………………………………………………5
1.1. Эволюция идей меркантилизма на вмешательство государства в экономику…………………………………………………………………………5
1.2. Экономические идеи Томаса Мана………………………………………13
Глава 2. Роль государства в рыночной экономике……………………….18
2.1.Причины государственного вмешательства в экономику………………18
2.2. Функции государства в рыночной экономике………………………….23
Глава 3. Методы государственного регулирования
рыночной экономики………………………………………………………….36
3.1.Административные методы………………………………………………..37
3.2.Экономические методы……………………………………………………40
Заключение…………………………………………………………………….47
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по гос. регулированию.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

Стоит отметить, что среди экономистов  нет единого мнения о том, в  какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке.

В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических  пропорций. При построении системы  государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.

В рыночной экономике основным регулятором  экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Поэтому степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. В каждой стране сложилась своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50-80-х гг.) значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике.

Государственное вмешательство в рыночную экономику может быть двух видов:

- прямое;

- косвенное.

Прямое  регулирование предполагает непосредственное вмешательство государства в  национальное производство в следующих  формах:

- создание новых промышленных объектов;

- национализация убыточных частных предприятий;

- покупка акций частных предприятий.

Прямое  регулирование приводит к созданию государственного сектора производства товаров и услуг. Исторически  обусловлено, что прямое вмешательство  государства в экономику происходит, прежде всего, в отраслях, которые создают общественные блага, т. е. блага, нужные всем без исключения для нормальной повседневной жизни. Эти отрасли, или сфера деятельности, называются инфраструктурой.

Общие условия производства создаются  в результате производственной деятельности таких отраслей народного хозяйства, как информатика, транспорт, связь, электроэнергетика, коммунальное хозяйство, и некоторых других. Все эти отрасли в совокупности образуют производственную инфраструктуру. Они обладают единым свойством — обеспечивать взаимосвязь всех фаз воспроизводственного процесса: производства, обмена, распределения и потребления.

Совокупность  же отраслей, которые непосредственно  связаны с созданием общих  условий для воспроизводства  рабочей силы и обеспечением нормальной жизнедеятельности населения, представляет собой социально-бытовую инфраструктуру. К ней относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие отрасли.

Подобное  разграничение инфраструктуры на производственную и социально-бытовую важно для практики развития, как всего народного хозяйства, так и отдельных его регионов. Чтобы экономическое развитие происходило согласованно во всех звеньях, нельзя допускать отставания ни одного из них. Если это происходит, то образуется диспропорция в развитии экономики, что приводит к потерям в народном хозяйстве. Например, если активно развивается автомобильная промышленность, но недостаточно шоссейных дорог с твердым покрытием, отсутствуют оптимальные условия для использования автомобилей. Или другой пример: построены промышленные предприятия, но мало жилья, школ, детских садов. Отсюда возникают трудности с привлечением рабочей силы как важнейшего условия процесса производства. Как видим, формирование производственной и социально-бытовой инфраструктуры имеет важное значение в повышении эффективности общественного производства, его интенсификации, в создании всех предпосылок для обеспечения высокого жизненного уровня населения страны.

Круг  инфраструктурных отраслей и элементов  достаточно гибок, он в значительной степени изменяется под влиянием научно-технического прогресса.

В результате исследований установлено, что во всех развитых странах вмешательство  государства в экономику начиналось и прочно удерживается в сфере инфраструктуры, как производственной, так и социальной.

Государственные расходы на отрасли инфраструктуры возрастают быстрее, чем на другие отрасли  национального производства.

Косвенное, или административное, государственное регулирование происходит через распределение законодательной и исполнительной власти, создание законов (декретов) по регулированию экономической деятельности. Такое регулирование осуществляется без инвестиций, без денег. Косвенное регулирование охватывает бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную сферы.

Государственное регулирование в долгосрочном аспекте  выступает как экономическое  программирование или прогнозирование  развития отдельных экономических  систем (например, энергетических или  транспортных) либо экономики в целом.

Большой опыт программирования был накоплен в странах с национализированным  сектором экономики. Это, прежде всего Франция, Италия, Англия. Позже программирование и особенно прогнозирование стало широко применяться в Японии и США. Например, в США была составлена программа развития американской экономики после ядерных взрывов.

2.2. Функции государства в рыночной экономике

Роль  государства в рыночной экономике  проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Как правило, государство корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму  и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции современного государства  довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели. Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:

    - установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.

    - поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.

    - решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.

    - предоставление общественных товаров и услуг

    - стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.

    - распределение и перераспределение национального дохода, и обеспечение социально-     экономической поддержки.

    - участие в хозяйственной деятельности.

Установление  и обеспечение соблюдения правовых основ и законодательства.

Государственные органы обеспечивают равные права всем участникам хозяйственной деятельности, играют важную роль при рассмотрении и урегулировании спорных вопросов, возникающих между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями, обеспечивают защиту прав собственности, контролируют деятельность фирм в целях недопущения незаконных финансовых операций или нарушения прав потребителей, а также применяют власть для наложения соответствующих наказаний.

Права собственности лежат в основе «правил игры», принятых в каждом обществе, и определяют хозяйственные  отношения между домашними хозяйствами, фирмами, производителями, потребителями  и государственными институтами  и учреждениями, однако сами по себе рынки не устанавливают и не поддерживают юридические права и нормы, обязательные для всех участников экономической системы. Их определяет и гарантирует государство.

Если  права собственности и гарантии их соблюдения не закреплены законодательно, участники рынка не могут свободно осуществлять взаимовыгодный обмен. Собственники опасаются за свое имущество, у них меньше стимулов заботиться о принадлежащих им активах и инвестировать в капитал. Законодательно гарантированные права собственности жизненно необходимы для существования и роста экономики свободного предпринимательства. Только с помощью государства могут быть установлены и соблюдены законы, правила и предписания, регулирующие эффективное функционирование рынка и взаимные обязательства его участников.

Обеспечение рыночной конкуренции.

 Свободное  предпринимательство не всегда  обеспечивает открытость рынков

для конкуренции. Если компании на определенном рынке  ограничивают конкуренцию и повышают цены, у потребителей сужается выбор, а производители теряют мотивацию, побуждающую их сокращать издержки и повышать эффективность производства. Государство должно играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, которая является важным принципом рыночной системы экономики. Преимущества рынка связаны с функционированием конкурентных рынков, т.е. рынков, где цены выступают в качестве механизма распределения ресурсов и благ, причем механизма, приводящего к эффективному распределению. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. А эти последние, в свою очередь, определяют выбор благ потребителями и пропорции распределения ресурсов между различными отраслями. Когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок и манипулировать ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Монопольная цена, как правило, выше той, которая устанавливается на совершенно конкурентном рынке, а количество выпускаемой монопольной продукции - меньше конкурентного. Последнее означает, что наличие монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов и благ в сравнении с конкурентным рынком. Кроме того, в условиях монополии суверенитет потребителя заменятся диктатом производителя на рынке. Это предопределяет вмешательство государства в работу рынков с сильной монопольной властью посредством проведения тех или иных антимонопольных мер, разработки антимонопольного законодательства и создания специальных государственных органов, контролирующих деятельность фирм, обладающих мощной монопольной властью. Там, где сама технологическая потребность производства обусловливает необходимость существования крупных предприятий, используется экономическое регулирование правительством деятельности этих крупных предприятий или институт государственной собственности.

Данное  министерство является федеральным  органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.

Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.

Информация о работе Методы государственного регулирования рыночной экономики