Методы государственного регулирования рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:09, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы - рассмотреть роль государства в рыночной экономике и методы государственного вмешательства
Государственное регулирование экономики направленно на решения различных задач:
- стимулирования экономического роста
- регулирования занятости
- поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах и д.р.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность учения меркантилистов и их взгляды на роль государства в экономике………………………………………………………5
1.1. Эволюция идей меркантилизма на вмешательство государства в экономику…………………………………………………………………………5
1.2. Экономические идеи Томаса Мана………………………………………13
Глава 2. Роль государства в рыночной экономике……………………….18
2.1.Причины государственного вмешательства в экономику………………18
2.2. Функции государства в рыночной экономике………………………….23
Глава 3. Методы государственного регулирования
рыночной экономики………………………………………………………….36
3.1.Административные методы………………………………………………..37
3.2.Экономические методы……………………………………………………40
Заключение…………………………………………………………………….47
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по гос. регулированию.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

Если  же, напротив, в стране усиливается  инфляция, норма обязательных резервов увеличивается. А чем выше норма обязательных резервов, тем меньший размер кредитной эмиссии. Это будет сдерживать рост массы в обращении, а значит, и способствовать снижению уровня инфляции.

Есть  и другие способы воздействия  государства на частные банки. Иногда собственных вкладов банку не хватает, чтобы дать взаймы выгодным заемщикам. Тогда банки имеют право взять кредит Центрального банка, чтобы увеличить свои резервы и предоставить займы клиентам. Но за этот кредит тоже надо платить. Поэтому Центральный банк может понизить или повысить процентную ставку по своим займы частным коммерческим банкам, и таким образом повлиять на величину процента, под который они будут ссужать деньги своим клиентам.

Таким образом, с помощью экономического воздействия на экономическую конъюнктуру проводиться либо инфляционная политика - кредит расширяется путем снижения ставки и расширения выпуска государственных облигаций, либо дефляционная - кредит снижается путем повышения ставки и расширения выпуска облигаций.

В последние десятилетия государства осуществляют активное антимонопольное. В частности, многие страны Западной Европы устанавливают плановые ориентиры эмиссии денежной массы в зависимости от роста национального дохода - 3-5 % в год. Для преодоления инфляции центральные банки намечают сокращение эмиссии денег и повышения учетных ставок.

Для балансирования рынка товаров и услуг национальной промышленности от иностранной конкуренции  используются количественные квоты  на импорт и экспорт, таможенные пошлины, экспортные субсидии, косвенные налоги и т. д.

Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор  несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или  иной государственной службой. Например, денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита, не раньше, чем будет принято административное решение о ее повышении. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям - изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений.

В то же время экономические и административные методы противоположны. Экономические  методы не сужают свободу выбора субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Когда, допустим, государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода видит в этом признак того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений (банковский вклад, покупка ценных бумаг частных корпораций, приобретение недвижимости и т.д. ) прибавился еще один. И тут все зависит от умения государства привлечь обладателя сбережений на свою сторону, чтобы достичь целей регулирования.

Напротив, административные приемы существенно  ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это случается там, где администрирование  выходит за экономику. Обоснованные границы, обретает черты тотальности, перерождается в административно-командную систему. Тогда контроль становится всеобъемлющим, охватывая весь хозяйственный процесс - производство и его структуру, издержки, цены, качество продукции, заработную плату, прибыль и ее распределение и т.п.

Вместе  с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается  тяжелыми потерями для других субъектов  и рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Во-первых, жесткий государственный контроль монопольных рынков.

Во-вторых, регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды. В этой сфере экономические регуляторы недостаточны и неэффективны, так как если погублено озеро или лес, то никакие финансовые санкции их не воскресят. Необходимы административные меры: консервация части национальных ресурсов, исключающая их коммерческую эксплуатацию, выделение природоохранных зон, в которых недопустимы определенные виды производственной деятельности, прямое запрещение использования экологически вредных технологий.

В-третьих, разработка экологических стандартов, гарантирующих населению экологически безопасную жизнь, национальных стандартов и других, а также контроль за их соблюдением.

В-четвертых, определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения - гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и т.п.

В-пятых, защита национальных интересов в  системе мирового хозяйства, например, лицензирование экспорта или государственный  контроль над импортом капитала.

В странах  с развитой рыночной экономикой административные методы давно превратились в неотъемлемую часть хозяйственного механизма, и нигде не ставится задача заменить их чем-то другим. Мировая и отечественная практика свидетельствуют о том, что администрирование опасно, когда не имеет экономического обоснования. Напрочь отвергать его - значит, неточно представлять себе устройство современной рыночной экономики.

Хотя  мировая хозяйственная практика знает немало комбинаций различных  методов регулирования их внутренняя структура, как правило, остается неизменной. Одни методы (как экономические, так и административные) выполняют в экономике роль несущей конструкции, направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов. Предназначены для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное регулирование рыночной экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  Изучение  данной темы дает обильную пищу для  размышлений. Очень часто государство  является первой причиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микро уровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

  Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

Конечно, вмешательство государства в  экономические отношения не должно быть безграничным - экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом  трудно переоценить роль государства  в экономике. Оно создает условия  для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения. Государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.

В начале XXI столетия человечество стоит перед  задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и все возрастающую необходимость охраны окружающей среды. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. По всей видимости, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.  
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Агапова  Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Под общей ред. проф., д.э.н. Сидоровича  А.В. -М.: ДИС,2003.

2. Долан  Э., Линдсей Д. Макроэкономика/ Перевод с английского. - СПб., 2007.

3. Костюк  В.Н. Макроэкономика. -М.: Центр, 2005.

4. Максимова  В.Ф., Шишов А.Л.. Теория рыночной экономики. -М.: СОМИНТЕК, 2007.

5. Нуреев  Р. М. Курс микроэкономики. -М.: НОРМА, 2008.

6. Управление  государственной собственностью. Под  ред. д.э.н. В.И.Комкина, к.э.н.  В.М.Шупыро. -М.: Инфра-м, 2005.

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Перевод с английского. -М., 2008.

8. Ходов  Л.Г. Основы государственной экономической политики. -М.: БЕК, 2009.

9. Экономика.  Под ред. д.э.н., проф. А.С.Булатова. -М.: Юристъ, 2008.

10.Плотников И.С. Меркантилизм.- М., 2007.

11.Экономика:  Учебник/Под ред. доц. А.С.Булатова. 2-е  изд., перераб. и доп.  М.: Издательство БЕК, 2009.

12.Экономическая  теория: Учебник/Под общ. ред. акад.  В.И. Видяпина,  А.И. Добрынина,  Г.П. Журавлевой,  Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2007.

13.Экономическая  теория: Учебник/Под ред. И.П. Николаевой  – М.: «Проспект», - 2009.

14.Государственное  регулирование рыночной экономики:

Учебник для вузов/Под общ. ред. Кушлина  В.И., Волгина Н.А.;2008.

Информация о работе Методы государственного регулирования рыночной экономики