Содержание
Введение
Данный реферат посвящен
методам исследования социально-экономических
процессов. Количество типов социально-экономических
процессов на уровне страны,региона
или города огромно – это
и урбанизация, и инфляция, безработица,
миграция, появление новых типов
продукции на рынке и многое
многое другое.
Метод исследования
– это способ достижения поставленной
цели. Совокупность методов познания
позволяет всесторонне рассмотреть
все объекты и явления реального
мира во взаимосвязи и развитии.
Чем шире совокупность используемых
методов, тем глубже познание
объекта и предмета исследования,
тем обоснованнее принимаемое
решение.
Социологические методы
исследования
Социально-экономические
методы исследования
Сравнительно-географические
методы исследования
Экспертные методы исследования
Аналитические методы исследования
Статистические методы исследования
Методы моделирования
и т.д.
Каждый из этих методов
имеет свое значение для руководителей.
Итоги исследования несут познавательную,
информационно-аналитическую, «диагностическую»,
прогнозтическую, идеологическую
функцию.
Обратимся к некоторым
методам исследования интересующих
нас процессов:
Аналитические методы
в изучении социально-экономических
процессов
Практически все социально-экономические
процессы общества в регионе
относятся к классу крупномасштабных
задач. В этих задачах участвует
не менее триллиона элементов
и их функциональных связей. Понятно,
что ни один человек не в
силах своим сознанием воспринять
такие объемы. Организация же
людей в бюрократические управленческие
структуры для охвата всех
аспектов задачи – неустойчива,
по причине человеческого эгоизма
и несовшенности совместной работы.
С появлением последних
разработок в области вычислительной
техники проблемы с решением
социально-экономических задач принципиально
изменились.
Сегодня для изучения
социально-экономических процессов
в регионе, как и для изучения
любой крупномасштабной задачи
можно построить базу данных (БД),
информационно-поисковую систему
(ИПС) или автоматизированную
систему управления (АСУ). Этот класс
технических систем решает наипервейшую
задачу - задачу полной инвентаризации
располагаемых ресурсов. При этом
исключаются широко распространенные
сегодня ошибки, связанные с незнанием
о располагаемых ресурсах. Открытость
этой системы для контроля
общественностью, лишает бюрократию
возможностей злоупотреблений. Стоимость
программной части таких крупномасштабных
систем измеряется сотнями тысяч
рублей, что составляет лишь доли
процентов от приращения в
эффективности функционирования
любой социально-экономической системы.
Второй этап построения
информационных систем - это построение
баз знаний (БЗ) и интеллектуальных
информационных систем (ИИС), которые
позволяют быстро получить не
только уже известные данные,
но и предоставлять пользователю
принципиально новые знания и
результаты, выводимые системой
из существующих данных в процессе
диалога с пользователем. Если
учесть, что результаты формируются
на основании всей существующей
информации, то их качество всегда
оптимально на данный момент
времени.
Такие сверхбольшие интеллектуальные
информационные системы способны охватить
все объемы данных, которые выработало
человечество, а это 1018-1020 байт.
Только наведение порядка
в нашей интеллектуальной собственности,
которая оценивается в 400-600 млрд.
долл., благодаря таким информационным
системам, можно решить сегодняшние
острые экономические проблемы общества,
существующие в регионе. Дальнейшая
эксплуатация этих систем позволит решать
как грандиозные научно-технические
задачи, так и интересующие нас задачи
социально-экономического моделирования
и высокоэффективного управления прогрессивным
развитием общества.
При удачном притворении
данных технологий в жизнь региона,
можно использовать проект "Информоград",
разработанный в ИПУ РАН1, с
целью успешного развития социально-экономических
процессов. В основе проекта лежит
интенсивное развитие интеллектуально-информационных
ресурсов.
Для региона и для исследования
социально-экономических процессов
в регионе данный проект может
иметь следующие последствия:
- в легкости тиражирования
найденных научно-технических решений
на все множество потенциальных
потребителей (сравните, например, затраты
на копирование какого-либо материального
и информационного продуктов,
имеющих одинаковые трудозатраты
при их разработке);
- в материало- и энергомалоемкости,
следовательно, в уменьшении остроты
сегодняшних экологических проблем
и, возможно, вообще разрешении
этих проблем в будущем;
- в динамичности высоконаучного
потенциала технологии и продукции,
повышающего научно-технический
уровень населения;
- в необычайно высокой
эффективности производства, например,
даже отдавая экономическим подсистемам
больше их непосредственного
вклада (свойство мультипликативности,
так объединение 120-150 исследователей
повышает результативность каждого
из них более чем в 1000 раз);
- в способствовании социальной
интеграции и повсеместному внедрению
высоконравственных отношений, как
следствия нематериальности производственной
сферы. Сегодня особенно активно
идет процесс замещения доминирования
материальных ресурсов информационными.
Общество, базирующееся на информационной
экономике, уже по своей структуре
избегает большинства социально-экономических
и экологических проблем, ситуационно
тяготеющих над нами сегодня, и в
потенциале предполагается его экспоненциальное
развитие по всем основным параметрам
("знания - порождают знания").
Сегодня РАН располагает
необходимыми программными и аппаратными
средствами для построения необходимого
инструментария (ИИС), способного эффективно
решать любые крупномасштабные задачи.
По мнению господина Бодякина-
сотрудника Института проблем управления
РАН- сегодня даже небольшие коллективы
располагают достаточным ресурсом
для запуска проекта "Информоград",
который как локомотив выведет
Россию за 3-5 лет на уровень передовой
державы планеты.
Также к аналитическим
методам исследования социально-политических
процессов относятся: морфологический
метод (выделение значимых параметров
социально-экономического объекта,
разработка матричной модели
морфологического анализа). Методы
выбора управленческих решений,
оценки альтернатив социально-экономического
развития. Методы многокритериальной
оценки альтернатив, аксиометрические
методы, прямые методы, методы компенсации,
методы порогов несравнимости
и др.
В.И. Бодякин, ИПУ РАН (Институт
проблем управления РАН), www.extech
2
Сравнительно-Географические
методы.
Оказавшись в новом
для себя месте, человек непременно
вспомнит знакомые ему ландшафты,
сопоставит с только что увиденным.
То же самое он сделает и
по отношению к хозяйственным,
архитектурно-планировочным особенностям
города, поселка. На основе сравнений
познается жизнь.
Число признаков, по
которым сравниваются объекты,
должно быть достаточно большим,
чтобы решать задачи под названием
типизация объектов. Для объединения
объектов в одну группу, тип,
класс нужно систематизировать
данные по функциональному назначению
(промышленный центр, транспортный
узел, центр торговли), структуре
(промышленный центр по машиностроению,
деревообработке), экономико-географическому
положению (приморские города, территория,
приграничный район).
После типизации объектов
появляется возможность выделения
эталонов, с которыми можно сопоставить
другие объекты. Это – метод
эталонов – разновидность сравнительно-географического
метода. Например, в сельском хозяйстве
в качестве эталона служат поля опытных
хозяйств – его урожайность служит ориентиром
для всех других хозяйств.
Также существует метод
полевых исследований, который используется
в случае если исследователь
вынужден проводить сбор материалов
непосредственно на местах –
на предприятиях, фирмах, поле.
Метод ключей состоит в
выборе наиболее типичных объектов, последующем
и исследовании. Полученные результаты
по аналогии распространяют на типичные
целостные явления и процессы.
Например, процессы урбанизации можно
познать на основе изучения типичных
урбанизованных районов.
3
Использование имитационных
моделей при исследовании социально-экономических
процессов.
В качестве одного
из методов исследования социально-экономических
процессов можно использовать
метод имитационного моделирования,
основанный на использовании
динамических математических моделей
экономических объектов в режиме
имитации. В условиях современных
информационных технологий под
имитацией принято понимать изучение
объектов путем проведения экспериментов
с реализованными на ЭВМ математическими
моделями. Главная особенность имитационного
исследования заключается в том,
что в этом исследовании проводятся
эксперименты не с реальным
объектом/процессом, а с его
математической моделью. Имитационные
исследования используются для
анализа сложных систем в различных
областях, в том числе и для
анализа социально-экономических
и производственных процессов.
В имитационных расчетах изучаемые
социально-экономические и производственные
процессы описываются в виде разностных
соотношений экономико-математической
модели, отражающей динамику развития
этих процессов. Математическое описание
модели разрабатывается на основе использования
существующих экономико-математических
методов в сочетании с интуитивным
моделированием и реализуется в
виде программы для ЭВМ, на которой
и проводятся эксперименты путем
подачи на вход внешних воздействий
в форме зада-ния значений входных
показателей модели, и расчета
выходных показателей. Варианты сценариев
расчетов формируются путем задания
значений входных показателей. Дополнительной
проблемой имитационных экспериментов
является обеспечение необходимой
адекватности разрабатываемых моделей
реальным объектам.
Перечисленные методы относятся
к изучению социально-экономических
процессов в общем. По моему мнению,
у региона часто возникает
необходимость в изучении отдельного
вида социально-
4
Социологические
методы в изучении социально-экономических
процессов
Выборочный метод в
социологическом исследовании социально-экономических
процессов
При проведении исследований
такого социально-экономического процесса
как реклама (например, в случае необходимости
отслеживать динамику, в том числе
сезонную, как рекламного рынка в
целом, так и рекламных кампаний
по отдельным рекламодателям или
маркам, существующим в регионе) применяются
следующие методы:
Аудиторные и dial-тесты
В отличие от телефонных
и личных интервью, тесты служат
для выполнения более узкого
круга задач, как правило связанных
с оценкой аудио- или видео-
записей (песни, радио- или телепрограммы,
элементы оформления эфира и
т.п.)
Тесты проводятся в
специально оборудованных помещениях,
и одновременно в них участвует
достаточно большое количество
респондентов, как правило, от 50 до
200 человек. Ведет тесты квалифицированный
специалист – модератор.
Информация от участников
теста может быть получена
двумя способами: путем заполнения
анкет или с помощью специальных
приборов (dial).
При электронном измерении
каждому участнику dial-теста выдается
индивидуальный прибор, с вращающейся
ручкой и небольшим дисплеем.
При вращении ручки на дисплее
высвечиваются числа. Каждый респондент
выбирает число, соответствующее
его ответу. Информация с каждого
прибора передается в центральный
компьютер и предстает перед
заказчиком в виде таблиц или
графиков. Таким образом, результаты
опроса становятся известны непосредственно
в ходе опроса.
Главное преимущество
dial-тестирования аудио- и видеоматериалов
состоит в том, что оценки
аудитории фиксируются в непрерывном
режиме реального времени. Поэтому
электронные тесты - единственная
возможность увидеть, как меняется
реакция зрителей или слушателей
на протяжении всей программы.
Кроме того, если оценка происходит
непосредственно в момент предъявления
записи, на результаты не влияют способности
памяти респондента. Это дает возможность
тестировать большое количество
материалов.
Личные интервью
Личные интервью используются
в следующих случаях:
если исследование
проводится в населенных пунктах
с недостаточной телефонизацией,
если необходимо показать
респонденту демонстрационные материалы
(обложки, логотипы, фотографии, стикеры
и т.п.)
если средняя продолжительность
интервью превышает 25-30 минут.
Интервью проводится
по формализованной анкете, то
есть каждому респонденту предлагается
ответить на одни и те же
вопросы в строго определенной
последовательности. Интервьюер задает
вопросы и фиксирует ответы.