Методы кредитования физических лиц в российских коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:14, отчет по практике

Описание

Целью практики является закрепление и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных в процессе освоения основной образовательной программы специальности «Финансы и кредит», специализации «Банковское дело» и сбор материала для написания выпускной квалификационной работы, на тему: «Методы кредитования в российских коммерческих банках физических лиц» (на примере ВТБ 24 (ЗАО)).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Организационно-правовая и экономическая характеристика банка……….4
2. Анализ структуры и динамики кредитного портфеля банка………………17
3. Оценка рисков и доходности кредитных операций………………………...32
4. Информационные технологии, используемые при кредитовании физических лиц………………………………………………………………….46
Приложения
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 575.50 Кб (Скачать документ)
 

Рис.4. Динамика и структура источников собственных средств банка ВТБ24

 за 2009 – 2011 гг.  

     Наибольший  удельный вес в источниках собственных  средств занимают средства акционеров. Однако их удельный вес за анализируемый  период снизился с 69,0% до 60,1%. Повысился  удельный вес эмиссионного дохода и  неиспользованной прибыли – на 9,2% и 1,4% соответственно.

     Размер  собственных средств (капитала) банка ВТБ 24, рассчитанный в соответствии с положением банка России от 10.02.2003 г. № 215 – П «О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций», вырос за 2010 г. в 1,6 раза и на 01.01.2009 г. составил 71,9 млрд. руб. норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) по состояние на 01.01.2011 г. составил 12,3% при минимально допустимом значении, установленном нормативными документами банка России, 10%.

 

           2. Анализ структуры и динамики кредитного портфеля банка. 

     Основой активных операций коммерческого банка  являются операции кредитования. На них  приходится более 60% всех активов коммерческих банков. Именно кредитные операции, несмотря на свой высокий риск, являются для банков наиболее привлекательными, так как они составляют главный источник их доходов.

     Основными кредитными продуктами банка ВТБ 24 (ЗАО) являются:

     1. Кредитование малого бизнеса.

     Целевая аудитория - юридические лица и предприниматели  без образования юридического лица в Москве и в регионах России с объемом годовой выручки, не превышающим размер рублевого эквивалента 3 млн. долларов США.

     2. Потребительское кредитование населения.

     Включает  в себя широкий спектр банковских продуктов, таких как автокредит, кредит на неотложные нужды с обеспечением и без, кредитные карты и пр.

     3. Ипотечное кредитование.

     Кредитование  на покупку квартир на вторичном  рынке жилья, на покупку квартир  на стадии строительства, а также  нецелевые ипотечные кредиты  для собственников жилья.

     Кредитованием крупных корпоративных клиентов банк ВТБ 24 не занимается с 2007 г. Однако он оказывает им некоторые услуги, связанные с гарантийными обязательствами  и проведением расчетов в рамках группы ВТБ. Рассмотрим динамику кредитного портфеля банка ВТБ 24 (ЗАО) за 2009 – 2011 гг., которая представлена в таблице 4. 

                                                                                         
 

                                                                                                              Таблица 4.

     Динамику  кредитного портфеля банка ВТБ 24 (ЗАО) за 2009 – 2011 гг.

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. Темп  роста, % Изменение структуры, %
Млрд. руб. Уд. вес, % Млрд. руб. Уд. вес, % Млрд. руб. Уд. вес, % 2010 к 2009 2011 к 2010 2010 от 2009 2011 от 2010
Чистая  ссудная задолженность, в т.ч. 141,0 100 261,0 100 455,8 100 185,1 174,6 - -
- по розничным продуктам 106,5 75,5 213,0 81,6 423,3 92,9 в 2,0 р. 198,7 +6,1 +11,3
- малому  бизнесу 34,5 24,5 48 18,4 32,5 7,1 139,1 67,7 -6,1 -11,3
 

     В анализируемом периоде происходило  динамичное развитие кредитования клиентов банка.

     В 2010 г. по сравнению с 2009 г. кредитный портфель банка вырос на 85,1% и составил 261 млрд. руб., в т.ч. объем портфеля розничных продуктов увеличился в 2 раза, а малому бизнесу – на 39,1%.

     В 2011 г. по сравнению с 2010 г. кредитный портфель возрос на 74,7% и составил 455,8 млрд. руб.

     Портфель  розничных продуктов увеличился на 98,7% и составил на конец 2011 г. 423,3 млрд. руб. Это произошло по причине окончания миграции в ВТБ 24 розничного бизнеса группы ВТБ. 

     

     Рис. 5. Динамика кредитного портфеля банка ВТБ 24 (ЗАО) за 2009 – 2011 гг.

     В структуре кредитного портфеля банка  ВТБ 24 произошли изменения, т.е. повысился  удельный вес кредитного портфеля по розничным продуктам в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 6,1 п.п., а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 11,3 п.п. Соответственно снизился удельный вес кредитного портфеля малого бизнеса.

     На  рисунке 5 представлена динамика кредитного портфеля банка ВТБ 24 (ЗАО) за 2009 – 2011 гг.

     В таблице 8 представлена динамика и структура  розничного ссудного портфеля банка ВТБ 24 (ЗАО) за 2009 – 2011 гг., т.к. это его основное направление деятельности в области кредитования. 
 
 
 

                                                                                                              Таблица 5.

Динамика  и структура розничного ссудного портфеля банка ВТБ 24 (ЗАО) за 2009 – 2011 гг.

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. Темп  роста, % Изменение структуры, %
Млн. руб. Уд. вес, % Млн. руб. Уд. вес, % Млн. руб. Уд. вес, % 2010 к 2009 2011 к 2010 2010от 2009 2011 от 2010
Чистая  ссудная задолженность по розничным  продуктам, в т. ч. 106,5 75,5 213,0 81,6 423,3 92,9 в 2,0 р. 198,7 - -
- автокредитование 6,1 5,7 12,4 5,8 38,8 9,2 в 2,0 р. в 3,1 р. +0,1 +3,4
- потребительское кредитование 67,4 63,3 114,2 53,6 219,5 51,9 169,4 192,2 -9,7 -1,7
- ипотека 20,1 18,9 61,5 28,9 129,7 30,6 в 3,1 р. в 2,1 р. +10,0 +1,7
- прочие 12,9 12,1 24,9 11,7 35,3 8,3 193,0 141,8 -0,4 -3,4
 

     В 2010 г. по сравнению с 2009 г. наиболее высокими темпами развивалась ипотечное кредитование, ссудная задолженность по ипотеке возросла в 3,1 раза. В результате этого удельный вес ипотечного кредитования повысился с 18,9% до 28,9%. Произошло снижение удельного веса потребительского кредитования на 9,7 п.п. Однако оно занимает наибольший удельный вес в розничном кредитном портфеле.

     В 2011 г. по сравнению с 2010 г. темпы роста ипотечного кредитования снизились из-за мирового финансового кризиса, который охватил Россию, начиная со второй половины 2011 г. Более быстрыми темпами развивалось автокредитование, ссудная задолженность по нему возросла в 3,1 раза и повысился удельный вес на 3,4 п.п. Проведем анализ динамики и структуры объема выданных кредитов банком ВТБ 24 за 2009 – 2011 гг. Он представлен в таблице 6. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. объем выданных кредитов в целом увеличился в 2,2 раза. Наиболее быстрыми темпами развивалось автокредитование и потребительское кредитование – рост составил 2,9 раза и 2,6 раза соответственно. Объем выданных ипотечных кредитов увеличился на 67,9%. В результате этого снизился удельный вес ипотечных ссуд на 8,5 п.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                             Таблица 6

Динамика  и структура объема выданных кредитов банка ВТБ 24 (ЗАО)

за 2009 – 2011 гг.

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. Темп  роста, % Изменение структуры, %
Млн. руб. Уд. вес, % Млн. руб. Уд. вес, % Млн. руб. Уд. вес, % 2010 к 2009 2011 к 2010 2010 от 2009 2011 от 2010
Чистая  ссудная задолженность по розничным  продуктам, в т. ч. 136,1 100 299,4 100 502,4 100 2,2 167,8 - -
- автокредитование 4,7 3,5 13,5 4,5 27,4 5,5 в 2,9 р. в 2,0 р. +1,0 +1,0
ипотека 49,0 36,0 82,2 27,5 130,2 25,9 167,9 158,4 -8,5 -1,6
потребительское кредитование 60,3 44,3 159,1 53,1 270,5 53,8 в 2,6 р. 170,0 +8,8 +0,7
малому  бизнесу 22,1 16,2 44,6 14,9 74,3 14,8 в 2,0 р. 166,5 -1,3 -0,1
 
 

Рис.7. Динамика и структура объема выданных кредитов банка ВТБ 24 (ЗАО)

за 2009 – 2011 гг. 

          В 2011 г. по сравнению с 2010 г. общий объем выданных кредитов банком увеличился на 67,8%, в т.ч. автокредитов – в 2,0 раза, ипотечных ссуд – на 58,4%, потребительских кредитов – на 70,0%, малому бизнесу – на 66,5%. В 2011 г. наибольший удельный вес в общем объеме выданных кредитов занимали потребительские кредиты, на их долю приходилось 53,8%.

     Одно  из основных направлений деятельности ВТБ 24 - кредитование наличными. Сейчас Банк предлагает кредиты наличными  с поручительством и без поручительства на срок до 5 лет, кредиты для владельцев малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей «Коммерсант», в пилотном режиме работает линейка кредитов по телефону – «Один звонок» и «24 часа».

     Банк  оперативно отреагировал на кризисные явления в российской экономике. Была разработана программа, которая помогла заемщикам ВТБ24 защититься от девальвационных процессов. Банк предложил клиентам программу конвертации кредитов, выданных в долларах США и евро, в рублевые. Причем переход на новую валюту осуществлялся на рыночных условиях – без комиссии и дополнительных выплат за проведение операции. В итоге на 01.12.2011 г. объем валютных кредитов в портфеле кредитов наличными ВТБ 24 – менее 10% (по сумме) и менее 5% (по количеству).

     В таблице 7 представлена динамика кредитов, выданных наличными в розничном кредитном портфеле банка ВТБ 24 (ЗАО) за 2009 – 2011 гг.

     Наиболее  высокими темпами развивалось это  направление в 2007 г. В розничном  ссудном портфеле задолженность  по кредитам, выданным наличными, увеличилась в 3,1 раза, из них без поручителей в 4,1 раза. В 2008 г. темпы роста замедлились из-за мирового финансового кризиса.

     Физические  лица берут кредиты наличными  на развитие собственного бизнеса, т.к. человеку значительно проще оформить кредит наличными и затем вложить полученные деньги в собственный бизнес.

                                                                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                   Таблица 7

Информация о работе Методы кредитования физических лиц в российских коммерческих банках