Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:21, реферат
Рыночная конъюнктура, в основе которой лежит изменение спроса и предложения, конкуренция между товаропроизводителями и высокая степень неопределенности внешней среды в настоящее время требует использования новых гибких инструментов планирования, позволяющих быстро реагировать на изменение спроса, цен и требований к качеству товаров. Расчет полной себестоимости продукции не пригоден для принятия решений в отношении ассортиментной политики. Установление цен, ассортимента, масштабов производства должно базироваться на взаимосвязи между ценой и возможным объемом реализации, что не позволяет сделать метод полной калькуляции.
Методы
распределения условно-
издержек по видам продукции
в целях анализа эффективности продаж
и определения порога рентабельности товаров
Рыночная конъюнктура, в основе которой лежит изменение спроса и предложения, конкуренция между товаропроизводителями и высокая степень неопределенности внешней среды в настоящее время требует использования новых гибких инструментов планирования, позволяющих быстро реагировать на изменение спроса, цен и требований к качеству товаров. Расчет полной себестоимости продукции не пригоден для принятия решений в отношении ассортиментной политики. Установление цен, ассортимента, масштабов производства должно базироваться на взаимосвязи между ценой и возможным объемом реализации, что не позволяет сделать метод полной калькуляции.
В качестве базы
В частности, при калькуляции полной себестоимости путем распределения общехозяйственных расходов пропорционально затратам материалов, полная себестоимость материалоемких изделий завышается по сравнению с трудоемкими, а при распределении пропорционально оплате труда будет завышаться себестоимость трудоемких изделий. В результате искажается рентабельность видов продукции, что может привести к неверным управленческим решениям.
Распределение условно-постоянных издержек (УПИ) необходимо для реального использования в планировании и анализе показателей порога рентабельности, силы воздействия операционного рычага, рентабельности продаж, а также для оптимизации ассортиментной политики. Поэтому для финансового менеджмента важен выбор и использование метода распределения УПИ при проведении оперативного анализа и выбора ассортиментной политики предприятия.
Существуют определенные методические подходы, которые позволяют распределять условно-постоянные издержки по видам продукции и определять порог рентабельности отдельных товаров и рентабельность их продаж.
На условном примере показывается применение этих методов, их достоинства и недостатки. В табл.1 представлены исходные данные для расчетов, при этом выпускается изделия А – 50 тыс.шт., В – 25 тыс.шт., С – 75 тыс.шт.
Таблица 1
Исходные данные для анализа
Показатель |
Услов-ное обоз-наче-ние |
Формула расчета |
Товар А |
Товар В |
Товар С |
Всего, тыс.р. | |||
р./ед. |
всего, тыс.р. |
р./ед. |
всего, тыс.р. |
р./ед. |
всего, тыс.р. | ||||
Переменные затраты |
VC |
22 |
1100 |
30 |
750 |
43 |
3225 |
5075 | |
Постоянные затраты |
FC |
1425 | |||||||
Цена (стоимость) |
Ц ( Вр) |
26 |
1300 |
52 |
1300 |
70 |
5250 |
7850 | |
Валовая маржа |
ВМ |
Вр-VC |
4 |
200 |
22 |
550 |
27 |
2025 |
2775 |
Себестоимость |
С/с |
VC+FC |
6500 | ||||||
Прибыль |
П |
Вр-С/с |
1350 | ||||||
Коэффициент валовой маржи |
Квм |
ВМ/Вр |
0,1538 |
0,1538 |
0,4231 |
0,4231 |
0,3857 |
0,3857 |
0,3535 |
1. Нахождение
порога рентабельности с
Этот метод позволяет без распределения постоянных затрат по видам продукции определять порог рентабельности всего предприятия и каждого товара в отдельности через расчет средней валовой маржи на единицу условной продукции. Результаты расчета приведены в табл.2.
Таблица 2
Нахождение порога рентабельности с использованием
показателя валовой маржи на условную единицу продукции
Показатель |
Ед. измерения |
Условное обозначение |
Формула расчета |
Товар А |
Товар В |
Товар С |
Всего, тыс.р. |
Валовая маржа на условную единицу |
р/ед. |
ВМуе |
ВМ/V |
2775/150= 18,5 | |||
Порог рентабельности |
тыс.шт. |
ПР |
FC/ВМуе |
77/150*50=25,667 |
12,833 |
38,5 |
1425/18,5=77 |
тыс.р. |
ПР |
ПРшт*Ц |
25,667*26=667,342 |
667,316 |
2695 |
4029,658 | |
Запас финансовой прочности |
тыс.р. |
Фпр |
Вр-ПР |
1300-667,342 =632,658 |
632,684 |
2555 |
3820,342 |
Прибыль |
тыс.р. |
П |
Фпр*Квм |
632,342 *0,1538 =97,254 |
267,689 |
985,46 |
1351,4 |
V – общий объем выпуска (50+25+75=150).
Для нескольких товаров в ассортименте вычисляется средняя величина валовой маржи на единицу условного продукта в целом. Данный метод не лишен условности, так как все постоянные издержки независимо распределяются на каждую единицу выпускаемой продукции.
2. Распределение условно-постоянных издержек по видам продукции и определение порога рентабельности каждого товара по доле его стоимости в выручке. Этот метод традиционно считается классическим и наиболее точным. Суть его состоит во взвешивании постоянных издержек по той доле выручки, которую обеспечивает данный товар в суммарной выручке предприятия (табл. 3).
Таблица 3
Распределение УПИ по видам продукции
и определение порога рентабельности каждого товара
по доле его стоимости в выручке
Показатель |
Условное обозначение |
Формула расчета |
Товар А |
Товар В |
Товар С |
Всего | ||||
тыс.р. |
в % к итогу |
тыс.р. |
в % к итогу |
тыс.р. |
в % к итогу |
тыс.р. |
в % к итогу | |||
Выручка от реализации |
Вр |
1300 |
1300/ 7850*100= 16,56 |
1300 |
16,56 |
5250 |
66,88 |
7850 |
100 | |
Постоянные затраты |
FC |
1425* 16,56= 235,99 |
16,56 |
236 |
16,56 |
953,0255 |
66,88 |
1425 |
100 | |
Порог рентабельности |
ПР |
FC/Квм |
235,99/0,1538=1534,39 |
557,79 |
2470,89 |
4563,07 |
||||
ПР, тыс.шт. |
FC/ВМед |
59 |
10,727 |
35,297 |
* |
|||||
Прибыль |
П |
Вр-С/с |
-35,99 |
314 |
1071,975 |
1350 |
||||
Рентабельность продукции |
R |
П/ С/с |
-35,99/ (235,99+1100)= -0,027 |
0,32 |
0,26 |
0,21 |
Метод распределения УПИ
3. Распределение условно-
Для расчета требуется вспомогательный коэффициент распределения УПИ пропорционально их доле в выручке от реализации (Кв):
Кв=FC/Вр, Кв=1420/7850=0,1815.
Таблица 4
Распределение условно-постоянных издержек
по видам продукции
Показатель |
Условное обозначение |
Формула расчета |
Товар А |
Товар В |
Товар С |
Всего, тыс.р. | |||
р./ед. |
всего, тыс.р. |
р./ед. |
всего, тыс.р. |
р./ед. |
всего, тыс.р. | ||||
Постоянные затраты |
FC |
Ц(Вр)*Кв |
26* 0,1815= 4,719 |
1300*0,1815= 235,95 |
9,438 |
235,95 |
12,71 |
952,875 |
1424,775 |
Себестоимость |
С/с |
VC+FC |
26,719 |
1335,95 |
39,438 |
985,95 |
55,71 |
4177,875 |
6499,775 |
Прибыль |
П |
Вр-С/с |
-0,719 |
-35,95 |
12,562 |
314,05 |
14,29 |
1072,125 |
1350,225 |
Рентабельность продукции |
R |
П/ С/с |
-0,027 |
0,318 |
0,257 |
0,208 | |||
Порог рентабельности |
ПР, тыс.р |
FC/Квм |
1534,135 |
557,669 |
2470,508 |
4562,312 | |||
ПР, тыс.шт |
FC/ВМед |
59,988 |
10,725 |
35,292 |
* |
Результат нерентабельности товара А
подтвердился. Однако выручка не имеет
непосредственной взаимосвязи с
условно-постоянными
Более обоснованны представляется подход с применением показателя маржинальной прибыли, так как ее можно рассматривать не только как разницу между выручкой от реализации и переменными затратами, но и как сумму условно-постоянных издержек и прибыли.
4. Распределение
условно-постоянных издержек
Здесь применяется промежуточный показатель – коэффициент безубыточности (Кб), предусматривающий распределение УПИ пропорционально валовой марже.
Кб=FC/ВМ, Кб==1425/2775=0,5135.
Таблица 5
Распределение условно-постоянных издержек
по видам продукции
Показатель |
Условное обозначение |
Формула расчета |
Товар А |
Товар В |
Товар С |
Итого, тыс.р. | |||
р./ед. |
всего, тыс.р. |
р./ед. |
всего, тыс.р. |
р./ед. |
всего, тыс.р. | ||||
Постоянные затраты |
FC |
ВМ*Кб |
4*0,5135= 2,054 |
200*0,5135= 102,7 |
11,297 |
282,425 |
13,864 |
1039,838 |
1424,963 |
Себестоимость |
С/с |
VC+FC |
22+ 2,054= 24,054 |
1100+ 102,7= 1202,7 |
41,297 |
1032,425 |
56,864 |
4264,838 |
6499,963 |
Прибыль |
П |
Вр-С/с |
26-24,054=1,946 |
1300-1202,7=97,3 |
10,703 |
267,575 |
13,136 |
985,162 |
1350,037 |
Рентабельность продукции |
R |
П/ С/с |
97,3/ 1202,7= 0,081 |
0,259 |
0,231 |
0,208 | |||
Порог рентабельности |
ПР, тыс.р |
FC/Квм |
102,7/ 0,1538=667,57 |
667,6 |
2695,95 |
4031,08 | |||
ПР, тыс.шт |
FC/ВМед |
102,7/4= 25,676 |
12,84 |
38,51 |
* |