Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:27, курсовая работа
Применяют несколько способов получения порядковой меры. В большинстве случаев для этого привлекают экспертов. Иногда специфика оценивания объекта такова, что эксперты затрудняются дать количественные оценки частных показателей либо объекту в целом, в некоторых случаях такие оценки вообще неоправданны, так как не позволяют получить надежную экспертную информацию. В этих случаях более оправданным является использование методов качественной оценки объектов экспертизы.
Поэтому ниже охарактеризованы методы, которые могут быть получены для использования оценок. Они делятся на: 1) количественные и 2) качественные.
Введение
Глава 1.Методы получения количественных экспертных оценок
1.1. Непосредственная количественная оценка.
1.2. Метод средней точки.
1.3. Метод Черчмена - Акофа.
1.4. Метод лотерей.
2.Методы получения качественных экспертных оценок
2.1 Методы получения качественных экспертных оценок
2.2. Метод парных сравнений.
2.3. Ранжирование альтернативных вариантов.
2.4. Метод векторов предпочтений.
Заключение
Список использованных источников
При втором способе эксперту первоначально предъявляются два альтернативных варианта или больше, которые ему предлагается упорядочить по предпочтениям. Если эксперту первоначально предлагается несколько альтернативных вариантов для упорядочения по предпочтениям, то он на этом этапе может воспользоваться первым способом ранжирования. После проведения первоначального ранжирования эксперту последовательно предлагаются новые, еще не оцененные им альтернативные варианты. Эксперт должен определить место вновь предъявленного альтернативного варианта среди проранжированных ранее.
Процедура завершается после предъявления и оценки последнего альтернативного варианта.
2.4. Метод векторов предпочтений.
Этот метод чаще используется
при необходимости получения
коллективного экспертного
Если оценивается 10 альтернативных вариантов, то вектор предпочтений может выглядеть так: (3,7,0,4,8,6, 1,9,5,2).
Если в векторе предпочтений каждое число встречается ровно один раз, то экспертом указано строгое ранжирование альтернативных вариантов по предпочтениям.
В противном случае полученный результат не является строгим ранжированием и отражает затруднения эксперта при оценке сравнительной предпочтительности отдельных альтернативных вариантов.
Метод векторов предпочтений отличается сравнительной нетрудоемкостью и может использоваться с учетом характера экспертизы.
Этот метод может быть применен и в случае, когда у эксперта имеются затруднения при использовании других методов оценки сравнительной предпочтительности альтернативных вариантов.
5. Дискретные экспертные
кривые. Если целью является
При построении дискретной экспертной кривой определяется набор характерных точек, в которых наблюдается или ожидается смена тенденции изменения значений показателя от рассматриваемого параметра, а также значения показателя в характерных точках [9, c.270].
На участках между характерными точками предполагается, что значения показателя изменяются линейно, т. Е. две соседние характерные точки кривой могут быть соединены отрезками прямой линии.
Если есть достаточно веские основания для того, чтобы определить нелинейные изменения значений показателя на участках кривой между соседними характерными точками, имеет смысл от дискретных экспертных кривых перейти к экспертным кривым.
При построении экспертных кривых отрезки прямых линий могут быть заменены отрезками нелинейных кривых либо кривых, построенных непосредственно экспертами.
Использование экспертных кривых позволяет более наглядно и надежно представить различные сценарии развития ситуации, что часто бывает необходимым при разработке прогнозов. Экспертные кривые могут эффективно использоваться как при анализе ситуации принятия решения, так и непосредственно при выработке и принятии управленческих решений.
Таким образом, когда количество информации недостаточно или когда количественная модель получается чрезмерно дорогой и сложной, можно использовать качественные методы получения экспертных оценок. Качественные оценки позволяют судить о динамике происходящих изменений и, основываясь на количественной оценке, дают полную, более достоверную характеристику исследуемых объектов.
Характеризуя методы получения количественных и качественных экспертных оценок следует обратить внимание, что экспертная информация может носить как количественный, так и качественный характер. Для получения количественных оценок основными методами являются метод непосредственной количественной оценки и метод средней точки. Для получения качественных оценок используются экспертная классификация, ранжирование альтернатив и метод экспертных кривых. В итоге любые изменения в условиях или результатах деятельности организации, связанные с той или иной альтернативой управленческого решения, можно определить только тогда, когда существуют соответствующие показатели, которые можно измерить. Но также имеют место качественные оценки, позволяющие судить о динамике происходящих изменений.
Можно сделать вывод: экспертные оценки – это комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выработки рациональных решений. Результат экспертных оценок зависит в первую очередь от соблюдения правил организации, подготовки и проведения экспертных работ. Особенно это зависит от грамотной постановки цели исследования и правильного подбора экспертной комиссии.
Заключение
Иногда специфика объектов экспертного оценивания такова, что эксперты затрудняются дать количественные оценки значений оцениваемых показателей либо объекту в целом, а в некоторых случаях такие оценки, попросту, неоправданны и не позволяют получить достаточно надежной экспертной информации.
В этих случаях нередко существенно более оправданным является использование методов качественной оценки объектов экспертизы.
Разумеется, экспертные методы призваны не заменять существующие математические методы получения количественных оценок, а дополнять их качественной информацией путем комплексного использования результатов математических и экспертных методов.
Список использованных источников
1. Балдин, В.М. Управленческие решения: учеб. пособие для вузов /В.М. Балдин. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 516с.
2. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский. - М.: Экономистъ, 2004. - 528с.
3. Егоров, Ю.Л. Исследование систем управления / Ю.Л. Егоров. – М.: ЗелО, 2005. – 469с.
4. Игнатьева, А.В. Исследование систем управления: учеб. пособие для вузов / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 157 с.
5. Коротков, Э.М. Исследование систем управления / Э.М. Коротков. — М.: ИНФРА-М, 2009. – 257с.
6. Малин, А.С. Исследование систем управления: учебник для вузов / А.С. Малин, В.И. Мухин. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - 400с.
7. Мыльник, В.В. Исследование систем управления: учебник для вузов / В.В. Мыльник, Б.П. Титаренко, В.А. Волочиенко. - М.: Академический Проект, 2008. - 352с.
8. Мильнер, Б.З. Теория организаций / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 276 с.
9. Рогожин, С.В. Исследование систем управления / С.В. Рогожин. — М.: Экзамен, 2008. – 365с.
10. Литвак, Б.Г. Экспертная информация. Методы получения и анализа / Б.Г. Литвак. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 287с.