Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:11, курсовая работа
На протяжении всей истории человеческих цивилизаций различные общества стремились достичь лучшего будущего и процветания. При этом, желание процветать пересекалось с необходимостью сосуществования с другими группами людей, обладающими отличными традициями и говорящими на разных языках.
Наличие в пределах ограниченного географического пространства с ограниченными ресурсами различных по своему характеру культур с идентичными амбициями делало крайне сложным мирное сосуществование всех зарождающихся народностей. По мере того, как перечисленные факторы усиливались, конфликты между различными сообществами людей становились неизбежными.
Введение
Виды международной безопасности и система ее обеспечения.
Заключение
Список используемой литературы
Именно этот Договор создал условия для последующих договоренностей по запрещению ядерных испытаний, кульминацией которых явилось заключение в 1996 г. Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), охватившего запретом и подземные ядерные взрывы. На конец 2003 г. его подписали свыше 170 государств и более !00 ратифицировали.
По условиям ДВЗЯИ для вступления его в силу необходимо, чтобы он был ратифицирован 44 конкретными государствами, в том числе всеми ядерными. К концу 2003 г. Договор ратифицировали 32 государства из 44. Из семи ядерных стран в ДВЗЯИ участвуют только три — Великобритания, Россия и Франция. Договор еще не подписали Индия и Пакистан, подписали, но не ратифицировали Китай и США.
Особое беспокойство вызывает отношение к Договору США. 13 октября 1999 г. в ходе голосования в сенате конгресса США Договор не получил необходимых двух третей голосов и не был ратифицирован. Это было в бытность администрации президента-демократа Б. Клинтона. Администрация республиканца Дж. Буша заявила о своем нежелании идти на ратификацию ДВЗЯИ, ограничившись лишь подтверждением намерения соблюдать объявленный в 1992 г. мораторий на ядерные испытания.
14 сентября 2002 г. в Нью-Йорке от имени министров иностранных дел ряда государств, в том числе и России, было принято Совместное заявление в поддержку ДВЗЯИ. Его основной смысл — вновь привлечь внимание мирового сообщества к непростой ситуации, сложившейся вокруг ДВЗЯИ, побудить страны, которые еще не подписали и не ратифицировали Договор, и в первую очередь тс государства, чья ратификация необходима для его вступления в силу, сделать это как можно скорее.
Являясь последовательным сторонником полного запрета на ядерные испытания, Россия активно добивается скорейшего вступления в силу этого Договора, обеспечения универсальности его характера.
1 июля 1968 г. был открыт для подписания Договор о нераспространении ядерного оружии (ДНЯО), являющийся основой международного режима нераспространения ядерного оружия (вступил в силу 5 марта 1970 г.). На конец 2003 г. насчитывалось 187 государств — участников ДНЯО.
Суть ДНЯО заключается в создании надежных гарантий нераспространения ядерного оружия. Договор предусматривает, чтобы государство, обладающее ядерным оружием и участвующее в ДНЯО, не передавало кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно. В свою очередь, государство, не обладающее ядерным оружием и участвующее в ДНЯО, обязуется не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также не принимать какой-либо помощи в производстве такого оружия .
Контроль за соблюдением положений ДНЯО возложен на специальную международную организацию — Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Механизм контроля заключается в том, что государство, ставшее участником ДНЯО, заключает соглашение с МАГАТЭ, по которому обязывается всю свою деятельность в области использования атомной энергии в мирных целях поставить под контроль МАГАТЭ, которое не только не препятствует использованию государствами ядерной энергии в мирных целях, но и оказывает помощь в этом.
Каждые пять лет созывается Конференция по рассмотрению действия Договора. На Конференции 1995 г. Договор был продлен бессрочно. На Конференции 2000 г. был принят документ с перечнем рассчитанных на перспективу мер многостороннего характера в области укрепления режима нераспространения и разоружения.
Россия придает большое значение ДНЯО как важнейшему инструменту сдерживания угрозы расползания этого оружия — фактора региональной и глобальной стабильности. Она приветствует намерение Кубы присоединиться к этому Договору, а также ратифицировать Договор Тлателолко. Это решение должно положительно повлиять и на позицию других стран, все еще остающихся вне обязательств данного краеугольного документа.
После заключения ДНЯО два фактора тревожили мировое сообщество. Во-первых, ряд так называемых околоядерных государств, которые по своим экономическим и техническим возможностям могли обзавестись ядерным оружием, не стали участниками ДНЯО. В их числе специалисты называли такие государства, как Израиль, Ирак, Иран, КНДР. Во-вторых, в последние годы в связи с возросшей угрозой международного терроризма не исключается возможность попадания ядерного оружия в руки террористов, которые могут шантажировать мировое сообщество угрозой его применения. Именно поэтому очень важно добиться того, чтобы ДНЯО стал универсальным международным договором. Кроме того, важно усилить контроль за использованием, транспортировкой и хранением ядерных компонентов.
Одной из мер, способствующих международной безопасности, является нераспространение баллистических ракет, т. е. ракет, которые после выключения двигателей совершают полет по баллистической траектории. С этой целью разработан Международный кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет (МКП), который в силу пока не вступил. В настоящее время МКП является документом политического характера, представляющим собой свод основных принципов поведения в сфере ракетного нераспространения. В ноябре 2002 г. в Гааге состоялась международная конференция по запуску МКП.
Россия присоединилась к Международному кодексу поведения при том понимании, что Кодекс является лишь первым шагом на пути к выработке юридически обязывающей многосторонней договоренности о глобальном режиме ракетного нераспространения. Россия внесла проект Меморандума о намерениях в области ракетного нераспространения, дающего ориентир для дальнейших шагов в этой сфере. В документе отражена российская концепция создания глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий, предполагающая широкое участие всех заинтересованных государств в разработке таких мер под эгидой ООН.
Безъядерные зоны создаются в целях укрепления режима нераспространения ядерного оружия. Они существуют как на государственных территориях, так и на пространстве международной территории.
Безъядерными зонами являются:
1. Антарктика — по Договору об Антарктике 1959 г.;
2. Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, — по Договору по космосу 1967 г.;
3. Дно морей и океанов и их недра (эти пространства свободны от всех видов ОМУ) — по Договору о неразмещении в указанных пространствах ОМУ 1971 г.;
4. Латинская Америка — по Договору Тлателолко 1967 г.;
5. Южная часть Тихого океана — по Договору Раротонга 1985 г.;
6. Юго-Восточная Азия — по Бангкокскому договору 1995 г.;
7. Африка — по Договору Пелиндаба 1996 г.;
8. архипелаг Шпицберген — по Договору о Шпицбергене 1920 г.;
9. Аландские острова, принадлежащие Финляндии, — по Договору об Аландских островах между СССР и Финляндией 1920 г.
Договор по открытому небу (ДОН) был подписан 24 марта 1992 г., вступил в силу 1 января 2002 г. Число государств — участников Договора продолжает увеличиваться. В 2002 г. к ДОН присоединились Швеция, Финляндия, Латвия, Литва, Босния и Герцеговина, Хорватия. На начало 2003 г. 33 государства были участниками ДОН или находились в процессе его ратификации.
ДОН разрешил государствам-участникам проводить наблюдательные полеты над их территориями. Первые полеты начались I августа 2002 г. Россия в рамках ДОН в 2002 г. провела наблюдательные полеты над территориями Великобритании, Германии. Турции, Италии и ряда других стран (10 миссий). В свою очередь, Российская Федерация принимала миссии открытого неба Турции, Греции, США и других государств (шесть миссий).
Значение ДОН состоит в том, что он, дополняя другие многосторонние режимы разоружения и нераспространения, является эффективным инструментом обеспечения транспарентности (открытости) военной деятельности государств-участников.
В рамках ДОН предстоит и дальше совершенствовать механизм подготовки и проведения наблюдательных полетов, уточнять некоторые положения Договора, обеспечивающие необходимый баланс между правами и обязательствами его участников.
В 70-е годы XX в. два самых мощных в военном отношении государства мира — СССР и США — достигли стратегического равновесия в военной сфере. При этом объемы и качество ядерных вооружений двух стран позволяли каждой из них в случае надобности несколько десятков раз уничтожить друг друга. Остальные ядерные страны значительно отстали по вооружениям от СССР и США. Дальше накапливать и совершенствовать ядерные вооружения и средства их доставки, с тем чтобы обогнать друг друга в этом соревновании. Советский Союз и США считали бессмысленным, поскольку ни одна, ни вторая держава не позволили бы сделать это.
СССР и США пришли к взаимному согласию приступить к разработке и заключению двусторонних соглашений по ограничению и сокращению стратегических наступательных и оборонительных вооружений наступательными и оборонительными вооружениями.
Экспортный контроль со стороны государств с целью недопущения незаконного распространения технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового уничтожения, средств его доставки, вооружения и военной техники, играет важную роль в деле обеспечения международной безопасности. Такой контроль создавался как инструмент предотвращения распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. В условиях, когда ряд государств пытаются получить доступ к технологиям разработки собственного ядерного и ракетного оружия, экспортный контроль продолжает оставаться одним из важнейших способов поддержания международной стабильности. Страны, не имеющие оружия массового уничтожения и работающие над его созданием, предпринимают попытки закупить отдельные компоненты и технологии через посредников и использовать их в своих военных программах. Увеличение числа государств, располагающих, в частности, ядерным оружием, приведет к общему снижению международной стабильности. Кроме того, с ростом поражающих факторов и снижением габаритов средств уничтожения появляется реальная угроза использования такого оружия международными террористическими организациями. Поэтому контроль над экспортом оружия и технологий, которые могут быть использованы для его создания, стал частью политики большинства развитых стран.
В настоящее время действует пять международных организаций, связанных с проблемами экспортного контроля: Комитет Цангера и Группа ядерных поставщиков (обе организации занимаются предотвращением распространения товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании ядерного оружия); Режим контроля за ракетной технологией (организация занимается контролем и предотвращением распространения технологий создания ракетных средств доставки оружия массового уничтожения); Вассенаарские договоренности (организация занимается контролем за экспортом обычных вооружений, товарами и технологиями двойного назначения); Австралийская группа (организация занимается предотвращением распространения химического и биологического оружия). В работе первых четырех названных организаций Российская Федерация принимает непосредственное участие, а установок последней придерживается в своих практических действиях.
В Группу ядерных поставщиков (ГЯП) входят 40 государств-участников. Главной задачей Группы является предотвращение распространения ядерного оружия путем контроля за экспортом ядерных и имеющих отношение к ядерной деятельности материалов и технологий. При этом деятельность ГЯП не препятствует сотрудничеству в области мирного использования атомной энергии. Главный документ организации носит название Руководящие принципы. На внеочередном пленарном заседании ГЯП, состоявшемся 13 декабря 2002 г. в Вене, Руководящие принципы были дополнены положениями, направленными на усиление контроля за экспортом ядерных материалов в контексте борьбы с ядерным терроризмом.
Организация Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного применения создана в 1996 г. В ее рамках ежегодно проходят сессии государств-участников, в ходе которых рассматриваются важнейшие проблемы деятельности данной организации.
Принят документ о «наилучшей практике» и критериях контроля за экспортом легкого и стрелкового оружия (ЛСО). Государства-участники подтвердили свою принципам проведения ответственной национальной политики в области экспорта и эффективных мер контроля в отношении ЛСО и договорились продолжить обмен информацией и изучение практических мер в этой области.
Участники форума выразили свою озабоченность угрозой, которую могут представлять переносные ракетно-зенитные комплексы (ПЗРК), и договорились в будущем году рассмотреть вопрос об усилении экспортного контроля в отношении этого вида вооружения.
Достигнуто понимание о продолжении идущего в рамках Договоренностей обмена информацией о поставках вооружений и «чувствительных» технологий, в том числе в районы нестабильности.
Принято решение о включении дополнительных подкатегорий военной техники — корабли и подводные лодки водоизмещением от 150 до 750 т — в обязательный обмен уведомлениями о передачах и (или) выданных лицензиях. Согласованы поправки в Список товаров и технологий двойного применения, которые учитывают развитие современных технологий при сохранении интересов безопасности.
В Российской Федерации сложившаяся система экспортного контроля осуществляется следующими методами правового регулирования внешнеэкономической деятельности: определение перечня товаров, являющихся объектами экспортного контроля; лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями; таможенный контроль; валютный контроль; применение мер государственного принуждения (санкций) к лицам, нарушившим установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении данных товаров.
Заключение
Как видно, человечество прошло нелегкий и долгий путь, полный войн и человеческих страданий, прежде чем осознало необходимость создания такой системы, которая в силах поддержать мир и безопасность во всем мире во имя процветания всех народов и людей.
Проблема мира и безопасности на протяжении веков будоражило умы многих прогрессивных философов. Но, к сожалению не только политики, но и целые сообщества иногда оказывались слишком далеки от осознания необходимости сменить агрессивные методы разрешения споров. Тем не менее, по мере развития международных отношений увеличивалось число попыток обеспечить мир и безопасность во взаимоотношениях между двумя и более государств.
Информация о работе Международная (глобальная и региональная) безопасность и система её обеспечения