Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:52, курсовая работа
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства.
Завершая
рассмотрение проблем международной
экономической интеграции, следует
подчеркнуть, что интеграционные процессы
являются многомерным и сложным явлением,
не поддающимся единой и окончательной
оценке. Поэтому та или иная региональная
(субрегиональная, государственная) модель
интеграции не может быть механически
«перенесена» - ни в теоретическом, ни
(тем более) в практическом плане - на другой,
даже очень «похожий» регион, но с иными
социокультурными и экономическими особенностями
и традициями.
4. Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами Европейского Союза
Национальные
интересы любого государства определяют
приоритеты ее внешней политики. Ключевую
роль в определении главных
Основной целью внешней политики Республики Беларусь является обеспечение благоприятных внешних условий эффективного внутреннего развития страны. В этой связи желательно присутствовать во всех регионах мира, где это экономически выгодно и соответствует ее национальным интересам.
Беларусь геополитически расположена на перекрестке европейских дорог с Запада на Восток и с Севера на Юг. Это объективно обусловило многовекторный характер ее международных связей.
История
отношений Беларуси с Евросоюзом
началась в 1992 году, после обретения
Беларусью государственной
Первый этап отношений охватывает 1992-1996 годы. Его можно охарактеризовать обоюдным стремлением к интеграции Беларуси в Евросоюз. Это проявилось в реальных политических и экономических шагах.
В ходе визита в Минск делегации Комиссии Европейских сообществ в ноябре 1992 года было принято решение о заключении между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), призванного заменить Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейским экономическим сообществом, Европейским объединением угля и стали, Европейским сообществом по атомной энергии от 18 декабря 1989 г.
Отношения
между Беларусью и Евросоюзом
в разные периоды складывались по-разному.
Но после присоединения к объединенной
Европе в 2004 году стран - непосредственных
соседей Беларуси они стали особенными:
соседскими. А соседи, как известно, при
всех сложностях пытаются жить дружно,
развивать взаимовыгодные контакты и
учиться понимать друг друга.
Дипломатические отношения Беларусь и
ЕС установили в августе 1992 года. В марте
1995 года президент Александр Лукашенко
подписал в Брюсселе Соглашение о партнерстве
и сотрудничестве, закладывающее основы
для двустороннего и многостороннего
взаимодействия. Однако документ был ратифицирован
только белорусским парламентом: его принятие
странами ЕС было заморожено после белорусского
референдума 1996 года.
Евросоюз не признал результаты этого
референдума, и развитие белорусско-европейских
отношений затормозилось. Началась более
чем десятилетняя история ограничительных
мер.
В сентябре 1997 года Брюссель ввел первые санкции в отношении Беларуси. Были запрещены контакты на уровне выше заместителя министра и любое сотрудничество и техническая помощь, за исключением проектов ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Став непосредственным соседом ЕС, Беларусь лишь формально входила в Европейскую политику добрососедства.
В
2004 году Совет Европы опубликовал
доклад об исчезновениях в Беларуси
в 1999—2000 годах политиков и журналиста.
После этого Брюссель внес в список невъездных
в страны Евросоюза белорусских чиновников,
которые подозреваются в причастности
к исчезновениям. В него вошли экс-министр
внутренних дел Владимир Наумов, бывший
госсекретарь Совета безопасности Виктор
Шейман, бывший глава МВД Юрий Сиваков
и экс-командир бригады спецназа внутренних
войск МВД Дмитрий Павличенко.
После парламентских выборов в декабре
2004 года этот список был дополнен главой
Центризбиркома Лидией Ермошиной и Юрием
Подобедом, который тогда возглавлял полк
милиции специального назначения, разгонявший
акции протеста в период избирательной
кампании.
В
апреле 2006 года список был расширен
до 37 человек, ответственных, по мнению
ЕС, за нарушение прав человека в
ходе очередных выборов президента.
В него, в частности, были включены президент
Александр Лукашенко, глава президентской
администрации, два его заместителя, ряд
министров и судей. Кроме того, счета и
имущество этих представителей госструктур
в странах ЕС и в 10 странах Европы, которые
присоединились к санкциям, было заморожено.
В октябре 2006 года список невъездных пополнили
еще четыре человека: судьи и гособвинители
— за приговор экс-кандидату в президенты
Александру Козулину и активистам незарегистрированной
организации "Партнерство". В ноябре
2006 года Еврокомиссия опубликовала неофициальную
стратегию (non-paper) развития отношений с
Беларусью, перечислив, что может дать
стране в обмен на выполнение 12 рекомендаций.
Условия ЕС включали уважение права белорусов
на демократические выборы, прав на независимую
информацию и свободу слова, соблюдение
прав общественных организаций и предпринимателей,
а также освобождение всех тех, кого Запад
считал политическими заключенными. Почти
два года Минск и Брюссель обменивались
заявлениями и резолюциями, осуждающими
нежелание другой стороны идти навстречу.
В марте 2008 года было подписано соглашение
об открытии в Беларуси представительства
Еврокомиссии.
После того, как в августе 2008 года на свободу
вышли последние из признанных странами
Запада белорусских политзаключенных,
ЕС направил своего представителя для
встречи с белорусскими властями. Несмотря
на то, что сентябрьские парламентские
выборы не были признаны демократическими,
миссия ОБСЕ отметила отдельные улучшения,
и министры иностранных дел стран Евросоюза
частично приостановили на полгода действие
визовых санкций в отношении белорусских
чиновников. Тогда же был отменен действовавший
с 1997 года запрет на контакты выше уровня
замминистра. В октябре 2008 года, январе
и июле 2009 года прошли встречи главы МИД
Беларуси Сергея Мартынова с руководящей
"тройкой" ЕС. В апреле нынешнего
года начался диалог о ситуации в области
прав человека.
В феврале 2009 года впервые в истории белорусско-европейских
отношений Минск посетил верховный представитель
ЕС по внешней политике и политике безопасности,
генсек Совета ЕС Хавьер Солана. Высокопоставленный
еврочиновник встретился с президентом
Александром Лукашенко.
После того, как визит несколько раз откладывался,
в июне 2009 года с белорусским президентом
в Минске встретилась и еврокомиссар по
внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер.
В марте 2009 года главы МИД стран ЕС продлили на 9 месяцев частичную приостановку санкций. Они выразили надежду, что белорусские власти выполнят пять основных рекомендаций, которые были выделены из 12. Так, если Беларусь к концу года реформирует избирательное законодательство, обеспечит свободу объединений и прессы, создаст условия для деятельности неправительственных организаций и снимет ограничения для свободы личности, все санкции будут полностью сняты.
Беларусь
уже сделала несколько
В ответ на движение Минска навстречу в мае Беларусь официально включена в новую политику ЕС "Восточное партнерство", которая предполагает экономическую интеграцию и политическую ассоциацию со странами объединенной Европы. Для Беларуси, у которой отсутствует юридическая база для развития двусторонних отношений, эта политика — реальная возможность укреплять связи с 27 странами Европы и пятью странами-партнерами через многосторонние проекты.
Экономическое
взаимодействие между Беларусью
и ЕС из года в год увеличивается.
С 2000 года белорусский экспорт в страны
ЕС вырос более чем в 20 раз, на долю ЕС приходится
44% белорусского экспорта (для сравнения:
на долю России - 32%). Начался диалог о развитии
отношений и экспертные диалоги в сфере
энергетики, транспорта, окружающей среды,
таможни, сельского хозяйства, экономических
и финансовых вопросов, стандартизации
и сертификации.
Заключение
В работе рассмотрена сущность интеграции как процесса, этапы и причины интеграции, условия при которых возможна интеграция.
Так же в работе были рассмотрены причины интеграции, которых существует большое множество, потому что каждая из участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные интересы и пытается решить свои собственные проблемы.
Многие менее развитые страны видят в интеграции способ приобщения к экономическому и технологическому опыту более богатых соседей, а также гарантию политической и экономической стабильности в процессе рыночных реформ.
Помимо всего вышеперечисленного, интеграция стран создаёт несколько эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс.
Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, что в государствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста и занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служить разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС.
Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран-участниц интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг на друга, что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их присоединяться к интеграционному процессу.
Не менее важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая близость стран-участников объединения, поскольку она способствует более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости.
В работе были охарактеризованы основные европейские интеграционные объединения, истории их образования и принципов функционирования. При этом большое внимание было уделено ЕС, так как в настоящее время это интеграционное объединение занимает сильные позиции в мировой экономике и международной торговле.
Перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения и успехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную в современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки на высоком уровне и тормозит экономический рост.
Рассмотрены проблемы европейской интеграции: проблема низкой эластичности рынка труда, сложившейся не только вследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы; проблемы реформирования системы социального обеспечения; проблемы государственного долга; проблемы, связанные с введение евро в наличное обращение; большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС.
Даже
при простом анализе
Реальными альтернативами на ближайшие одно-два десятилетия являются либо расширяющаяся и объединяющаяся Европа, которая преследует, хотя и нерешительно, рывками – цель континентального единства, либо Европа, которая не пойдет много дальше своего нынешнего состояния интеграции и пределов географического пространства, и постепенно дробящаяся Европа, где возобновится старое соперничество держав. Тем не менее, есть основания полагать, что возникший экономический и валютный союз ускорит экономическую интеграцию Европы и за пределами валютного измерения, стимулируя в дальнейшем экономическую, политическую, правовую и социальную интеграцию.