Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:00, контрольная работа
Термин «экономическая интеграция» возник в 30-е годы ХХ в. в работах немецких и шведских экономистов, однако и сегодня имеется несколько десятков его определений.
В переводе с латыни интеграция (integratio) означает сращивание, объединение частей в единое целое.
Международная экономическая интеграция - это объективный, осознанный и направляемый процесс постепенного сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития.
Введение 3
1 Сущность международной экономической интеграции 4
2 Этапы развития интеграционных процессов 8
3 Основные интеграционные объединения 14
4 Критерии международной экономической интеграции и тенденции ее развития 17
Заключения 22
Список использованных источников 23
Экономический и валютный союз. В данном случае речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование, что предполагает не просто согласование, но и проведение общей унифицированной, фактически единой экономической политики, полную унификацию законодательной базы.
Появляется необходимость и постепенно формируется на основе института наднациональных органов власти новый многонациональный субъект международных экономических и политических отношений, происходит движение к созданию единого федеративного или конфедеративного государства.
Таким
образом, переход от низших к более
высоким формам интеграции и есть
поэтапный процесс
Однако практика показала, что реальный процесс интеграции в силу своей внутренней противоречивости не может происходить столь прямолинейно и поступательно, как предполагает рассмотренная логическая схема. Опыт региональной интеграции (в наиболее развитых формах сфокусированный в рамках ЕС) показал колоссальные сложности создания единого экономического пространства и разную степень заинтересованности в глубине взаимодействия сторон, что не укладывается в принятые схемы. Многообразие моделей интеграции в Северной Америке, Латинской Америке, в АТР, Африке, на Ближнем Востоке, отразившее значительную дифференциацию страновых, региональных и субрегиональных экономических систем, механизмов воспроизводства, других ключевых параметров развития, позволяет видеть и частичную модификацию классической схемы в одних случаях и ее существенную трансформацию - в других. История показывает, что не существует ни строгих закономерностей, ни автоматизма между фазами региональной интеграции, все зависит от конкретно-исторических условий в МЭО, в отдельных странах, от экономических и политических интересов данных стран.
Так, в отличие от ЕС страны - члены НАФТА, создавая зону свободной торговли, не ставят задачи перейти затем к таможенному союзу (это вряд ли возможно при столь огромных различиях в экономических потенциалах стран - участниц объединения), но одновременно с первых же шагов вводят определенные элементы общего рынка (либерализация капиталовложений, меры по сближению стандартов, либерализация в сфере услуг, гармонизация политики в отдельных сферах, например в области охраны окружающей среды, и др.).
В АТЭС поставлена задача формирования (до 2020 г.) зоны свободной торговли и свободного движения инвестиций. Согласно Осакской программе действий с 1997 г. либерализация распространяется не только на тарифные и нетарифные меры в торговле товарами, на инвестиционные потоки, но и на услуги (телекоммуникации, энергетику, туризм); стандарты и соответствия; интеллектуальную собственность; политику конкуренции; правительственные закупки; разрешение споров; сбор информации и анализ; совместное выполнение решений Уругвайского раунда ГАП. Одновременно в рамках АТЭС один из важнейших ключевых элементов - это политический диалог.
Латиноамериканские страны стали создавать предпосылки к новой фазе сотрудничества с азиатскими странами АТЭС: здесь сочетаются координация связей по межрегиональным механизмам с двухсторонними каналами сотрудничества. Примером является Чили. Эта страна, будучи ассоциированным членом МЕРКОСУР, а также подписав двусторонние соглашения с рядом латиноамериканских стран о зонах свободной торговли, одновременно входит в АТЭС. В последние годы Чили применяет новую стратегию, сочетающую в себе региональный и межрегиональный уровни интеграции. Она создает своеобразный «мост» между тихоокеанскими странами Азии и атлантическими государствами Латинской Америки - Бразилией и Аргентиной. Через особую политику либерализации Чили создает входные ворота для азиатских товаров на южноамериканские рынки и выходные ворота для бразильских и аргентинских товаров на рынки, расположенные по другую сторону Тихого океана.
Как
в ЕС, так и в СНГ реализуется
модель «разноскоростной» интеграции,
предусматривающая в рамках одной
интеграционной группы применение разными
странами-членами различных
Россия и Белоруссия - формируют союзное государство; Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС); ГУАМ (после выхода из этой организации Узбекистана в 2005 г.); Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС до объединения с ЕврАзЭС в 2005 г.). В последнее время получила развитие новая инициатива четырех государств: России, Белоруссии, Украины и Казахстана о создании единого экономического пространства (ЕЭП).
Наконец, развиваются нетрадиционные интеграционные схемы и с точки зрения различных институциональных механизмов интеграции. Среди них выделяются, прежде всего «западный» (основан на жесткой институциональной структуре и обязательности выполнения решений в заданные сроки всеми странами-участницами) и «азиатский», предоставляющий свободу маневра для каждой страны-партнера. 3
3 Основные интеграционные объединения
Наиболее
полное развитие экономическая интеграция
получила в Западной Европе, где
в настоящее время
История образования ЕС начинается с подписания в 1951 г. Договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. В 1957 г. подписан договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). К середине 70-х гг. созданием ТС и появлением в нем новых стран (Великобритании, Дании, Ирландии) завершается первый этап развития западноевропейской экономической интеграции. В последующий период увеличивалось количество стран-участниц Сообщества. В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993 г. введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества, тем самым возникло единое экономическое пространство. В соответствии с Маастрихтским договором (февраль 1992 г.) ЕЭС трансформировалось в Европейский Союз (ЕС) с 15 странами-участницами: Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.
Территория ЕС - 3232,0 тыс. кв. км. Население 372,55 млн. чел.
ВВП - 7250,0 млрд. долл. Доля В мировом ВВП - 20,5%. Доля в мировой торговле - 22,8% (данные к середине 90-х гг.).
Введение единой валюты «евро» 1 января 2002 г. и присоединение к ЕС 1 мая 2004 года десяти стран (Польша, Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Слов кия, Словения, Мальта, Кипр, Венгрия) характеризует новый этап развития западноевропейской интеграции. С 1 января 2007 г. к ЕС присоединились Болгария и Румыния. Общее число участников составило 27 стран.
Интеграционные процессы активизируются во всех регионах мира, но все существующие региональные экономические объединения (за исключением ЕС, прошедшей четыре этапа развития) находятся на первом или частично на втором этапе экономической интеграции.
В настоящее время из них можно выделить наиболее перспективные и важные:
Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Создана в 1960 г. Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн;
Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА). Создано в 1992 г. Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Румыния (1997 г.), Словения (1996 г.), Болгария (1998 г.). Население - около 100 млн. чел.;
Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Создано в 1994 г. США, Канада, Мексика. Территория - 13 522, О тыс. кв. м. Население - 378,0 млн. чел. ВВП 8500,0 млрд. долл. Доля В мировой торговле - 7,3%;
Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР). Создан в 1995 г. Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай. Население - свыше 200 млн. чел. ВВП - свыше 1 трлн. долл.;
Сообщество развития Юга Африки (САДК). Создано в 1992 г. Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве;
Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА). Создан в 1994 г. Koт-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали;
Андский пакт. Создан в 1969 г. Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия;
Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК). Создана в 1985 г. Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал;
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Создана в 1967 г. Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос;
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Создано в 1989 г. Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили, Вьетнам, Перу, Россия (1997 г.). Население - 38,2% населения мира. Доля в мировом ВВП - 55,7%. Объем мировой торговли услугами - 32, 9%. Объем мировой торговли товарами - 43,9%. Экспорт технологий - 64,1%.
Проблему
интеграции России в мировое экономическое
сообщество помогло бы решить ускоренное
прохождение Россией основных ступеней
развития и экономическая интеграция
в рамках стран СНГ. Необходима дальнейшая
выработка механизма взаимодействия с
промышленно развитыми и развивающимися
странами, международными экономическими
блоками и группировками. Особое значение
имеет проблема повышения конкурентоспособности
национальной экономики.4
4 Критерии
международной экономической
Для того чтобы оценить, насколько создание той или иной интеграционной группировки соответствует интересам международной экономики в целом, в 90-х гг. Всемирный банк сформулировал следующие принципы (критерии):
1)
региональные торговые
2) переходный период не должен превышать 10 лет и должен включать четкий график либерализации торговли;
3) либерализация торговли должна предшествовать образованию интеграционного объединения;
4) общий таможенный тариф не должен превышать самый низкий тариф режима наибольшего благоприятствования (РНБ);
5) правила приема новых членов должны быть либеральными;
6) необходим быстрый переход к наиболее развитым уровням (формам) интеграции;
7) в интеграционном объединении не должны применяться антидемпинговые правила.
В большинстве случаев позитивные эффекты интеграции превышают негативные. Общие закономерности этого следующие:
-
чем больше стран в
- чем больше был объем торговли между странами интеграционного объединения до его создания, тем больше эффект торговли;
- рост конкуренции ведет к повышению качества товаров, стимулирует создание новых технологий;
- сдерживается рост цен.
Последние десятилетия лидером в мировой экономике остаются Соединенные Штаты Америки. На современном этапе их лидерство обеспечивается главным образом превосходством над другими странами масштабами и богатством рынка, степенью развития рыночных структур, уровнем научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системой мирохозяйственных связей по линии торговли, инвестиций и банковского капитала.
Современная промышленность США потребляет около 1/3 всего добываемого в мире сырья. Страна обладает самым емким рынком машин и оборудования. На его долю приходится свыше 40% реализуемой в развитых странах продукции машиностроения.