Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:16, курсовая работа
Международное разделение труда (МРТ) является одной из самых важных базовых категорий, которая определяет содержание мировой экономики и международных экономических отношений. Под воздействием научно- технического прогресса происходит развитие производительных сил. Все страны мира в той или иной степени участвуют в МРТ, что дает им дополнительный экономический эффект, который выражается в более полном удовлетворении своих потребностей с наименьшими издержками.
Введение
1.Сущность, типы и факторы развития международного разделения труда (МРТ). Показатели участия страны в МРТ. Теории МРТ. Формы и тенденции международного разделения.
Россия в МРТ. Оценки и прогнозы МРТ. Основные формы международного разделения труда.
Теоретические основы международной торговли. Внешняя торговля России. Прогноз развития внешней торговли РФ на 2008-2015гг. Особенности ВЭП России на современном этапе.
Заключение
Список используемых источников
Xij : Xwj
RCAij = ————— или RCAij = —————— (1.6)
Xil : Xwl
Где RCAij – выявленное сравнительное преимущество страны i в экспорте товара j; Xij – экспорт товара j из страны i; Xwj –мировой экспорт товара j; Xil – совокупный экспорт из страны i; Xwl – совокупный мировой экспорт.
Если RCAij >1, то это значит, что данный продукт служит объектом специализации данной страны в международной торговле; RCAij<1, то данный товар нельзя рассматривать как объект ее специализации. Индекс специализации на основе формулы Балаша широко используется в исследовательской и информационной областях, в частности Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО.
Международная специализация производства (МСП) развивается по двум направлениям: территориальному и производственному.
По территориальному признаку предполагается специализация стран и регионов на производстве для мирового рынка отдельных товаров. Так, природные ресурсы России способствуют развитию добывающей промышленности.
В свою очередь производственное направление подразделяется на межотраслевую и внутриотраслевую специализацию.
Межотраслевая специализация предполагает сосредоточение в отдельных странах определенных отраслей производства при отсутствии в них целого ряда других отраслей.
Первоначально
международная специализация
Межотраслевая специализация становится характерной и для развитых стран, особенно относительно небольших по размеру территорий и количеству населения. Хотя их специализация отчасти также связанна с географической средой и природными условиями, она более прогрессивна и характеризуется производством промышленных продуктов полуфабрикатов. Например, Норвегия в довоенный период специализировалась на производстве алюминия, Финляндия – лесоматериалов и продукции деревообработки, Голландия и Дания – на сельскохозяйственной продукции, главным образом мясомолочный.
Россия
участвует в международном
Для экономики страны существенное значение имеет набор отраслей, в которых она специализируется в мировом хозяйстве. Более эффективной для страны является специализация в передовых (наукоемких) отраслях обрабатывающей промышленности, продукции которых более высоко оценивается и менее подвержена конъюнктурным колебаниям.
Внутриотраслевая специализация развивается с начала науко- технической революции и связана с отраслями, основанными на результатах научно- технической деятельности, и охватывает преимущественно промышленно развитые страны, хотя существование ТНК предполагает участие в данном процессе и развивающихся страны.
Международная внутриотраслевая специализация выступает в следующих видах:
В настоящее время
все большее развитие в рамках
предметной специализации получает
производство комплектного оборудования
и строительство крупных
Подетальная и технологическая специализация носит, как правило, внутриотраслевой характер, но иногда фирмы специализируются на производстве некоторых деталей или полуфабрикатов, получающих межотраслевое применение.
Развитие
Сегодня кооперирование
становится производительной силой, позволяющей
за счет сокращения затрат на производство
и реализацию продукции повысить
эффективность и
Международное кооперирование производства - форма разделения труда, процесс установления устойчивых производственных связей между самостоятельными предприятиями разных стран. Его объективной основой является дифференциация производства.
Как определенная система отношений, кооперирование характеризуется специфическими областями применения и методами сотрудничества.
Кооперирование между фирмами разных стран развивается не только в сфере производства, но и в области НИОКР, проектирования и сооружения объектов, в сфере сбыта, оказания услуг и др.
Выделяют следующие виды международного кооперирования.
Организационной формой
По формам организации необходимо выделить:
а) подрядное кооперирование, которое предполагает, что одна сторона соглашения предоставляет другой заказ на выполнение определенной работы на основе обусловленных требований, включая объемы и сроки поставок, их качество и т.д. Например, закупки комплектующих изделий и материалов у субпоставщиков японских концернов Toyota Motor Corp. и Nissan Motor Co Ltd достигают 60-65 % общей стоимости автомобиля.
Подрядное кооперирование может охватывать не только сотрудничество в производстве уже известного продукта, но и подряд на проектирование и создание нового продукта. К подрядному кооперированию могут быть отнесены также реализация готовой продукции торговыми фирмами по контракту с фирмой- производителем, техническое обслуживание и др.;
б) совместное производство, соглашение о совместном выпуске готовой продукции, когда две – три или более фирм осуществляют между собой специализацию на выполнении отдельных видов работ;
в) совместное предприятие является самостоятельной компанией для совместного осуществления одного проекта. Для сотрудничества по многим проектам фирмы- кооперанты могут создавать партнерства (товарищества);
г) договорная специализация, которая предполагает разграничение программ участников соглашения. Такие соглашения направлены на устранение дублирования производства, что, естественно, устраняет конкуренцию между участниками на рынках соответствующих товаров и предполагает сотрудничество в производстве другой продукции, совместные научные исследования и разработки;
д) стратегическое партнерство (стратегический альянс) – межфирменное кооперирование соглашение, которое помимо других областей сотрудничества включает совместное производство товаров и услуг, обычно в виде принадлежащего участника альянса совместного предприятия.
Главной функцией международной кооперации производства можно считать увеличение производимых материальных благ на основе повышения производительности труда, постановки и реализации принципиально новых задач, которые выдвигает так называемая «новая экономика», базирующаяся на основе достижений науки и техники.
Вместе с тем наиболее перспективной международной формой специализации и кооперирования между предприятиями разных стран является развитие деятельности ТНК. Вполне естественно, что между предприятиями, расположенными в разных странах, но принадлежащими одной компании, развиваются специализация и кооперирование в самых разнообразных и наиболее удобных формах.
Тем
не менее процессы углубления международной
специализации и кооперирования
развиваются в отраслях промышленности
и особенно в отраслях машиностроения,
что объясняется
Факторами
эффективного развития международной
специализации и кооперации производства
в рамках транснациональных
Для современного этапа
развития международного разделения труда
становится характерным международное
разделение производственного процесса,
который в международной
Аутсорсинг – выполнение на основе долгосрочных соглашений отдельных бизнес – функций (производственных, сервисных, информационных, финансовых и т.д.) внешней организацией, которая располагает достаточными для этого ресурсами.
В настоящее время он рассматривается в качестве современной методологии и создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций в условиях жесткой конкуренции трех экономических цетров: США, Западной Европы и Японии.
Целью
применения аутсорсинга является использование
передовых бизнес – технологий и
ноу – хау для завоевания и
удерживания конкурентных преимуществ
во все более обостряющейся