Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:37, курсовая работа
Целью выбранной мною темы курсовой «Международные корпорации» является изучение и обобщение зарубежного опыта создания корпораций, а так же возможность его применения в российских условиях, анализ основных принципов деятельности корпораций в России на основе сложившейся экономической ситуации; определение источников проблем корпорации и пути выхода из них и, наконец, самое главное в моей работе - это изучение и рассмотрение основных тенденций развития международных корпораций, как в России, так и в зарубежных странах.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Современные международные корпорации, их деятельность.
1.1 Отличительные черты международных корпораций………………...5
1.2 Причины высокой эффективности деятельности ТНК……………..11
1.3 Структура ТНК………………………………………………………..14
1.4 Основные особенности развития ТНК………………………………17
Глава 2.Масштабы и новейшие тенденции развития международных корпораций.
2.1 Международные стратегические альянсы…………………………..19
2.2 Трансграничные слияния и поглощения…………………………….21
2.3 Современные стратегии развития ТНК……………………………...23
Глава 3.Деятельность корпораций в России.
3.1 Этапы формирования российских международных компаний…….29
3.2 Специализация деятельности иностранных ТНК в России………..32
Заключение………………………………………………………………..36
Список используемой литературы……………………………………….41
Приложение.
Отмечая главную особенность ТНК - наличие зарубежных филиалов по производству и сбыту товаров и услуг на основе прямых инвестиций, исследователи транснациональных корпораций разработали ряд моделей прямых иностранных инвестиций.
Американский экономист Дж. Гэлбрейт обосновал происхождение ТНК технологическими причинами. По его мнению, организация зарубежных филиалов международных компаний во многом обусловлена необходимостью сбыта и технического обслуживания за рубежом сложной современной продукции, требующей товаро- и услугопроводящей системы (сети) предприятий в принимающих странах. Такая стратегия позволяет ТНК увеличить свою долю на мировом рынке.
Модель монополистических (уникальных) преимуществ была разработана американцем С. Хаймером, в последующем ее развили Ч.П. Киндлебергер и др. В соответствии с теорией монополистических преимуществ иностранному инвестору необходимы преимущества перед местными фирмами принимающей страны, которые хорошо знают «правила игры» на своем рынке, обладают обширными связями с местной администрацией и не несут больших транзакционных расходов, т.е. расходов по сравнению с иностранным инвестором. Монополистические преимущества для иностранной фирмы могут возникать за счет использования оригинальной продукции, которую не выпускают местные фирмы; наличие совершенной технологии; «эффект масштаба», дающего возможность получать большую массу прибыли; благоприятного для иностранных инвесторов государственного регулирования в принимающей стране и др.
Модель жизненного цикла продукта разработана американским экономистом Р. Верноном на базе теории роста фирмы. По этой модели любой продукт проходит четыре стадии цикла жизни: I - внедрение на рынок, II - рост продаж, III - насыщение рынка, IV - спад продаж. Выходом из положения при спаде продаж на внутреннем рынке служит экспорт или налаживание производства за рубежом, что продлит жизненный цикл продукта. При этом на стадиях роста и насыщения рынка издержки производства и сбыта обычно сокращаются, что позволяет снизить цену продукта и, следовательно, повысить возможность расширения экспорта и увеличения объема выпуска продукции за рубежом.
В большинстве ТНК представляют
собой крупные предприятия
О масштабности замкнутого внутрифирменного рынка международных компаний свидетельствуют такие данные: примерно 1/3 мировой торговли товарами и услугами приходится на сделки между родительскими компаниями и их зарубежными филиалами и между самими филиалами, а около 70% платежей на мировом рынке обмена технологиями в конце 90-х гг. осуществлялись между головными компаниями и их зарубежными филиалами.
Многие из вышеперечисленных
моделей характеризуются
1. наличие конкурентных (монополистических) преимуществ по сравнению с другими фирмами в принимающей стране (специфические преимущества собственника);
2. условия в принимающей
стране способствуют
3. возможность использовать
производственные ресурсы в
1.3 Структура ТНК.
Оптимальная структура управления
транснациональной корпорацией
должна обеспечивать бесперебойное
руководство материнской
Основные
организационные формы
- дочерняя компания
- ассоциативная компания
- отделение (вид зарубежного
филиала, которым головная
Отделения могут иметь
форму представительства
Проблемы совершенствования структуры управления руководство ТНК решает в зависимости от ассортимента товаров и услуг, с которыми они выходят на мировой рынок. Корпорации, специализирующиеся на однородной продукции, обычно строят структуру управления по географическому, т.е. страновому (региональному) принципу. В частности, такая структура управления позволяет швейцарской корпорации «Нестле» проводить единую технологическую политику для производства своего ограниченного ассортимента пищевых изделий по всему миру с учетом национального спроса в принимающих странах.
Другого принципа построения
структуры управления придерживается
корпорация «Дженерал электрик», чья
рыночная капитализация (стоимость
всех акций по последним рыночным
котировкам) в 1997 г. оказалась самой
высокой в истории компаний США
- превысила 300 млрд. долл. Эта одна из
самых многопрофильных компаний
в мире производит в разных регионах
широкий ассортимент продукции,
включая авиационные двигатели,
промышленные пластмассы, осветительные
приборы, энергетические установки, медицинскую
и железнодорожную технику, бытовые
приборы и многое другое. Управление
международным производством и
сбытом в корпорации «Дженерал электрик»
осуществляется по товарному принципу,
когда доминирует производственный
аспект и ответственность за предпринимательскую
деятельность в принимающих странах
несут генеральные управляющие
производственного
Другим примером может служить американская ТНК «Форд», которая начала предпринимательскую деятельность в Европе в 60-х гг. с основания своего филиала в Великобритании. В 90-е гг. эта корпорация осуществляла разработку новых моделей, производство компонентов и сборку машин в пяти европейских государствах, объединив технологические цепочки заводов каждой из этих странах в интегрированное производство автомобилей. В соответствии с четкой схемой поставок, созданной с учетом квалификации и стоимости рабочей силы, наличия сырья, фирменной структуры, специализации страны и объема рынка сбыта, на сборочные заводы корпорации «Форд» в Великобритании, Испании и ФРГ карбюраторы и распределители системы зажигания поступают из Ирландии, трансмиссии - из Франции, отливки деталей двигателя и шестерни - из Германии.
1.4 Основные особенности развития ТНК.
Движение капиталов ТНК
происходит, как правило, независимо
от процессов, происходящих в стране
базирования корпорации. ТНК устанавливают
систему международного производства,
основанную на размещении филиалов, дочерних
компаний, отделений по многим странам
мира. ТНК проникают в
Для организации своей
научно-исследовательской
Значительный вклад в разработку передовой технологии ТНК вносит и сотрудничество с университетами и научными центрами. Такие центры создаются, как правило, при университетах, и их активно финансируют ведущие промышленные корпорации.
Существенной чертой деятельности международных компаний является диверсификация их производства и услуг. Так, шведский автомобильный концерн «Вольво» выпускает не только известные во всем мире автомобили. Это ТНК, у которого имеется более 30 дочерних компаний за рубежом, которые производят моторы для катеров, авиационные двигатели, продукты и даже пиво («Приппс»). В свою очередь, каждая из 500 крупнейших ТНК США имеет в среднем предприятия 11 отраслей, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей. В группе из 100 ведущих промышленных фирм Великобритании многоотраслевыми являются 96, в Германии - 78, во Франции - 84, в Италии - 90. Количество и характер входящих в ТНК предприятий определяется главным образом экономической целесообразностью.
Располагая мощной производственной
базой, ТНК проводят такую производственно-торговую
политику, которая обеспечивает высокоэффективное
планирование производства, товарного
рынка. Планирование осуществляется в
рамках материнской компании и распространяется
на дочерние фирмы. В качестве конкретного
примера возникновения и
Глава 2. Масштабы и новейшие тенденции развития международных корпораций.
2.1 Международные стратегические альянсы.
Все более распространенными становятся стратегические альянсы между компаниями разных стран. К 90-м гг. их насчитывалось несколько тысяч. Цели таких межфирменных альянсов различны, но чаще всего это объединение научного потенциала корпораций, производственное кооперирование и раздел рисков в основном без взаимного поглощения. Например, для разработки новой микросхемы, оцениваемой в 1 млрд. долл., в исследовательском центре «ИБМ» в начале 90-х гг. объединились около 200 специалистов корпораций «ИМБ» (США), «Тошиба» (Япония), «Томпсон» (Франция) и «Сименс» (ФРГ). Стратегические альянсы могут быть:
- горизонтальными, в случае
координации действий с
- вертикальными, в случае взаимодействия с поставщиками и потребителями;
- диагональными, в случае
партнерства с корпорациями
На рубеже тысячелетий
стратегические альянсы из тенденции
перешли в разряд закономерности.
Поэтому на нынешнем этапе развития
производительных сил на смену дилемме
«конкуренция или сотрудничество»
приходит другая - «сотрудничество
или смерть». Поэтому иногда такие
альянсы объединяют даже фирмы-конкуренты,
порождая сложные конкурентно-