Международные корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание

Целью выбранной мною темы курсовой «Международные корпорации» является изучение и обобщение зарубежного опыта создания корпораций, а так же возможность его применения в российских условиях, анализ основных принципов деятельности корпораций в России на основе сложившейся экономической ситуации; определение источников проблем корпорации и пути выхода из них и, наконец, самое главное в моей работе - это изучение и рассмотрение основных тенденций развития международных корпораций, как в России, так и в зарубежных странах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Современные международные корпорации, их деятельность.
1.1 Отличительные черты международных корпораций………………...5
1.2 Причины высокой эффективности деятельности ТНК……………..11
1.3 Структура ТНК………………………………………………………..14
1.4 Основные особенности развития ТНК………………………………17
Глава 2.Масштабы и новейшие тенденции развития международных корпораций.
2.1 Международные стратегические альянсы…………………………..19
2.2 Трансграничные слияния и поглощения…………………………….21
2.3 Современные стратегии развития ТНК……………………………...23
Глава 3.Деятельность корпораций в России.
3.1 Этапы формирования российских международных компаний…….29
3.2 Специализация деятельности иностранных ТНК в России………..32
Заключение………………………………………………………………..36
Список используемой литературы……………………………………….41
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 72.23 Кб (Скачать документ)

Важным фактором снижения издержек производства на предприятиях ТНК выступают международные  соглашения о кооперации производства. Примером может служить соглашения между корпорацией «Дженерал  электик» (США), имеющей 12 отраслевых отделений, каждое из которых является мировым  лидером в своей области, с  компанией «Тошиба» (Япония) о совместном производстве и маркетинге газовых  турбин нового поколения. Некоторые  виды стратегических альянсов рассчитаны на расширение ассортимента продукции  и круга потребителей. Такие альянсы  предусматривают совместные маркетинговые  исследования, использование общих  сбытовых каналов, источников информации и рекламных кампаний. В качестве примера можно привести альянс традиционных конкурентов - японской автомобилестроительной компании «Ниссан мотор» с немецкой фирмой «Даймлер-Бенц». На первом этапе  сотрудничества было решено наладить совместное производство легких грузовиков грузоподъемностью от 3 до 10 тонн. Основными  рынками сбыта для них определены Азия, Южная и Центральная Америка. Этот альянс дал возможность компании «Даймлер-Бенц» увеличить свою долю на азиатском рынке на 20%.

В современных условиях прослеживается тенденция к росту числа межфирменного  сотрудничества. Такое совместное сотрудничество занимает довольно большой удельный вес в зарубежном бизнесе транснациональных  компаний США, Японии, Западной Европы. Новой тенденцией становится образование  трансрегиональных стратегических альянсов. Речь идет об функциональном объединении отдельных организационно-хозяйственных  и производственно-технологических  элементов разных ТНК во всех регионах мира, создаваемом для повышения  эффективности всех участников. В  границах таких альянсов происходит трансрегиональное взаимодействие в сферах НИОКР, производства, сбыта, поставок комплектующих и сервиса. К качестве примера можно выделить четыре трансрегиональных стратегических автомобильных альянса. Первый объединяет «Даймлер-Бенц», «Крайслер», «Мицубиси»; второй - «Реналт», «Ниссан», «Самсунг»; третий - «Форд», «Мазда», «Вольво»; четвертый - «Фиат», «Дженерал Моторс», «Сузуки», «Дэо». Главным отличием таких альянсов от других видов межфирменного сотрудничества служит наличие долгосрочной цели, общей для его участников при их взаимном финансовом соучастии в капитале. При этом в их структуре всегда существует главный партнер, владеющий доминирующей долей акционерного капитала других участников.

Так, на первом этапе сотрудничества американской компании «Форд» с японской компанией «Мазда» осуществлялась взаимная поставка кузовов и трансмиссий  для новой модели автомобиля «Экспорт»  корпорации «Форд». С целью расширения ассортимента продукции соглашением  была предусмотрена сборка нескольких моделей с маркой «Форд» на японских заводах «Мазда», а на европейских  предприятиях корпорации «Форд» наряду со своей маркой выпускались модели «Мазда». Впоследствии корпорация «Форд» приобрела контрольный пакет  акций компании «Мазда».

В то же время для альянсов в сфере НИОКР характерно то, что  на рынках готовой продукции их участники  конкурируют друг с другом. Так, ТНК  «Глаксо» (Великобритания), являющаяся одной из ведущих фармацевтических компаний мира, входит в состав более 60 альянсов только с целью совместного  проведения НИОКР в связи с  резким подорожанием в последние  годы исследовательских работ в  области биотехнологии.

2.2 Трансграничные слияния  и поглощения.

ТНК постоянно наращивает свой экономический потенциал путем  слияния и поглощения как крупных, так и мелких фирм. Если в 1980-е  гг. корпорации отдавали предпочтение созданию новых зарубежных филиалов, то со второй половины 1990-х гг. обозначилось тенденция повышения роли международных  слияний и поглощений иностранных  компаний ТНК. То есть активизировался процесс сверхконцентрации корпораций, которые и так достаточно могущественны. Так, объем международных сделок по слияниям, поглощениям и стратегическим инвестициям вырос к 2000 г. до высокого рекордного уровня - 798 млрд. долл., что в 1,5 раза превышает уровень предыдущего года. Объем и динамика рынка слияний и поглощений за 2000-2010 гг. представлены в Приложении 1. В международной сфере слияния и поглощения имеют свою специфику. Субъект поглощения, как правило, - крупнейшая ТНК, объект - средние, иногда небольшие фирмы. Для ТНК слияния и поглощения означают, с одной, ликвидацию конкурентов, а с другой являются важным фактором экономического роста, поскольку во время слияния повышается эффективность за счет синергизма; достигается определенная экономия на управленческих расходах; усиливается влияние на рынок вплоть до доминирования в нем; увеличивается количество операций; диверсифицируются риски, снижаются издержки, усиливается защита финансовых интересов и т. д.

Благодаря слияниям компаний к 2011 г. в ряде отраслей мировой промышленности число игроков может сократиться. Например, автомобильный рынок, где в 2007 г. насчитывалось 15 основных производителей, может оказаться во власти 5-10 компаний. В этой отрасли за 1999-2002 гг. зарегистрировано 35 крупных слияний и поглощений. На рынке фармацевтической продукции уже сейчас семь крупнейших ТНК с продажами более 10 млрд. долл. каждая контролирует почти четверть этого 300-миллиардного рынка. Резко возрастает количество многомиллиардных слияний, таких, как Total с Petrofina на сумму 39 млрд., British Petroleum с Amoco на сумму 50 млрд., Exxon с Mobil на сумму 80 млрд. долл. Растут слияния и в сфере финансов. Здесь в качестве наглядного примера можно привести City bank и Travel Group на сумму 72 млрд. долл. Такого рода мегасделки (т.е. объемом свыше 1 млрд. долл.) высвечивают их участников, большинство из которых относятся к ЕС и США. По расчетам ЮНКТАД(ЮНКТАД (англ. UNCTAD, United Nations Conference for Trading and Development — Конференция ООН по торговле и развитию) — орган Генеральной Ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией), в 1999 г. большинство трансграничных сделок привели иностранные компании, входящие в список 100 крупнейших ТНК. Процесс трансграничных слияний и поглощений охватывает не только промышленно развитые, но и другие страны, и прежде всего Латинской Америки и Азии. Основные причины трансграничных слияний и поглощений: глобализация мировых рынков, стремление к более высокой прибыли.

Рассматривая процесс  слияния и поглощения на российском нефтяном рынке, следует отметить, что  в качестве очередных жертв аналитики  называют ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз». Причем если хозяева последнего давно, так или иначе, дают понять, что  они в принципе не против продажи  бизнеса - была бы цена пристойная предложена, то на ТНК-ВР властями оказывается серьезное  давление. Компании постоянно выставляют налоговые претензии, у нее грозят отобрать лицензию на разработку крупнейшего  месторождения. Даже если ТНК-ВР удастся  сохранить независимость, существенная часть ее нефтегазовых активов, скорее всего, достанется «Газпрому».

2.3 Современные стратегии  развития ТНК.

Для современного этапа развития мирового хозяйства характерно нарастание активности крупных зарубежных компаний, деятельность которых обусловливает  увеличение масштабов глобализации и активизацию интеграционных процессов. Устойчивость подобных компаний к воздействию  нестабильной в условиях глобализации макросреды является источником их конкурентного  преимущества. Поэтому изучение стратегий  их развития крайне важно.

В структуре международного производства товаров и услуг  в 90-е гг. следует отметить преимущественный рост капиталовложений в сферу услуг. В частности, по оценкам экспертов  ЮНКТАД, более 50% прямых иностранных инвестиций крупнейших ТНК в середине 90-х гг. направлялись в сектор услуг, включая НИОКР и маркетинговые исследования. Примером вложения капитала в сектор услуг за рубежом может служить организация швейцарской авиакомпанией «Суиссэйр» своего филиала в Бомбее (Индия) по расчетам стоимости перевозок авиакомпанией пассажиров и грузов на всех маршрутах. Если раньше корешки авиабилетов и копии авианакладных со всех зарубежных отделений компании направлялись для расчетов в штаб-квартиру «Суиссэйр» в Цюрих, то теперь сведения о проданных во всех отделениях компании авиабилетах и авианакладных, а также о стоимости услуг «Суиссэйр», предоставляемых совместно с другими компаниями, собираются в Бомбее, и уже обработанные и суммированные данные передаются по компьютерной связи в Цюрих. Головная компания обеспечила свой индийский филиал электронно-вычислительными машинами, программным обеспечением и организовала обучение индийских специалистов. В отношениях со своими зарубежными филиалами ряд ТНК предоставляет им максимум самостоятельности, приближая их статус к независимым фирмам. Связи таких филиалов с материнской компанией базируются на правах определенной доли собственности родительской компании в активах зарубежного филиала, а также на обеспечении филиала технологией и финансовой поддержкой. При этом родительская компания не уделяет большого внимания контролю за деятельностью зарубежного филиала до тех пор, пока он функционирует прибыльно. Так, «Гэст Интернэшнл», зарубежный филиал многонациональной компании «Юнилевер», функционирует в сфере производства пищевых добавок независимо от родительской фирмы и имеет собственные филиалы в нескольких странах. Свои зарубежные филиалы «Гэст Интернэшнл» обеспечивает маркетинговыми исследованиями и информацией о новых технологиях. На производственной и сбытовой стратегии многих ТНК отражается международная конвергенция производства и потребительского спроса. Например, американская ТНК «Ксерокс» проводит НИОКР в исследовательских центрах, коллективы научных работников и конструкторов которых функционально и географически располагаются с таким расчетом, чтобы новые технологические процессы и продукция оперативно внедрялись по всей производственной и сбытовой сети ТНК. Корпорация объединяет НИОКР и производственные процессы в сеть предприятий таким образом, чтобы их сотрудники участвовали в разработке и выпуске строго стандартизированной продукции. Совершенствование информационных технологий и средств связи и транспорта приводит к увеличению количества товаров и услуг с идентичными или подобными потребительскими свойствами, которые пользуются спросом на многих рынках. Примерами могут служить модная одежда, бытовая электроника, продукты питания, ресторанные и гостиничные услуги. Используя растущий феномен единства вкусов потребителей, многие ТНК, такие как «Кока-Кола» (США), «Мак Доналдс» (США), «Нестле» (Швейцария), «Филип Морис» (США), «Проктор энд Гэмбл» (США), «Тойота мотор» (Япония), «Юнилевер» (Великобритания-Нидерланды), используют в маркетинговой стратегии единые для всех своих зарубежных филиалов характеристики продукции и товарные знаки.

Одновременно в соответствии со стратегией, направленной на производство товаров и услуг специально для  рынка принимающей страны, многие головные компании ТНК контролируют и направляют деятельность своих  зарубежных филиалов, учитывая особенности  национальных рынков. Следовать такой  стратегии международные компании вынуждены из-за социокультурных  и природных различий, торговых (технических) барьеров, возводимых некоторыми принимающими странами, и их требований к закупке  на местном рынке компонентов  для выпускаемой зарубежными  филиалами ТНК готовой продукции. Такая стратегия характерна для  ТНК, специализирующихся на производстве пищевых продуктов и готовой  одежды. Но и в других отраслях производства товаров и услуг международными компаниями приходится следовать специфичным  условиям спроса в принимающих странах. Например, корпорация «Асеа Браун Бовери» (Швеция-Щвейцария) выпускает в Швейцарии по государственным заказам локомотивы, спроектированы специально для горных железных дорог, в Индии местный филиал той же ТНК производит локомотивы в соответствии с индийскими государственными стандартами и с использованием комплектующих изделий, изготовленных в Индии.

Стратегии развития ТНК основаны на концентрации ресурсов (маркетинг, разработка услуг, повышающих лояльность потребителя и стоимость продукта, НИОКР) в сфере собственных стратегических преимуществ. Такая концентрация обеспечивается в значительной степени за счет прямых иностранных инвестиций (далее ПИИ), осуществляемых с целью приобретения стратегических, в первую очередь  нематериальных, активов.  
По данным ЮНКТАД, крупнейшие ТНК оптимистически оценивают кратко- и среднесрочные перспективы (2004-2005 гг. и 2006-2007 гг. соответственно) ПИИ. В обзоре ЮНКТАД за 2004 г. были отмечены следующие тенденции в стратегиях ТНК:

  • Выбор места для ПИИ. Наиболее привлекательной для вложения капитала страной считается Китай, за ним следуют Бразилия, Польша и Южная Африка.
  • Перемещение корпоративных функций. Наиболее вероятно перемещение за границу производства как главной функции корпорации. Вслед за производством туда же перемещаются распределение и продажи, услуги поддержки и материально-техническое обеспечение.
  • Способы инвестирования. В глобальном плане ТНК будут одинаково интенсивно использовать три способа вложения капитала - слияние компаний и их приобретение (СиПр), так называемые greenfield-инвестиции (т.е. создание предприятия "с нуля") и другие способы (типа лицензирования или заключения стратегических союзов). Стратегии TНК будут варьироваться в зависимости от региона.

Азия и Tихоокеанский регион. ТНК особенно оптимистично настроены относительно перспектив этого региона. Китай рассматривается как страна, наиболее притягательная для ПИИ (в этом отношении он значительно опережает остальные страны). Индия занимает в рейтинге второе место, хотя ей предстоит стать главным получателем ПИИ в регионе, за ней следует Таиланд. Что касается прихода на рынок, то здесь компании, планирующие начать работу в Азии, склонны использовать выгоды, которые дают им greenfield-инвестиции.

Латинская Америка и Карибский  бассейн. Бразилия, Мексика, Аргентина и Чили, традиционно привлекательные для иностранного капитала, останутся такими и далее. На пятом месте в рейтинге стоит Венесуэла. В этом регионе ТНК предпочитают использовать greenfield-инвестиции.

Африка. Ожидается, что потоки ПИИ в странах континента останутся устойчивыми, поскольку Африка пока не входит в стратегические планы большинства крупнейших мировых ТНК. Иностранные компании работают здесь на условиях неравного партнерства, тем самым уменьшая риски для себя. Из государств, расположенных на юг от Сахары, только Южная Африка и Нигерия вошли в пятерку стран, наиболее популярных в инвестиционном отношении. Еще три страны находятся на Севере Африки.

Центральная и Восточная  Европа. Первое место по инвестиционной привлекательности занимает Польша. Частично это, а также высокие рейтинги Венгрии и Чешской Республики, объясняется вступлением упомянутых стран в ЕС. СиПР и greenfield-инвестиции, как ожидается, будут одинаково часто использоваться для капиталовложений.

Развитые страны. США считаются наиболее привлекательными для инвестирования. За ними следуют Великобритания, Канада, Германия и Япония. Предполагается, что трансграничные СиПр останутся преобладающей формой международной экспансии в экономиках развитых странах.  
Эффективному функционированию международных компаний способствует ряд характерных особенностей их стратегии. К последним относится в первую очередь гибкость инвестиционной политики, при которой наиболее важные решения в ТНК принимаются не в жестких рамках какой-то заранее спланированной региональной стратегии, а под воздействием складывающихся обстоятельств: политики правительств, конкурентной борьбы, доступа к передовым технологиям и маркетинговым сетям.

В то же время сегодня  имеет место известная тенденция: фактором, определяющим географию размещения зарубежных филиалов международных  корпораций, становится не дешевое  сырье или недорогая квалифицированная  рабочая сила, а близость рынков сбыта. Это объясняется распространением трудосберегающего системного производства, экономичного с точки зрения потребления  энергии и сырья, и протекционизма на мировых товарных рынках. 

Информация о работе Международные корпорации