Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 03:44, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.
Задачи данной работы:
1. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;
2. Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг
3. Выявить роль услуг в мировой экономике;
4. Изучить деятельность России на мировом рынке туристических услуг.
Самые большие флоты имеют Панама, Либерия, Греция, Кипр, Багамские острова, Япония, КНР, Россия, Норвегия, США. Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов. [7]
Примерно 40% всего флота мира — танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов. Главные направления морских перевозок нефти — из района Карибского моря в США и Западную Европу, из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию.
На
географию морских перевозок
большое влияние оказывают
Речной транспорт. Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Развитие и география речного транспорта во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии.Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой), США (более 40 тыс. км) и Бразилию (30 тыс. км). По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе — Китай, третье — Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды.
Воздушный транспорт, скоростной, но дорогостоящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских перевозках для осуществления связей с отдаленными и труднодоступными районами мира. Инфраструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов международного и местного значения. Аэропорты обеспечивают управление полетами, прием пассажиров, организацию их обслуживания и т. д. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн. пассажиров в год) находятся в США (Чикаго, Атланта, Даллас, Лос-Анджелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио), Франции (Париж), ФРГ (Франкфурт-на-Майне).
Воздушный транспорт в основном осуществляет пассажирские перевозки. Число авиапассажиров достигло 1,3 млрд человек в год. Грузовые авиаперевозки, несмотря на быстрый рост, в общем, объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удельный вес (доли процента).
2.3. Международный рынок технологий
Специфической составной частью международного рынка услуг является международный рынок технологий, отличающийся большим разнообразием и динамизмом развития.
Международная
торговля технологиями – это предоставление
на коммерческой основе иностранному
контрагенту результатов
Объектами международной торговли технологиями являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной и неовеществленной форме, причем четкой границы между этими формами нет.
Неовеществленной формой могут считаться техническая документация, знания, опыт, рецептура, лицензии на использование результатов научно-технических разработок, компьютерных программ.
К овеществленной форме относятся промышленные образцы, отдельные агрегаты и технологические линии, которые передаются для дальнейшего производства по той или иной технологии.
К промышленно-интеллектуальной собственности, связанной с торговлей технологиями, относятся так же товарные знаки, иногда называемые брэндами.
Субъектами
международного рынка технологий могут
выступать государства, высшие учебные
заведения и научно-
Хотя и в современную эпоху возможна деятельность изобретателей-одиночек, однако значительные затраты на научно-исследовательские и научно-конструкторские работы под силу только крупным фирмам, особенно ТНК. Большие средства расходуются на внедрение и распространение новых технологий, создание на их базе новых товаров, пользующихся спросом и конкурентоспособных на рынке. Значительные средства окупаются не сразу. Отсюда вытекает тенденция к монополизации технологий на определенный период. Они передаются в первую очередь филиалам или дочерним компаниям ТНК и, в гораздо меньшей степени, независимым фирмам.
Это не значит, что создание новых технологий и их распространение возможно только в размерах ТНК. В научно-технических разработках и производственном освоении их результатов большая роль отводится мелким и средним фирмам, которые получили название венчурных, или рисковых.
Технологии являются частью интеллектуальной собственности и, соответственно, охраняются национальным законодательством и международными соглашениями.. Однако в международном масштабе пока еще не полностью сформирована система, регламентирующая единообразный порядок приобретения правовой охраны различных объектов интеллектуальной собственности и устанавливающая обязательные критерии патентоспособности технического решения, определяющая сроки действия охранных документов.
К началу XX века единые международно-правовые требования были выработаны лишь в ЕС.
Характерно, что основная часть объектов промышленной собственности защищается в двух странах – США и Японии. Но между ними существуют разногласия в данной области по целому ряду принципиальных вопросов. В частности, Япония, разделяя мнение всех остальных стран мира, исходит из принципа, что изобретателем является лицо, которое первым подало заявку на патент. В США придерживаются иного принципа: патент может быть выдан не тому лицу, которое первым подало заявку на патент, а тому, кто сможет доказать, что данное изобретение сделано им. Данное расхождение является причиной того, что до настоящего времени не подписан международный договор, дополняющий подписанную еще в 1883 году Парижскую конвенцию об охране промышленной собственности. Главный смысл этой конвенции – создание условий для обеспечения охраны прав, возникающих в одном государстве, на территории других государств, подписавших данную конвенцию, т.е. облегчение патентования изобретений иностранцами. [11]
Значительную роль в данной области призвана сыграть созданная в 1974 году в рамках ООН Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая опирается на многочисленные конвенции, договора и союзы государств, сложившиеся в данной сфере еще с конца 80-х годов XIX века. Россия участвует в работе ВОИС.
Международная торговля технологиями входит также в сферу деятельности ВТО, в рамках которой действует Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность.
Основными понятиями в торговле технологиями, их разработке, распространении и защите являются патент, лицензия и ноу-хау.
Патент (от лат. рatens – открытый, явный) – это документ, выдаваемый компетентным государственным органом, по которому то или иное техническое решение признается изобретением, полезной моделью, промышленным образцом. Патент закрепляет за лицом (патентовладельцем), которому он выдан, монопольное право на пользование этим изобретением.
Лицензия (патентная) – разрешение, выдаваемое патентовладельцем другому лицу или фирме на право промышленного или торгового использования содержания патента. Лицензия выдается за определенное вознаграждение, на определенных условиях и на определенный договором срок. При этом право собственности на объект лицензии остается за патентовладельцем.
Если лицензии и патенты передаются или продаются за границу, это уже считается международной нетоварной коммерческой сделкой. Предоставление за границу лицензий и товарных знаков называется международным лицензированием, которое является основной формой международного обмена технологиями.
Термин «ноу-хау», возникший в США, происходит от англ. know how, т.е. «знать как (делать)». Под этим термином понимаются научно-технические знания и опыт производственного, управленческого, коммерческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и другой профессиональной деятельности, но не обеспечены патентной защитой и носят конфиденциальный характер.
Ноу-хау предоставляются либо в форме документации (чертежи, схемы, инструкции, компьютерные программы, рецептуры), либо в форме передачи непосредственного опыта через командированных специалистов или обучение стажеров. Передача ноу-хау имеет форму беспатентной лицензии, которая тоже оплачивается в соответствии с заключенным контрактом.
К международному обмену технологиями относится и международный инжиниринг – предоставление иностранному контрагенту комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, а также управленческих, маркетинговых и подрядных услуг.
Развитие
научно-технического прогресса зависит
от расходов на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
Новые
индустриальные страны приближаются к
показателям европейских
В результате господствующее место в международном обмене технологиями занимают развитые страны – США, Западная Европа, Япония, возрастает роль новых индустриальных стран, Китая и Индии. [11]
В то же время в России имеется потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции, товаров и услуг в следующих отраслях: оптоэлектроника, ядерные технологии, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, разработка новых материалов.
Итак, можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.
3. Россия на международном рынке туристических услуг
3.1. Современное состояние рынка туристических услуг в РФ
Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.
Анализ современного состояния
туризма в Российской
По прогнозным оценкам