Международный валютный фонд и Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 15:56, контрольная работа

Описание

Международный валютный фонд (МВФ)- это межгосударственный институт предоставляющий кредиты странам, разрабатывающий принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляющий межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение этого международного финансового института обусловлено следующими причинами:

Работа состоит из  1 файл

контрольная по мировой экономике.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ  ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия

Экономический факультет

Личное дело   08014/б                  Оценка_________________

 

Регистрационный номер в деканате____________________________ 

Работа поступила  в деканат «___»________________________200__г.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По  дисциплине «Мировая экономика»

Тема: «Международный валютный фонд и Россия»

Специальность : бухгалтерский учет,

 анализ и  аудит

Студентка 5 курса экономического

 факультета  платной заочной

ускоренной формы  обучения 

Выполнила: Хитрина  Ю.Н.

Набор (год) 2008 год

Преподаватель: Панич А.В.

Регистрационный номер на кафедре: 
 

2011 год 
 
 
 
 

1. Международный  валютный фонд: цели, функции, структура  управления

      Международный валютный фонд (МВФ)- это межгосударственный институт предоставляющий кредиты странам, разрабатывающий принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляющий межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение этого международного финансового института обусловлено следующими причинами:

Во-первых, усилением интернационализации  хозяйственной жизни, образованием ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы. Во-вторых, развитием межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. В-третьих, необходимостью совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

      МВФ - это институт сотрудничества, который стремиться установить

упорядоченную систему платежей и денежных поступлений  между странами.

Статьи  Соглашения об учреждении МВФ обязывают  страны-члены позволять обмены национальных валют на иностранные свободно и без ограничений, информировать Фонд о предполагаемых изменениях в финансовой и валютной политике страны, которые могут влиять на экономику других стран-членов, и по возможности модифицировать свою политику в соответствии с рекомендациями МВФ (с целью

согласования  с нуждами всех членов содружества).

      МВФ был создан на основе соглашений о  международном валютно-финансовом регулировании, разработанных на конференциях Организации Объединенных Наций, состоявшихся в 1944-1945 годах в Бреттон-Вудсе, курортном местечке в штате Нью-Гэмпшир (США), где они учреждены представителями 44 наций, в том числе и СССР. Идея создания МВФ принадлежит двум крупнейшим экономистам XX столетия Дж. Кейнсу и Г. Уайту.

      Предоставление  кредитов Фондом странам - членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование “обусловленности” (conditionality). МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов МВФ. Поэтому МВФ требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении. Принцип

обусловленности кредитов находит свое выражение в согласовании со страной- заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом. Она называется “программа экономической реформы”, то есть набор макроэкономических мер, которые, по мнению МВФ, должны обеспечить восстановление равновесия платежного баланса и гарантировать своевременное погашение долга.

    

      Организация МВФ явилась ответом на нерешенные финансовые проблемы, способствовавшие возникновению депрессии 30-х годов: непредсказуемые изменения курсов национальных валют и распространенное среди правительств нежелание разрешать обмены национальных валют на другие валюты. Начав свою деятельность в мае 1946 года МВФ, учрежденный как институт сотрудничества, привлекает к членству страны, готовые «до некоторой степени пожертвовать свои национальным суверенитетом, - как отмечал его директор Мишель Камдессю, - отказавшиеся от методов, которые вредят экономическому благосостоянию других стран – членов организации».

      МВФ занимается экономическими проблемами и концентрирует усилия на расширении и укреплении экономики стран, являющихся его членами. Идея создания МВФ понятна: стабильная мировая экономика (в Бреттон-Вудсе было решено впервые сделать мировую экономику открытой, рыночной и стабильной) невозможна без стабильности национальных валют. А потому МВФ задумывался как своеобразное общество взаимного кредита, помогающее своим участникам преодолеть временные финансовые трудности.

      Участники Бреттон-Вудской конференции поручили Фонду выполнение трех основных функций:

1. Он  должен следить за соблюдением  кодекса поведения, касающегося  политики валютных курсов и ограничений в отношении платежей по текущим операциям.

2. Он  должен предоставлять членам  Фонда финансовые ресурсы, с  тем чтобы они могли соблюдать кодекс поведения в то время, когда они исправляют нарушения равновесия платежного баланса или стремятся избежать таких нарушений.

3. Он  должен обеспечить форум, на  котором члены Фонда могут  консультироваться друг с другом и сотрудничать по международным валютным вопросам.

      Как уже было отмечено, в 1944 году было решено сделать мировую экономику открытой и стабильной. Но когда создавался МВФ, слова о том, что мировой  экономике нужна только стабильность, были преувеличением. После второй мировой войны никакой мировой экономики - даже нестабильной - попросту не было. Мировая торговля полностью отсутствовала, и хоть что-то производить были способны только США. Поэтому новая мировая экономика могла быть построена только по следующей схеме: США дают свои доллары другим странам, прежде всего Западной Европе, а те используют их как для стабилизации собственных, так и для инвестиций. И именно посредничество в этой передаче долларов другим странам могло быть единственной реальной задачей МВФ.

    

      Деятельность  Международного валютного фонда. МВФ с началом своей деятельности действительно попытался возродить западно-европейскую платежную систему и даже выдал $500 млн. кредитов. Но затем этот процесс остановился. Так, например, в 1950 году МВФ не выдал вообще ни одного кредита. Частично это объяснялось тем, что средств фонда просто не хватало для решения платежных проблем европейских стран, частично - тем, что сами США требовали жестких гарантий.

      Тем временем поток долларов в Европу нарастал по другим каналам - в основном в виде прямой американской помощи и частных инвестиций. В 1952 году США даже согласились снизить свои требования к кредитам МВФ, чтобы оживить его участие в этом процессе, но безуспешно. И только после того, как в 1957 году с МВФ начала сотрудничать Великобритания, брать кредиты в фонде перестало считаться дурным тоном. Однако к тому времени долларов в западноевропейских странах стало очень много, они восстановили экономику и даже стали относиться к доллару с легким презрением.

      Из  Таблицы  видно, что в 1947-1976 гг. МВФ кредитовал преимущественно развитые страны; 48,7% кредитов получили пять ведущих стран: Великобритания (24,9%), США(8,6%), Италия, Франция, ФРГ. 

                     Распределение кредитов МВФ (%).                    

Страны 1947-1976 1977-1991
Промышленно развитые 60,6 7,9
Развивающиеся 39,4 92,1
 

      В дальнейшем выяснилось, что проблемы с платежным балансом имеют не только индустриальные страны, но и  развивающиеся. Так МВФ в начале 70-х годов нашел для себя новую  нишу. Расширение в 70 - 80-е годы кредитования Фондом развивающихся стран было связано с существенным ухудшением их валютного положения в результате двух раундов повышения мировых цен на топливо. В 1977-1991 гг. развивающиеся страны - импортеры нефти получили 85,7% кредитов МВФ.  Их требование увеличить финансовую помощь побудило МВФ взять курс на значительное расширение их кредитной деятельности.

     На  сегодняшний день в состав МВФ  входят 185 стран, почти все страны – члены ООН кроме Кубы, Северной Кореи, Андорры, Лихтенштейна, Монако, Науру и Тувалу.

     Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Все управляющие собираются один раз в год на Ежегодные совещания МВФ и Всемирного банка.

     Политику  МВФ контролирует Международный валютно-финансовый комитет (МВФК), 24 членами которого являются министры финансов или управляющие центральных банков стран и групп стран, представленных в Исполнительном совете.

     Исполнительный  совет МВФ отвечает за большинство  решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Россию представляют Можин А.В. и Лушин А.. Своих директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 государств-членов организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает одного Исполнительного директора.

     Исполнительный  совет выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (с сентября 2007 г. – Доминик Стросс-Кан, Франция).

     По  договоренности между странами –  учредителями Фонда, директор-распорядитель должен быть представитель одной из европейских стран, а директором Всемирного банка гражданин США.

     В штате МВФ примерно 2700 сотрудников, штаб-квартира фонда расположена  в Вашингтоне. Фонд имеет представительства более чем в 80 странах мира, том числе в России.

     МВФ получает доход от процентов и  сборов по кредитам и использует доход  для покрытия издержек финансирования, оплаты административных расходов и  накопления страховых остатков. В 2007 финансовом году доход был на 111 млн. СДР ниже расходов. Чистый дефицит доходов в основном отражает существенное сокращение непогашенных кредитов МВФ, с пикового уровня 70 млрд. СДР в сентябре 2003 года до 7,3 млрд. СДР на конец 2007 финансового года и вследствие низкого спроса на новые кредиты МВФ, а также досрочного погашения кредитов некоторыми государствами-членами в последние годы.

     Рекордные по объему заимствования по линии МВФ – $120 млрд., пришлись на 1997-1999 гг. Крупнейшими получателями финансовой помощи в этот период стали страны, наиболее пострадавшие от финансовых кризисов: Ю.Корея, Индонезия, Бразилия, а также Россия.

     При вступлении в МВФ каждое государство-член выплачивает взнос по подписке, называемый «квотой». Страны выплачивают 25% в счет своей квоты в виде резервных активов, т.н. СДР, или основной валюты (доллар США, евро, японская иена, фунт стерлингов). В случае необходимости для целей кредитования МВФ может запросить у государства-члена остальную часть, подлежащую выплате в собственной валюте. Размер квот пересматривается каждые 5 лет. Общая сумма взносов государств-членов образует уставный капитал МВФ, который используется для оказания временной помощи странам, испытывающим финансовые трудности.

     Квота рассчитывается на основании данных об объеме ВВП страны, а также исходя из имеющихся золотовалютных резервов государств и определяет сумму, которую оно может заимствовать у МВФ, и его правo голоса. Общая сумма квот в МВФ эквивалентна 217,4 млрд. СДР. Наибольшая квота у США 37,149 млрд. СДР или 371 743 (16,77%) голосов, у России 5, 945 млрд. СДР или 59 704 (2,69%) голосов. Однако новый директор-распорядитель Стросс-Канн, не поддержанный Россией при назначении, предлагает снизить квоту России до 1,7–1,8% и перевести ее влияние на уровень стран Персидского залива, Таиланда и Аргентины. В совокупности Соединенные Штаты и страны Евросоюза обладают на сегодня 50% всей квоты при голосовании в МВФ и фактически могут провести любое решение вне зависимости от мнения других стран, вместе взятых, поэтому снижение квоты России, по большому счету, не имеет практического значения.

Информация о работе Международный валютный фонд и Россия