Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 15:56, контрольная работа
Международный валютный фонд (МВФ)- это межгосударственный институт предоставляющий кредиты странам, разрабатывающий принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляющий межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение этого международного финансового института обусловлено следующими причинами:
Кредитный механизм (год введения) | Цель | Условия | Поэтапное осуществление покупок и мониторинг |
Кредитные транши и механизм расширенного кредитования МВФ Договоренности «стэнд-бай» (1952 год) | Среднесрочная помощь странам, испытывающим трудности платежного баланса краткосрочного характера. | Принятие
политики, обеспечивающей уверенность
в том, что трудности платежного
баланса государства-члена |
Квартальные покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий. |
Механизм расширенного кредитования МВФ (1974 год) (договоренности о расширенном кредитовании) | Более долгосрочная
помощь для поддержки структурных
реформ государств-членов в целях
преодоления трудностей платежного
баланса долгосрочного |
Принятие 3-летней программы, включающей структурные преобразования, с ежегодным подробным представлением политики на последующие 12 месяцев. | Квартальные или полугодовые покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий. |
Экстренная
помощь 1) На случай
стихийных бедствий (1962 г.) 2) В постконфликтных ситуациях (1995 г.) |
Помощь в
преодолении трудностей платежного
баланса, связанных со следующим: Стихийные бедствия Последствия гражданских беспорядков, политических потрясений или международного вооруженного конфликта |
Разумные усилия по преодолению трудностей платежного баланса. Упор на развитие институционального и административного потенциала, с тем чтобы заложить основу для договоренности в рамках верхнего кредитного транша или ПРГФ. | Отсутствуют, хотя постконфликтная помощь может подразделяться на две или более покупки. |
Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) (1999 год) | Более долгосрочная помощь в преодолении глубоко укоренившихся трудностей платежного баланса структурного характера; направлен на достижение устойчивого роста, способствующего сокращению бедности. | Заключение 3-летних договоренностей о ПРГФ. Программы, поддерживаемые ресурсами в рамках ПРГФ, основаны на Документе по стратегии сокращения бедности, подготовленного страной при участии заинтересованных сторон и включающего меры макроэкономической и структурной политики, а также политики по сокращению бедности. | Полугодовые
(или, в некоторых случаях, ежеквартальные)
выплаты средств, обусловленные
соблюдением критериев |
При предоставлении финансовой помощи Фонд требует от страны – заемщицы выполнения определенных условий, касаемо её валютной системы, внешней торговли, баланса госбюджета, причем степень их жесткости нарастает по мере перехода от одного транша к другому. Обязательства страны – заемщицы фиксируются в Письме о намерениях (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств контролируется путем периодической оценки. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить ее кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое, а зачастую, и политическое давление на страны – заемщицы.
2. Отношения России и МВФ: масштабы, условия кредитования
В январе 1992 г. Правительство России официально обратилось в МВФ за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации. Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992 г. 5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства ($6 млрд.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.
В июне 1993 г. МВФ предложил России второй кредит в $3 млрд. в рамках только что созданного направления – «Помощи системным преобразованиям» (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна-заемщица не вводила торговых ограничений. Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат. В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. в поддержку системных преобразований. После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку со стороны МВФ. Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрд. Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.
С точки зрения внешних экономических показателей России 1997 г. был самым удачным. В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере $5,1 млрд. Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала представление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт.
После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ. В 2005 г. Правительство досрочно погасило долг перед МВФ, заплатив $3,3 млрд.
Кредиты МВФ России и их условия
Дата | Виды | Сумма, млрд. $ | Период
использования |
Сроки погашения | Условия
договоренностей
(Обязательства России) |
5 августа 1992 г. | Первый транш резервного кредита («стэнд-бай») | 1,0 | 5 месяцев | 5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев | Удержание дефицита государственного бюджета в определенных рамках (до 5% ВВП). Контроль за приростом денежной массы. Темпы инфляции – менее 10% в месяц. |
6 июля
1993 г. |
Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований | 1,5 | Единовременно, в полном объеме | 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет. | Сокращение дефицита государственного бюджета наполовину – до 10% ВВП. Контроль за приростом денежной массы, однако в существенно смягченном, по сравнению с предыдущем кредитом, варианте. Ежемесячные темпы инфляции – не выше – 7-9% |
25 апреля
1994 г. |
Второй транш в рамках механизма финансирования системных преобразований | 1,5 | Единовременно, в полном объеме | 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет. | Параметры макроэкономической и финансовой стабилизации в основном аналогичны тем, которые являлись условиями предыдущего кредита. Либерализация внешнеэкономической деятельности, включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта |
11 апреля 1995 г. | Резервный кредит
(«стэнд-бай») |
6,8 | 12 месяцев | 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу | Параметры макроэкономической
политики существенно детализированы
и ужесточены: сокращение почти вдвое
(с 11% ВВП в 1994 г. до 6%) дефицита государственного
бюджета; уменьшение объема чистого
кредита органов денежно- В области внешнеэкономической деятельности взяты обязательства по устранению внешнеторговых льгот, окончательной ликвидации количественных ограничений в отношении экспорта и импорта, а также ограничений на участие во внешнеторговой деятельности, по либерализации нефтяного экспорта и отмене до 1 января 1996 г. всех экспортных пошлин. Проведение ежемесячного мониторинга выполнения Россией взятых обязательств. |
26 марта
1996 г. |
Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования | 10,1 | 3 г. | 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет по каждому отдельному траншу | Продолжение и углубление
макроэкономической, финансовой стабилизации:
сокращение дефицита государственного
бюджета с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1996 г.
и 2% в 1998 г.; снижение инфляции к концу
1996 г. до среднемесячного уровня в 1%, а
в 1998 г. выход на уровень однозначной величины
6,9% годовых.
МВФ в 1996 г. ежемесячно, а сначала 1997 г. Ежеквартально будет контролировать ход выполнения бюджетно-налоговой и денежно-кредитной программ |
20 июля
1998 г. |
Договоренность о кредитном
пакете:
1) Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996 г. 2) Кредит в рамках
механизма финансирования 3) Кредит в рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования |
3,0 5,3 2,9 |
Предполагалось
предоставление тремя траншами: 20 июля,
15 сентября и 15 декабря 1998 г.
Единовременно в полном объеме |
1,5 года с отсрочкой погашения на 10 лет по каждому отдельному траншу 5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев |
Выполнение объявленной
антикризисной программы. Ускоренное
достижение финансовой стабильности,
сокращение дефицита федерального бюджета
с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% в 1999 г. Увеличение
доходов бюджета с 10,7% ВВП в 1998
г. до 13% в 1999 г., реформирование налоговой
системы и улучшение механизма сбора налогов.
Структурные реформы:
решение проблем неплатежей и
содействие развитию частного сектора;
реструктурирование банковской системы,
включая: совершенствование |
В последние годы политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран часто подвергаются критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге не направлены на повышение самостоятельности и развитие национальной экономики, а лишь привязывают её к международным финансовым потокам.
Милтон Фридман, американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике, считает, что политика МВФ стала дестабилизирующим фактором на рынках развивающихся стран. Причем не в силу условий, которые он налагал на своих клиентов, а в первую очередь из-за того, что он пытается уберечь частных инвесторов от их собственных ошибок. Спасение Мексики во время кризиса 1995 г. подстегнуло кризис на других развивающихся рынках. «Не будет преувеличением сказать, - подчеркивает М.Фридман, - если бы не существовало МВФ, то и не было бы восточноазиатского кризиса». Это показывает, что международные структуры типа МВФ не способны эффективно решать поставленные перед ними задачи. Некоторые экономисты стали даже призывать к прекращению деятельности МВФ в том виде, в котором он существует сейчас.
Сегодня
практически никто не берет у МВФ связанные
финансовые кредиты и поэтому новые обязательства
МВФ резко сократились: с 8,3 млрд. СДР в
2006 финансовом году до 237 млн. СДР в 2007 г.,
а кто раньше получил финансовую помощь
от МВФ, стараются досрочно
выплатить долги.
В 2007 финансовом году девять государств-членов:
Болгария, Гаити, Индонезия, Малави, Сербия,
Уругвай, Филиппины, Центральноафриканская
Республика, Эквадор погасили свои текущие
обязательства перед МВФ с опережением
графика на общую сумму 7,1 млрд. СДР.
Список литературы: