Международный валютный фонд и Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 15:56, контрольная работа

Описание

Международный валютный фонд (МВФ)- это межгосударственный институт предоставляющий кредиты странам, разрабатывающий принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляющий межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение этого международного финансового института обусловлено следующими причинами:

Работа состоит из  1 файл

контрольная по мировой экономике.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)
Кредитный механизм (год введения) Цель Условия Поэтапное осуществление покупок  и мониторинг
Кредитные транши и механизм расширенного кредитования МВФ Договоренности «стэнд-бай» (1952 год) Среднесрочная помощь странам, испытывающим трудности платежного баланса краткосрочного характера. Принятие  политики, обеспечивающей уверенность  в том, что трудности платежного баланса государства-члена будут  разрешены в течение разумного  периода. Квартальные покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий.
Механизм  расширенного кредитования МВФ (1974 год) (договоренности о расширенном кредитовании) Более долгосрочная помощь для поддержки структурных  реформ государств-членов в целях  преодоления трудностей платежного баланса долгосрочного характера. Принятие 3-летней программы, включающей структурные  преобразования, с ежегодным подробным  представлением политики на последующие 12 месяцев. Квартальные или полугодовые покупки (фактические  выплаты), обусловленные соблюдением  критериев реализации и других условий.
Экстренная  помощь  

1) На случай  стихийных бедствий (1962 г.)  

2) В постконфликтных  ситуациях (1995 г.)

Помощь в  преодолении трудностей платежного баланса, связанных со следующим: 

Стихийные бедствия Последствия гражданских  беспорядков, политических потрясений или международного вооруженного конфликта

Разумные  усилия по преодолению трудностей платежного баланса. Упор на развитие институционального и административного потенциала, с тем чтобы заложить основу для договоренности в рамках верхнего кредитного транша или ПРГФ. Отсутствуют, хотя постконфликтная помощь может  подразделяться на две или более покупки.
Механизм  финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) (1999 год) Более долгосрочная помощь в преодолении глубоко  укоренившихся трудностей платежного баланса структурного характера; направлен  на достижение устойчивого роста, способствующего сокращению бедности. Заключение 3-летних договоренностей о ПРГФ. Программы, поддерживаемые ресурсами  в рамках ПРГФ, основаны на Документе  по стратегии сокращения бедности, подготовленного страной при  участии заинтересованных сторон и включающего меры макроэкономической и структурной политики, а также политики по сокращению бедности. Полугодовые (или, в некоторых случаях, ежеквартальные) выплаты средств, обусловленные  соблюдением критериев реализации и результатами обзоров.
 
 

     При предоставлении финансовой помощи Фонд требует от страны – заемщицы выполнения определенных условий, касаемо её валютной системы, внешней торговли, баланса  госбюджета, причем степень их жесткости  нарастает по мере перехода от одного транша к другому. Обязательства страны – заемщицы фиксируются в Письме о намерениях (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств контролируется путем периодической оценки. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить ее кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое, а зачастую, и политическое давление на страны – заемщицы.

2. Отношения России  и МВФ: масштабы, условия кредитования

     В январе 1992 г. Правительство России официально обратилось в МВФ за финансовой помощью  в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации. Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992 г. 5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства ($6 млрд.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.

     В июне 1993 г. МВФ предложил России второй кредит в $3 млрд. в рамках только что созданного направления – «Помощи системным преобразованиям» (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна-заемщица не вводила торговых ограничений. Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат. В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. в поддержку системных преобразований. После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку со стороны МВФ. Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрд. Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.

     С точки зрения внешних экономических  показателей России 1997 г. был самым  удачным. В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере $5,1 млрд. Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала представление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт.

     После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ. В 2005 г. Правительство досрочно погасило долг перед МВФ, заплатив $3,3 млрд.

Кредиты МВФ России и их условия

Дата  Виды   Сумма, млрд. $ Период 

использования

Сроки погашения Условия договоренностей

(Обязательства  России)

5 августа  1992 г. Первый транш резервного кредита («стэнд-бай») 1,0 5 месяцев 5 лет с отсрочкой  погашения в течении 3 лет и  3 месяцев Удержание дефицита государственного бюджета в определенных рамках (до 5% ВВП). Контроль за приростом денежной массы. Темпы инфляции – менее 10% в месяц.
6 июля

1993 г.

Первый транш кредита  в рамках механизма финансирования системных преобразований 1,5 Единовременно, в  полном объеме 10 лет с отсрочкой  погашения в течение 4,5 лет. Сокращение дефицита государственного бюджета наполовину – до 10% ВВП. Контроль за приростом денежной массы, однако в существенно смягченном, по сравнению с предыдущем кредитом, варианте. Ежемесячные темпы инфляции – не выше – 7-9%
25 апреля

1994 г. 

Второй транш в рамках механизма финансирования системных преобразований 1,5 Единовременно, в  полном объеме 10 лет с отсрочкой  погашения в течение 4,5 лет. Параметры макроэкономической и финансовой стабилизации в основном аналогичны тем, которые являлись условиями  предыдущего кредита. Либерализация внешнеэкономической деятельности, включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта
11 апреля 1995 г. Резервный кредит

(«стэнд-бай»)

6,8 12 месяцев 5 лет с отсрочкой  погашения в течение 3 лет и  3 месяцев по каждому отдельному траншу Параметры макроэкономической политики существенно детализированы и ужесточены: сокращение почти вдвое (с 11% ВВП в 1994 г. до 6%) дефицита государственного бюджета; уменьшение объема чистого  кредита органов денежно-кредитного регулирования «расширенному правительству» с 8% ВВП в 1994 г. до 3% в 1995 г.; снижение инфляции до среднемесячного уровня в 1% во второй половине 1995 г. Прекращение финансирования бюджетного дефицита за счет прямых кредитов Центрального банка.

В области внешнеэкономической деятельности взяты обязательства по устранению внешнеторговых льгот, окончательной ликвидации количественных ограничений в отношении экспорта и импорта, а также ограничений на участие во внешнеторговой деятельности, по либерализации нефтяного экспорта и отмене до 1 января 1996 г. всех экспортных пошлин. Проведение ежемесячного мониторинга выполнения Россией взятых обязательств. 

26 марта

1996 г.

Договоренность в  рамках механизма расширенного кредитования 10,1 3 г. 10 лет с отсрочкой  погашения в течение 4,5 лет по каждому отдельному траншу Продолжение и углубление макроэкономической, финансовой стабилизации: сокращение дефицита государственного бюджета с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г.; снижение инфляции к концу 1996 г. до среднемесячного уровня в 1%, а в 1998 г. выход на уровень однозначной величины 6,9% годовых.

МВФ в 1996 г. ежемесячно, а сначала 1997 г. Ежеквартально будет  контролировать ход выполнения бюджетно-налоговой  и денежно-кредитной программ

20 июля

1998 г.

Договоренность о кредитном пакете:

1) Добавление к  кредиту в рамках механизма  расширенного кредитования 1996 г. 

2) Кредит в рамках  механизма финансирования дополнительных  резервов

3) Кредит в рамках  механизма компенсационного и  чрезвычайного финансирования

 
 
 
3,0        
 
 
 
 
 

5,3      
 
 
 
 

2,9

Предполагалось  предоставление тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря 1998 г.

Единовременно в полном объеме

 
 
 
1,5 года с отсрочкой погашения  на 10 лет по каждому отдельному  траншу       
 
 
 
 
 

5 лет с отсрочкой  погашения в течении 3 лет и 3 месяцев

Выполнение объявленной  антикризисной программы. Ускоренное достижение финансовой стабильности, сокращение дефицита федерального бюджета  с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% в 1999 г. Увеличение доходов бюджета с 10,7% ВВП в 1998 г. до 13% в 1999 г., реформирование налоговой системы и улучшение механизма сбора налогов.

Структурные реформы: решение проблем неплатежей и  содействие развитию частного сектора; реструктурирование банковской системы, включая: совершенствование законодательства, выяснение ситуации со слабыми и неплатежеспособными банками, улучшение банковской отчетности, усиление контроля за деятельностью банков.

     В последние годы политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся  стран часто подвергаются критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге не направлены на повышение самостоятельности и развитие национальной экономики, а лишь привязывают её к международным финансовым потокам.

     Милтон  Фридман, американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике, считает, что политика МВФ стала дестабилизирующим фактором на рынках развивающихся стран. Причем не в силу условий, которые он налагал на своих клиентов, а в первую очередь из-за того, что он пытается уберечь частных инвесторов от их собственных ошибок. Спасение Мексики во время кризиса 1995 г. подстегнуло кризис на других развивающихся рынках. «Не будет преувеличением сказать, - подчеркивает М.Фридман, - если бы не существовало МВФ, то и не было бы восточноазиатского кризиса». Это показывает, что международные структуры типа МВФ не способны эффективно решать поставленные перед ними задачи. Некоторые экономисты стали даже призывать к прекращению деятельности МВФ в том виде, в котором он существует сейчас.

     Сегодня практически никто не берет у МВФ связанные финансовые кредиты и поэтому новые обязательства МВФ резко сократились: с 8,3 млрд. СДР в 2006 финансовом году до 237 млн. СДР в 2007 г., а кто раньше получил финансовую помощь от МВФ, стараются досрочно выплатить долги. В 2007 финансовом году девять государств-членов: Болгария, Гаити, Индонезия, Малави, Сербия, Уругвай, Филиппины, Центральноафриканская Республика, Эквадор погасили свои текущие обязательства перед МВФ с опережением графика на общую сумму 7,1 млрд. СДР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Международные экономические отношения: Учебник для вузов В.Е.Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др.; под ред. Проф. В.Е. Рыбалкина. – 5-е изд.- ЮНИТИ-ДИАНА, 2005.
  2. Шреплер Х.А. Международные экономические организации: Справочник. – М.: Международные отношения, 1998.
 

    

Информация о работе Международный валютный фонд и Россия