Международный валютный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные валютно-кредитные и финансовые организации, которые в той или иной мере выполняют функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений. Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства.

Содержание

Введение
Глава 1. История и цели Международного Валютного Фонда
1.1. История возникновения МВФ
1.2. Цели МВФ и роль его кредитов в обеспечении сбалансированности платёжных балансов стран-участниц
1.3. Структура органов управления
Глава 2 Кредитная деятельность Международного Валютного Фонда
2.1. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании
2.2. Кредитный механизм предоставления займов в иностранной валюте. Понятие резервной и кредитной доли, соглашение о резервных кредитах, системы расширенного и дополнительного финансирования
2.3. Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Международный Валютный Фонд.docx

— 59.27 Кб (Скачать документ)

Решения в Совете управляющих  обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающие страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».

Существенную роль в организационной  структуре МВФ играет Международный  валютный и финансовый комитет (МВФК; англ. International Monetary and Financial Committee). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда (Joint IMF -- World Bank Development Committee).

Совет управляющих (1999).

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному  совету (англ. Executive Board), то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам - членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет  МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. - около 2478 человек из 143 стран). Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с ноября 2007 г.) - Доминик Стросс-Канн (Франция), его первый заместитель - Джон Липски (США).

Глава постоянного представительства МВФ в России - Невен Матес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Глава 2. Кредитная деятельность МВФ.

         2.1 Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании

Международный валютный фонд является одним из основных звеньев  мировой валютной системы.

МБРР - Международный банк реконструкции и развития

МАР - Международная ассоциация развития

МФК - Международная финансовая корпорация

МАГИ - Многостороннее агентство  по гарантированию инвестиций

МЦРИС - Международный центр  решения инвестиционных споров

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

Если в начале свей деятельности МВФ предоставлял кредиты в основном развитым странам, то примерно с 70-х годов приоритет начал смещаться в сторону развивающихся стран. В 90-е годы для МВФ сложилась новая ситуация, когда в его состав вошла группа бывших социалистических стран со своим характерным комплексом экономических проблем. Предоставление помощи этим странам МВФ обуславливается рядом жестких условий

МВФ кроме всего прочего  можно расценивать и как форму  и как инструмент усиления международных  интеграционных процессов на мировом  уровне, что вытекает из целей его  деятельности.

За время своего существования  МВФ превратился в подлинно универсальную  организацию, добился широкого признания  в качестве главного наднационального органа регулирования международных  валютно-кредитных отношений, авторитетного  центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных  потоков и гаранта платежеспособности стран-заёмщиков. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений  «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Кредитный механизм  предоставления займов в иностранной  валюте. Понятие резервной и кредитной  доли, соглашение о резервных  кредитах, системы расширенного  и дополнительного финансирования

В Уставе Фонда для идентификации  его кредитной деятельности используются два понятия:

1) сделка - предоставление валютных средств странам из его ресурсов

2) операция - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в  иностранной валюте, производит покупку или иначе заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество сисей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого, МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

Доступ стран-членов к  кредитным ресурсам МВФ ограничен  определенными условиями. Согласно первоначальному Уставу, они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в 1978 г. уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться.

МВФ взимает со стран - заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату, или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

По истечении установленного периода времени страна - член обязана произвести обратную операцию - выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством - членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной  валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского  соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она  определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда  запаса национальной валюты данной страны.

Средства в иностранной  валюте, которые могут быть приобретены  страной-членом сверх резервной  доли (100% величины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую  страна может приобрести у МВФ  в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите.

Соглашения о резервном  кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий. Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии.

Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения.

Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости и по просьбе стран-членов - до четырех лет. С ноября 1992 г. действуют следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление кредитов на протяжении года до 68% и квоты страны-члена: кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная величина - 300% квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока кредитного соглашения).

Специальные фонды. В целях  расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание специальных  фондов (англ. facility - устройство, механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

1. Фонд компенсационного  и непредвиденного кредитования  предназначен для кредитования  стран-членов МВФ, у которых  дефицит платежного баланса обусловлен  внешними, не зависящими от них  факторами. В их числе: стихийные  бедствия, непредвиденное падение  мировых цен, промышленный спад  и введение протекционистских  ограничений в странах-импортерах. появление товаров-заменителей и  т. п. Этот фонд включает  три компонента:

1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты)  стран, особенно экспортеров сырья,  валютные поступления которых  сокращаются в результате падения  мировых цен на сырье;

2) с 1981 г. кредитование (до 15"/о квоты) стран-импортеров  зерна, испытывающих трудности  в связи с ростом мировых  цен на зерно: с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. кредитование  стран-импортеров нефти, нефтепродуктов  и природного газа:

3) с 1988 г. компенсационное  финансирование непредвиденных  потерь для помощи странам,  испытывающим влияние непредсказуемых  внешних факторов (до 30% квоты).

Кроме того, страна имеет  возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если трудности платежного баланса вызваны лишь снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного кредитования устанавливается комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда компенсационного и непредвиденного кредитования с учетом всех его компонентов составляет 9 5 "/о квоты страны.

2. В июне 1969 г. создан  Фонд кредитования буферных (резервных)  запасов для оказания помощи  странам, участвующим в создании  подобных запасов сырьевых товаров  в соответствии с международными  соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс. Лимит - 30% квоты.

3. С 1989 г. функционирует  Фонд финансовой поддержки операций  по сокращению и обслуживанию  внешнего долга. Это объясняется  активной ролью МВФ в урегулировании  долгового кризиса развивающихся  стран в 80-х годах. При предоставлении  резервных или расширенных кредитов  странам-должникам часть суммы  этих кредитов (до 25%) может быть  зарезервирована в целях сокращения  основного долга. Кроме того, в  целях частичной компенсации  процентных платежей либо дополнительного  обеспечения основного долга  при обмене по паритетной стоимости  долговых обязательств на облигации  с более низкой процентной  ставкой МВФ может выделять  дополнительные средства сверх  резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с  ноября 1992 г. 30% квоты страны. Фактически  величины дополнительного кредита  определяются Фондом в результате  рассмотрения каждого конкретного  случая, с учетом «степени радикальности»  программы макроэкономической стабилизации  и структурной перестройки соответствующей  страны.

Информация о работе Международный валютный фонд