Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 15:06, курсовая работа
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные валютно-кредитные и финансовые организации, которые в той или иной мере выполняют функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений. Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства.
Введение
Глава 1. История и цели Международного Валютного Фонда
1.1. История возникновения МВФ
1.2. Цели МВФ и роль его кредитов в обеспечении сбалансированности платёжных балансов стран-участниц
1.3. Структура органов управления
Глава 2 Кредитная деятельность Международного Валютного Фонда
2.1. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании
2.2. Кредитный механизм предоставления займов в иностранной валюте. Понятие резервной и кредитной доли, соглашение о резервных кредитах, системы расширенного и дополнительного финансирования
2.3. Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений
Заключение
Список литературы
4. В апреле 1993 г. МВФ
учредил Фонд поддержки
Получение странами членами МВФ средств из специальных фондов - это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных фондов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для получения кредитных долей.
Кроме функционирующих ныне
четырех специальных фондов МВФ
периодически создает временные
кредитные фонды в целях
1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974--1976 гг.). предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов. Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны--экспортеры нефти. Развивающиеся страны количественно преобладали среди получателей кредитов, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми государствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых); обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен: за счет его кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти;
2) Доверительный фонд - в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976 -1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах части золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее развитые страны. Условия данных кредитов были сравнительно льготные: страны-заемщики не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной валюте, процентная ставка невысокая 0,5%, срок кредита 10 лет. Эти условия в наибольшей степени отвечали требованиям развивающихся стран. 55 стран получили из доверительного фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть была передана развивающимся государствам пропорционально их квотам:
3) Фонд дополнительного
кредитования или фонд
4) Фонд расширенного доступа
к ресурсам МВФ; преемник
6) Расширенный фонд структурной перестройки; с декабря 1987 г. предоставляет кредиты за счет как неиспользованных ресурсов фонда структурной перестройки, так и специальных займов и пожертвований (6 млрд. СДР). По своим целям и механизму функционирования этот фонд является преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны право получения кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам, включая Албанию и Монголию. 29 стран использовали это право к сентябрю 1993 г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактически - 2,4 млрд. СДР). Страна-член имеет возможность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда при исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.).
В конце 1993 г. образован новый расширенный фонд структурной перестройки - правопреемник предыдущего. Объем нового фонда - 5 млрд. СДР (около 7 млрд. долл.) для предоставления льготных займов сроком три года и 2 млрд. СДР (около 3 млрд. долл.) для субсидирования процентных ставок по этим займам. К маю 1994 г. 43 страны согласились участвовать в формировании этого фонда. В программах структурной перестройки экономики, которые станут осуществляться при содействии нового фонда, будет уделяться больше внимания социальной защите населения и совершенствованию структуры государственных расходов. Срок действия нового расширенного фонда структурной перестройки -- до конца 1996 г., а средства по заключенным соглашениям будут предоставляться странам-заемщикам до конца 1999 г.
Образование дополнительных
специальных фондов в рамках МВФ
путем заимствования ресурсов у
других стран-членов - это одно из проявлений
процесса адаптации системы
2.3 Роль МВФ в регулировании
международных валютно-
МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.
Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР. т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.
После пересмотра в 70-е годы
Устава МВФ расширены возможности
стран использовать СДР для более
широкого круга операций со всеми
признанными Фондом владельцами
этих резервных активов без его
активного посредничества, как это
было прежде. Операции в СДР дают
возможность странам в
Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту, так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель трансформировать СДР в основу международного валютного механизма. Пока нет оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации международной ликвидности и централизованного управления ею.
Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была обязана оплачивать золотом 25% подписки в соответствии с повышением ее квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право использовать имеющееся у него золото для пополнения своих валютных ресурсов, а это повышало степень ликвидности капитала Фонда.
Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют в определенном количестве золота в качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1 ,а); фиксированное золотое содержание имела и единица стоимости СДР.
В соответствии со Статьей V.
раздел 2.а. МВФ должен руководствоваться
в своих действиях «целью не допускать
регулирования цены или установления
фиксированной цены на рынке золота»,
что равнозначно трактовке
В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы Бреттонвудс-кой валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных паритетов, а также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ вообще устранился от воздействия на валютную политику стран-членов. В Статье IV измененного Устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами».
Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам возможность выбора: либо сохранять плавающий курс валюты, либо установить и поддерживать фиксированный курс валюты (центральный курс), который может быть выражен в единице СДР или иной международной счетной денежной единице.
В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях:
на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена;
официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.
В-пятых, МВФ участвует
в регулировании международных
валютно-кредитных отношений
МВФ наряду с другими международными
организациями активно