Международный Валютный Фонд.История и роль в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:54, реферат

Описание

Международный Валютный Фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) – это международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы.

Работа состоит из  1 файл

международных валютный фонд.docx

— 28.81 Кб (Скачать документ)

Международный Валютный Фонд.История  и роль в современном мире.

Международный Валютный Фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) – это международная  организация, предназначенная для  регулирования валютно-кредитных  отношений между государствами-членами  и оказания им финансовой помощи при  валютных затруднениях, вызываемых дефицитом  платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет  статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной  основой мировой валютной системы.

МВФ был учрежден на мировой  валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла  статьи соглашения МВФ, которые исполняют  роль его устава. Этот документ вступил  в силу 27 декабря 1945г., практическую деятельность фонд начал в мае 1946г., имея в своем составе 39 стран членов, а к валютным операциям он приступил  с 1 марта 1947г.

СССР принял участие в  Бреттон-Вудской конференции, но, впоследствии, в связи с холодной войной он не ратифицировал статьи соглашения МВФ. По той же причине на протяжении 50-60-х годов из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. В результате глубоких социально-экономических  и политических реформ, имевших целью  переход от централизованно планируемой  экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое  хозяйство, в начале 90-х годов  бывшие социалистические страны, а  также государства ранее входившие  в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением КНДР и Республики Кубы). Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992г, а остальные страны СНГ и  Балтии – на протяжении с апреля по сентябрь 1992г.

В 1999г. (по состоянию на Январь) число стран – членов МВФ составляло 182. Кроме того, после завершения всех требуемых процедур место бывшей СФРЮ может занять ФРЮ (в составе  Сербии и Черногории).

Постоянное место пребывания руководящих органов Фонда –  Вашингтон. Помимо того, имеются отделения  в Париже, Женеве, Токио и при  ООН в Нью-Йорке.

Официальными целями МВФ  являются: «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения»; «содействовать расширению и сбалансированному росту международной  торговли», что имело бы своим  следствием развитие производственных ресурсов, достижение высокого уровня занятости и реальных доходов  всех государств-членов; «обеспечивать  стабильность валют, поддерживать упорядоченные  отношения в валютной области  среди государств-членов» и не допускать «обесценения валют с  целью получения конкурентных преимуществ»; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям  между государствами-членами, а также  в устранении валютных ограничений; предоставлять на временной основе государствам-членам средства в иностранной  валюте, которые давали бы им возможность  «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

По мере эволюции мировой  валютной системы, а также трансформации  деятельности МВФ статьи соглашения трижды пересматривались. Первая серия  поправок была осуществлена в 1968-69гг., в связи с образованием механизма  специальных прав заимствования (СДР  – аббревиатура от английского SDR (Special Debt Rights)), во второй, произведенной в 1976-78гг., были определены основные принципы нового, Ямайского международного валютного  устройства, сменившего Бреттон-Вудскую  валютную систему. Третья поправка 1990-92гг. предусматривала введение санкций  в виде приостановки права участвовать  в голосовании в отношении  стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед фондом. Кроме  того, в стадии ратификации странами-членами  находится принятая Советом управляющих  поправка к уставу, касающаяся специального, разового выпуска СДР. Готовятся  также поправки, накладывающие на страны-члены обязательства по либерализации  международного движения капиталов.

Высший руководящий орган  МВФ – Совет управляющих, в  котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем (обычно, это министры финансов или  руководители центральных банков). В ведение Совета входит решение  ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в  статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр  величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие  собираются на сессии обычно один раз  в год, но могут проводить свои заседания, а также голосовать по почте в любое время.

В МВФ действует принцип  «взвешенного» количества голосов, который предполагает, что возможность  стран-членов оказывать воздействие  на деятельность Фонда с помощью  голосования определяется их долей  в капитале МВФ. Каждое государство  имеет 250 «базовых» голосов, независимо от величины его взноса в капитал, и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тысяч СДР суммы этого  взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее крупным государствам.

Самым большим количеством  голосов (на 30 апреля 1998г.) в МВФ обладают: США – 17,78%; Германия – 5,53%; Япония – 5,53%; Великобритания – 4,98%; Франция – 4,98%; Саудовская Аравия – 3,45%; Италия – 3,09%; Россия – 2,9%;

Доля 15 стран участниц ЕС – 28,8%, 29 промышленно развитых государств (страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют  в совокупности 63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36,6%.

Решения в Совете управляющих  обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам, имеющим  оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). В  интересах ведущих стран Запада, в нынешнем уставе выделены 53 подобных вопроса против 9 при создании МВФ. Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов  США и ЕС, они по-прежнему могут  налагать вето на ключевые решения  Фонда, принятие которых требует  максимального большинства(85%). Все  это означает, что США вместе с  ведущими западными государствами  практически располагают возможностью осуществлять контроль над процессом  принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих  интересов. Что касается развивающихся  стран, то при наличии скоординированных  действий теоретически они также  в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь  необходимого единства столь большому количеству стран с различными интересами чрезвычайно сложно.

Совет управляющих делегировал  многие свои полномочия Исполнительному  совету, т.е. директорату, который несет  ответственность за ведение дел  МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности, предоставление кредитов странам-членам и осуществление  надзора за их политикой в отношении  валютных курсов. Исполнительный совет  работает на постоянной основе в Штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю.

Исполнительный совет  МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников  Фонда (на сентябрь 1998г. – 2660 чел, из 122 стран) и ведает текущими делами; он выступает в качестве председателя Исполнительного совета. Директор-распорядитель (с 1987г.) – Мишель Камдессю (Франция; в мае 1996г. переизбран на 3-й срок, начавшийся с 16 января 1997г.), его первый заместитель (с 1994г.) – Стэнли Фишер (США).

МВФ устроен по образцу  акционерного предприятия. Это означает, что его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых ими по подписке. Каждая страна имеет  квоту, выраженную в СДР. Квота –  ключевое звено во взаимоотношениях страны-члена с Фондом. Она определяет:

Сумму подписки на капитал  МВФ;

Возможности использования  ресурсов Фонда;

Сумму получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении;

Количество голосов, которыми страна располагает в Фонде;

Размеры квот устанавливаются  на основе удельного веса стран в  мировой экономике и торговле. При этом принимаются в расчет следующие показатели: ВВП, объем  операций по текущим статьям платежного баланса, изменчивость (вариативность) величины текущих внешних поступлений, официальный золотовалютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравномерно. До 1978г. до 25% квот оплачивались золотом, ныне резервными активами (СДР и  конвертируемыми валютами, определяемыми  МВФ с согласия стран-эмитентов  этих валют); 75% суммы подписки –  национальной валютой. Пересмотр квот производится не реже одного раза в  пять лет.

В связи с изменением удельного  веса и значения отдельных стран-членов МВФ в мировой экономике увеличение квот ФРГ, Японии и некоторых других стран, а также стран-экспортеров  нефти, в первую очередь Саудовской Аравии, опережала возрастание квот остальных государств. Отсюда –  повышение доли квот этих государств в капитале Фонда. Однако в общем  итоге увеличение ресурсов МВФ существенно  отставало от роста совокупного  мирового ВВП и в еще большей  мере от динамики объема международных  платежей по текущим операциям. Следует  учесть и то, что реально для  предоставления кредитов странам-членам задействуется не весь капитал в  МВФ, а только сравнительно ограниченный круг валют, включаемых руководством Фонда  в квартальный операционный бюджет. Это – валюта государств-членов, состояние платежных балансов и  международных резервов которых  признается Фондом достаточно прочным. Список используемых для кредитных  сделок валют постоянно пересматривается по мере изменения ситуации в странах-эмитентах  этих валют, однако основы ресурсов операционного  бюджета составляют средства в валютах, которые МВФ относит к числу  т.н. «свободно используемых валют» (в настоящее время: доллар США, японская иена, немецкая марка, английский фунт стерлингов и французский франк).

После последнего увеличения капитала МВФ на долю 25 промышленно  развитых государств приходится 62,8% общей  суммы квот, в том числе: США  – 17,5%, Японии – 6,3%, Германии – 6,1%, Великобритании – 5,1%, Франции – 5,1%, Италии – 3 и Канады – 3%. 15 стран – участниц ЕС – 30,3%. Суммарная доля государств, относимых  ранее к числу социалистических (страны, входившие в СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Монголия, Польша, Румыния, республики бывшего СССР, Словакия, Чехия, а также Албания, Китай  и республики бывшей Югославии), составляет 10% и всех остальных 127 стран-членов Фонда – 27,2%. Россия по величине квоты  в МВФ (5,9 млрд. СДР, или 8,3 млрд. долларов) занимает девятое место вслед  за Канадой. На нее приходится 2,8% общей  суммы квот стран-членов Фонда. Сумма  квот всех стран СНГ и Балтии – 4,46%, что составляет 9,5% млрд. СДР (13,3 млрд. долларов).

В дополнение к собственному капиталу МВФ имеет возможность  привлекать заемные средства. В соответствии с этим страны, входящие в «группу  десяти», или их центральные банки (Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Немецкий Федеральный Банк, Нидерланды, США, Франция, Шведский Государственный  Банк, Япония) заключили с Фондом Генеральные соглашения о займах, ГСЗ, вступившие в силу с 24 октября 1962г. В 1964г. к ним присоединился в  качестве ассоциированного члена Швейцарский  Национальный Банк (с апреля 1984г. участвует  в полном объеме).

ГСЗ предусматривали открытие странами-участницами или их центральными банками кредитных линий Фонду  на постоянно возобновляемой основе на сумму 6,5 млрд. СДР (8,8 млрд. долларов). Средства предоставляются в тех  случаях, когда нужно «предотвратить или устранить расстройство международной  валютной системы». МВФ, в свою очередь, может предоставлять соответствующие  средства взаймы на 3-5 лет любым странам-участницам ГСЗ. Эти средства могут использоваться для оказания финансовой помощи и  странам, не являющимся участницами  ГСЗ, однако в данном случае требуется  наличие ряда более строгих критериев. МВФ платит по займам, полученным им в рамках этих соглашений, проценты в соответствии с рыночными ставками и обязуется погашать кредиты  в течение пяти лет.

Потребность в увеличении кредитных операций МВФ в 80-е годы обратиться с целью укрепления его  финансовой базы к источникам заемных  средств, привлекаемых не только в рамках многостороннего механизма, но и  на двусторонней основе. Фонд получал  займы у казначейств или центральных  банков Бельгии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии и некоторых других стран, а также у Банка международных  расчетов (Базель). К заимствованиям же у частных банков МВФ еще  ни разу в своей истории не прибегал, хотя устав предоставляет ему  такую возможность.

МВФ предоставляет в настоящее  время кредиты в иностранной  валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов  платежных балансов, т.е. практического  пополнения валютных резервов государственных  финансовых органов и центральных  банков, и, во-вторых, для поддержания  макроэкономической стабилизации и  структурной перестройки экономики, а это значит – для финансирования бюджетных расходов правительств.

В уставе Фонда для идентификации  его кредитной деятельности используются два понятия: сделка (предоставление валютных средств странам из его  собственных ресурсов) и операция (оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных  средств). Управление собственными («общими») и привлеченными средствами осуществляется раздельно. МВФ производит кредитные  операции только с официальными органами – казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.

Страна, нуждающаяся в  иностранной валюте, осуществляет покупку (purchase) или иначе заимствование (drawing), иностранной валюты либо СДР в  обмен на эквивалентную сумму  в своей собственной валюте, которая  зачисляется на счет МВФ в центральном  банке данной страны. При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны-члены будут предъявлять  более или менее равномерный  спрос на различные валюты, а поэтому  их национальные валюты, поступающие  в МВФ, станут переходить от одной  страны к другой. Таким образом, эти  операции не должны были являться кредитными в строгом смысле этого слова. Отсюда – утверждение о «кооперативном характере» МВФ, представление о  нем как о своего рода пуле валют, постоянно циркулирующих между  странами-членами.

На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредитов главным образом страны с неконвертируемыми или неиспользуемыми  в международных расчетах валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты  государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами-эмитентами этих валют.

Ниже представлены основные (обычные) механизмы кредитования Фондом стран-членов, финансирование которых  осуществляется с помощью собственных  ресурсов МВФ, находящихся на Счете  общих ресурсов: резервная доля, механизм кредитных долей, резервные  кредиты (кредиты «стэнд-бай»), механизм расширенного кредитования.

С середины 70-х годов МВФ  в целях разрешения возникших  острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением  неуравновешенности платежных балансов, стал периодически учреждать временные  кредитные механизмы. Для их формирования привлекались заемные средства из различных  внешних официальных источников по преимуществу на основе соглашений с промышленно развитыми государствами  и странами-членами ОПЕК. Этими  механизмами последовательно являлись:

Информация о работе Международный Валютный Фонд.История и роль в современном мире