Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:54, реферат
Международный Валютный Фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) – это международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы.
Нефтяной фонд (кредиты странам импортерам нефти во время нефтяного кризиса);
Механизм дополнительного финансирования или «фонд Виттевеена» (предоставление за счет заемных средств дополнительных кредитов странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ);
Политика расширенного доступа к ресурсам МВФ (цель – предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы не равновесия платежных балансов были непомерно велики по сравнению с размерами их квот).
В целях расширения масштабов
и совершенствования структуры
своих кредитных операций МВФ
практикует создание специальных механизмов.
Они различаются по целям, условиям
и стоимости кредита. Получение
странами-членами Фонда
Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:
Механизм компенсационного
и чрезвычайного финансирования
(предназначен для кредитования стран-членов
МВФ, у которых дефицит платежного
баланса вызван временными и внешними,
не зависящими от них причинами, в
число коих входят: стихийные бедствия,
непредвиденное падение мировых
цен, промышленный спад, введение протекционистских
ограничений в странах-
Механизм финансирования буферных (резервных) запасов (цель – оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их платежные балансы; этот механизм не применялся с 1984г.);
Механизм финансирования
системных (структурных) преобразований
(цель – оказание финансовой поддержки
странам, осуществлявшим переход от
централизованно планируемой
Механизм финансирования
дополнительных резервов (в рамках
этого механизма
Чрезвычайные кредитные
линии (МВФ открывает в чрезвычайном
порядке краткосрочные
МВФ оказывает самым бедным
развивающимся странам
Трастовый (доверительный) фонд (был создан за счет доходов от продажи на аукционах 1/6 части золотого запаса МВФ, получателями кредитов из этого фонда являлись наименее развитые страны, которые определенным установленным критериям).
Механизм финансирования
структурной перестройки (источником
ресурсов являются средства, получаемые
в счет погашений странами-членами
кредитов, полученных ими ранее из
трастового фонда. Эти средства аккумулируются
на Счете специальных выплат. Льготные
кредиты предоставлялись
Механизм расширенного финансирования
структурной перестройки (ресурсы
формируются из специальных займов
и пожертвований на двусторонней
основе, а также из средств остававшихся
неиспользованными в рамках МФСП
(к концу 1995г. они были полностью
исчерпаны), страна-член имеет возможность
получить по линии МРФСП кредит сроком
на три года – для этого необходимо
разработать при содействии экспертов
МВФ и Всемирного Банка «Документ
об основах экономической
МВФ претендует на исполнение «центральной роли» в урегулировании кризиса внешней задолженности развивающихся стран. В связи с развитием и углублением этого кризиса в 80-х годах он предпринял меры по выработке собственного подхода к проблеме погашения международных долговых обязательств. Фонд взял на себя оказание финансовой поддержки по сокращению объема задолженности развивающихся стран частным коммерческим банкам, а также выплат по ее обслуживанию. Эта поддержка постоянно увязывается Фондом с осуществлением странами-должниками глубоких структурных преобразований в экономике. В мае 1989г. МВФ принял специальное «руководство», содержавшее совокупность целевых установок и правил, которые определяли объем и форму оказываемой им финансовой поддержки этим операциям.
В январе 1994г. Исполнительный
совет пересмотрел «
Что касается официальной
задолженности стран-членов МВФ, образовавшейся
по займам на двусторонней основе, то проблемы,
связанные с ее переоформлением
и сокращением, решаются в рамках
Парижского клуба. Роль МВФ состоит
в данном случае в том, что Парижский
клуб увязывает меры по облегчению
долгового бремени стран-
На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако, начиная с 1970-х годов, произошло значительное расширение его кредитной деятельности.
Всего за период 1947-1998гг. МВФ предоставил странам-членам кредиты на общую сумму 175,5 млрд. СДР (?247 млрд. долларов по курсу доллара к СДР на конец 1998г.), а вместе с льготными займами наименее развитым странам за счет специальных фондов – 187,1 млрд. СДР, что соответствует 263 млрд. долларов.
МВФ не только непосредственно кредитует страны-члены, но и помогает им получать кредиты у правительств промышленно развитых стран, центральных банков, группы Всемирного банка, Банка международных расчетов, а также у частных коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает стране доступ на частный мировой рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит, МВФ как бы удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве ее гаранта. И наоборот, отказ МВФ оказать стране кредитную поддержку закрывает ей доступ к рынку капиталов.
Предоставление Фондом кредитов странам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил название «обусловленности» кредитов. МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщицы будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов Фонда. Поэтому МВФ требует, чтобы страна, покрывая за счет его валютных кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении. С расширением кредитных операций в 1980-е годы Фонд взял курс на ужесточение их обусловленности. Такая практика, по оценке западных специалистов, отводит МВФ роль «стража» мирового экономического порядка.
Принцип обусловленности кредитов находит свое выражение в согласовании со страной-заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом. Первоначально такую программу называли программой приспособления, т.е. перестройки хозяйственного механизма. С конца 1980-х годов используется также термин «программа экономической реформы». При этом МВФ требует принятия так называемых предварительных мер, т.е. внесения страной-заемщицей определенных изменений в экономическую политику, которое должно быть осуществлено еще до утверждения кредитной договоренности.
В официальных публикациях
МВФ утверждается, что при разработке
стабилизационных программ, выполнением
которых странами-заемщицами обусловливается
предоставление им кредитов, Фонд занимает
«прагматические позиции», «признавая,
что было бы неверно применять
какую-либо универсальную модель ко
всем странам». Однако на деле, формулируя
свои рекомендации, МВФ традиционно
руководствуется монетаристским подходом
к анализу инфляции и платежного
баланса. Такой подход сводит этот анализ
к установлению зависимости между
величиной денежной массы в стране,
объемом совокупного
Исходя их доминирующих в
МВФ теоретических воззрений, его
практические стабилизационные программы
носят преимущественно
Имеющийся опыт свидетельствует, что дефляционные меры далеко не всегда достигают желаемой цели, особенно если нарушение равновесия платежного баланса и другие экономические неурядицы носят устойчивый, структурный характер и сопровождаются спадом производства. В то же время при определенных обстоятельствах подобные меры зачастую могут способствовать свертыванию инвестиций, торможению темпов экономического роста, а также обострению социальных проблем. Это связано с уменьшением реальной заработной платы, ростом безработицы, снижением жизненного уровня, перераспределением доходов в пользу богатых слоев за счет менее обеспеченных групп населения, ростом имущественной дифференциации. Это вынуждены признать и сами функционеры МВФ. В официальной публикации Фонда по данному поводу говорится: «… процесс перестройки может повлечь за собой краткосрочные социальные издержки для уязвимых слоев населения». Таким образом, проблема обусловленности кредитов МВФ – это проблема социальной цены за осуществление при его содействии и опеке стабилизационных макроэкономических программ.
Информация о работе Международный Валютный Фонд.История и роль в современном мире