Международный Валютный Фонд.История и роль в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:54, реферат

Описание

Международный Валютный Фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) – это международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы.

Работа состоит из  1 файл

международных валютный фонд.docx

— 28.81 Кб (Скачать документ)

Нефтяной фонд (кредиты  странам импортерам нефти во время  нефтяного кризиса);

Механизм дополнительного  финансирования или «фонд Виттевеена» (предоставление за счет заемных средств  дополнительных кредитов странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы  платежных балансов и исчерпавшим  лимиты обычных кредитов МВФ);

Политика расширенного доступа  к ресурсам МВФ (цель – предоставлять  дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы не равновесия платежных балансов были непомерно  велики по сравнению с размерами  их квот).

В целях расширения масштабов  и совершенствования структуры  своих кредитных операций МВФ  практикует создание специальных механизмов. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита. Получение  странами-членами Фонда средств  по линии специальных механизмов – это дополнение к их кредитным  долям. Использование страной ресурсов специальных механизмов может увеличить  находящийся в распоряжении МВФ  запас ее национальной валюты сверх  кумулятивных пределов, установленных  для получения кредитных долей.

Специальные механизмы, в  рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных  средств МВФ, включают:

Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами, в  число коих входят: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых  цен, промышленный спад, введение протекционистских  ограничений в странах-импортерах, появление товаров-заменителей и  пр.);

Механизм финансирования буферных (резервных) запасов (цель –  оказание помощи странам, участвующим  в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это  ухудшает их платежные балансы; этот механизм не применялся с 1984г.);

Механизм финансирования системных (структурных) преобразований (цель – оказание финансовой поддержки  странам, осуществлявшим переход от централизованно планируемой экономики  к рыночной посредством радикальных  экономических и политических реформ);

Механизм финансирования дополнительных резервов (в рамках этого механизма предоставляются  средства государствам-членам, которые  испытывают «исключительные трудности» в области платежного баланса  и остро нуждаются в широкомасштабном краткосрочном финансировании вследствие внезапной потери доверия к валюте со стороны рынка, что находит  выражение в стремительной утечке капиталов и давлении на международные  резервы страны);

Чрезвычайные кредитные  линии (МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные кредитные  линии странам-членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса  платежного баланса, «бегства» капиталов  из страны вследствие возможного негативного  воздействия изменения ситуации на международных рынках капиталов, т.е. факторов, находящихся преимущественно  вне сферы контроля со стороны  кредитуемых стран; спецификой нового механизма является его упреждающий  характер: валютные средства страна сможет получить не после, а до того, как  наступит кризис, - при появлении  первых его признаков; условие получение  кредита – проведение страной-заемщицей  эффективной антикризисной экономической  политики и соблюдение ею «международно-признанных стандартов»).

МВФ оказывает самым бедным развивающимся странам долгосрочную помощь для уравновешивания платежных  балансов и структурной перестройки  экономики в виде займов льготного  характера. Эти займы финансируются  не за счет общих ресурсов Фонда, а  путем использования других источников – главным образом кредитов и  субсидий, которые те или иные страны предоставляют самому МВФ, давая  ему тем самым возможность  оказывать льготную финансовую помощь другим странам, имеющим право на ее получение. Управление средствами, поступающими из таких источников, осуществляется отдельно от управления собственными ресурсами МВФ. Для  льготного кредитования развивающихся  стран применялись (или применяются) следующие механизмы:

Трастовый (доверительный) фонд (был создан за счет доходов от продажи  на аукционах 1/6 части золотого запаса МВФ, получателями кредитов из этого  фонда являлись наименее развитые страны, которые определенным установленным  критериям).

Механизм финансирования структурной перестройки (источником ресурсов являются средства, получаемые в счет погашений странами-членами  кредитов, полученных ими ранее из трастового фонда. Эти средства аккумулируются на Счете специальных выплат. Льготные кредиты предоставлялись развивающимся  странам с низким уровнем дохода, испытывающим хронические трудности  в области платежного баланса, в  целях поддержки среднесрочных  программ макроэкономической стабилизации и структурных реформ).

Механизм расширенного финансирования структурной перестройки (ресурсы  формируются из специальных займов и пожертвований на двусторонней основе, а также из средств остававшихся неиспользованными в рамках МФСП (к концу 1995г. они были полностью  исчерпаны), страна-член имеет возможность  получить по линии МРФСП кредит сроком на три года – для этого необходимо разработать при содействии экспертов  МВФ и Всемирного Банка «Документ  об основах экономической политики»  на весь трехлетний период действия программы  структурной перестройки).

МВФ претендует на исполнение «центральной роли» в урегулировании кризиса внешней задолженности  развивающихся стран. В связи  с развитием и углублением  этого кризиса в 80-х годах он предпринял меры по выработке собственного подхода к проблеме погашения  международных долговых обязательств. Фонд взял на себя оказание финансовой поддержки по сокращению объема задолженности  развивающихся стран частным  коммерческим банкам, а также выплат по ее обслуживанию. Эта поддержка  постоянно увязывается Фондом с  осуществлением странами-должниками глубоких структурных преобразований в экономике. В мае 1989г. МВФ принял специальное  «руководство», содержавшее совокупность целевых установок и правил, которые  определяли объем и форму оказываемой  им финансовой поддержки этим операциям.

В январе 1994г. Исполнительный совет пересмотрел «руководство»  по использованию ресурсов МВФ для  поддержки операций по сокращению внешней  задолженности коммерческим банкам. В результате этого количественные параметры выделяемых Фондом на эти  цели средств и их сегментация  по отдельным видам операций были отменены. Тем не менее, МВФ продолжает оказывать содействие операциям  по уменьшению основного долга коммерческим банкам и расходов по его обслуживанию на индивидуальной основе.

Что касается официальной  задолженности стран-членов МВФ, образовавшейся по займам на двусторонней основе, то проблемы, связанные с ее переоформлением  и сокращением, решаются в рамках Парижского клуба. Роль МВФ состоит  в данном случае в том, что Парижский  клуб увязывает меры по облегчению долгового бремени стран-должников  с выполнением ими одобренных Фондом экономических стабилизационных программ. При выработке соглашений о пересмотре задолженностей страны-кредиторы, принадлежащие к Парижскому клубу, руководствуются аналитическими исследованиями МВФ и его оценками ситуации с  задолженностью в государствах-членах.

На первых порах МВФ  как кредитор играл скромную роль. Однако, начиная с 1970-х годов, произошло  значительное расширение его кредитной  деятельности.

Всего за период 1947-1998гг. МВФ  предоставил странам-членам кредиты  на общую сумму 175,5 млрд. СДР (?247 млрд. долларов по курсу доллара к СДР  на конец 1998г.), а вместе с льготными  займами наименее развитым странам  за счет специальных фондов – 187,1 млрд. СДР, что соответствует 263 млрд. долларов.

МВФ не только непосредственно  кредитует страны-члены, но и помогает им получать кредиты у правительств промышленно развитых стран, центральных  банков, группы Всемирного банка, Банка  международных расчетов, а также  у частных коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает  стране доступ на частный мировой  рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит, МВФ как бы удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве ее гаранта. И наоборот, отказ МВФ оказать стране кредитную поддержку закрывает ей доступ к рынку капиталов.

Предоставление Фондом кредитов странам-членам связано с выполнением  ими определенных политико-экономических  условий. Подобный порядок получил  название «обусловленности» кредитов. МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщицы будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный  кругооборот ресурсов Фонда. Поэтому  МВФ требует, чтобы страна, покрывая за счет его валютных кредитов дефицит  платежного баланса, заботилась о его  ликвидации или сокращении. С расширением  кредитных операций в 1980-е годы Фонд взял курс на ужесточение их обусловленности. Такая практика, по оценке западных специалистов, отводит МВФ роль «стража» мирового экономического порядка.

Принцип обусловленности  кредитов находит свое выражение  в согласовании со страной-заемщицей  определенной программы экономической  политики, реализация которой и кредитуется  Фондом. Первоначально такую программу  называли программой приспособления, т.е. перестройки хозяйственного механизма. С конца 1980-х годов используется также термин «программа экономической  реформы». При этом МВФ требует  принятия так называемых предварительных  мер, т.е. внесения страной-заемщицей  определенных изменений в экономическую  политику, которое должно быть осуществлено еще до утверждения кредитной  договоренности.

В официальных публикациях  МВФ утверждается, что при разработке стабилизационных программ, выполнением  которых странами-заемщицами обусловливается  предоставление им кредитов, Фонд занимает «прагматические позиции», «признавая, что было бы неверно применять  какую-либо универсальную модель ко всем странам». Однако на деле, формулируя свои рекомендации, МВФ традиционно  руководствуется монетаристским подходом к анализу инфляции и платежного баланса. Такой подход сводит этот анализ к установлению зависимости между  величиной денежной массы в стране, объемом совокупного платежеспособного  спроса, с одной стороны, и динамикой  цен, а также состоянием платежного баланса – с другой. Собственно основную (если не единственную) причину  разбалансированности экономики, неуравновешенности международных расчетов стран-заемщиц  Фонд видит в наличии избыточного  совокупного платежеспособного  спроса в стране, вызываемого в  первую очередь дефицитом государственного бюджета и чрезмерным расширением  денежной массы.

Исходя их доминирующих в  МВФ теоретических воззрений, его  практические стабилизационные программы  носят преимущественно дефляционный характер. Обычно они включают: сокращение государственных расходов, в том  числе на социальные цели; отмену или  уменьшение государственных субсидий на продовольствие, товары широкого потребления  и услуги, что ведет к повышению  цен на эти товары; увеличение налогов  на личные доходы; сдерживание роста, или «замораживание», заработной платы; повышение учетных ставок, ограничение  объема кредита, в том числе потребительского назначения, либерализацию внешнеэкономических  связей; девальвацию национальной валюты, за которой следует удорожание импортируемых  товаров и т.п. В зависимости  от конкретной ситуации, существующей в разных странах, эти меры используются в различных сочетаниях. По мнению МВФ, такие меры необходимы «для достижения устойчивого равновесия между спросом  на ресурсы и их наличием», которое, в свою очередь, должно привести со временем к стабильному экономическому росту и повышению уровня занятости.

Имеющийся опыт свидетельствует, что дефляционные меры далеко не всегда достигают желаемой цели, особенно если нарушение равновесия платежного баланса и другие экономические  неурядицы носят устойчивый, структурный  характер и сопровождаются спадом производства. В то же время при определенных обстоятельствах подобные меры зачастую могут способствовать свертыванию  инвестиций, торможению темпов экономического роста, а также обострению социальных проблем. Это связано с уменьшением  реальной заработной платы, ростом безработицы, снижением жизненного уровня, перераспределением доходов в пользу богатых слоев  за счет менее обеспеченных групп  населения, ростом имущественной дифференциации. Это вынуждены признать и сами функционеры МВФ. В официальной публикации Фонда по данному поводу говорится: «… процесс перестройки может повлечь за собой краткосрочные социальные издержки для уязвимых слоев населения». Таким образом, проблема обусловленности кредитов МВФ – это проблема социальной цены за осуществление при его содействии и опеке стабилизационных макроэкономических программ.


Информация о работе Международный Валютный Фонд.История и роль в современном мире