Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:10, курсовая работа
Актуальность определила цель курсовой работы – изучить трудовые ресурсы, определить причины и последствия международной миграции рабочей силы.
Для достижения поставленной цели в ходе написания курсовой работы предстоит решить следующие задачи:
1. Определить особенности формирования трудовых ресурсов и рабочей силы.
2. Изучить миграцию рабочей силы, определить её виды и сущность.
3. Рассмотреть механизм регулирования международной рабочей силы, определить социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы.
4. Сделать выводы.
Международная миграция рабочей силы имеет длительную историю (еще до новой эры люди переезжали из одного государства в другое в поисках занятий), но только в XX в. она превратилась в одну из ведущих форм движения факторов производства, а значит, и отдельную сферу международных экономических отношениях. Это обусловлено рядом причин:
1. интернационализацией хозяйственной жизни;
2. невиданными социально-демографическими изменениями;
3. революцией в науке, технике и сфере информации;
4. развитием интеграционных процессов;
5. деятельностью транснациональных корпораций (ТНК).
Все эти факторы способствовали усилению подвижности трудоспособного населения, которое использует развитую инфраструктуру коммуникаций для перемещения по странам и континентам.
Основные понятия, характеризующие рабочую силу.
1. Трудоспособное население – лица трудоспособного возраста, которые могут работать в соответствие с их физическими и умственными способностями.
2. Нетрудоспособное население – лица, которые частично или полностью утратили трудоспособность.
3. Экономически активное население – лица, принимающие участие в производстве товаров и услуг [4, c.529].
4. Экономически неактивное население – лица, которые независимо от возраста не принадлежат к категории экономически активного населения.
К ним относятся:
а) учащиеся стационарных форм обучения;
б) домашние хозяйки;
в) пенсионеры по возрасту и инвалидности;
г) рантье – лица, которые имеют сбережения в банках или ценные бумаги, и получают проценты по вкладам и дивидендам;
д) лица, которые получают материальную поддержку от общественных организаций или частных лиц;
е) лица, предоставляющие добровольные бесплатные услуги
ж) лица трудоспособного возраста, которые могут работать, но не ищут работу по объективным или субъективным причинам.
5. Занятые – лица, которые имеют работу и отрабатывают нормированное количество времени.
6. Частично занятые – лица, не полностью занятые вследствие вынужденного сокращённого времени.
7. Безработные – лица, не имеющие работы, но готовые к ней приступить [9, c. 418].
На сегодняшний день сложился мировой рынок рабочей силы (МРРС), основу которого составляет совокупный миграционный оборот экономически активного населения между странами и регионами, оказывающий заметное влияние на уровень, характер и размещение производительных сил в рамках национальных хозяйственных систем и мировой экономики.
Основные причины, обуславливающие ММРС:
1. Неудовлетворительные экономические условия жизни трудоспособного населения;
2. Стабильный и сравнительно высокий уровень заработной платы в основных иммиграционных центрах;
3. Сравнительно высокий уровень условий труда;
4. Социальные возможности более полной реализации своих способностей в странах иммиграции;
5. Природные катаклизмы и уровень охраны окружающей среды в странах иммиграции;
6. Политические причины;
7. Военные причины;
8. Религиозные причины;
9. Национальные причины;
10. Культурные причины [2, c.161-162].
Особенности развития ММРС на современном этапе.
1. Преобладание ММРС в общем объёме миграционных потоков;
2. Возрастание роли демографических факторов в развитии ММРС;
3. Расширение географии ММРС (увеличивается количество стран, участвующих в ММРС);
4. Расширение масштабов ММРС;
5. Расширение структур миграционных потоков (эмигрируют учёные, специалисты, рабочие и другие);
6. Расширение форм миграции;
7. Увеличение объёма нелегальной миграции;
8. Увеличение доли рабочей силы в миграционных потоках высоко квалифицированных специалистов;
9. Глобальный характер ММРС (охватывает все страны мирового сообщества);
10. Интенсивный характер ММРС (увеличение количества и скорости миграции населения) [14, c. 1-3].
2 Особенности проявления международной миграции рабочей силы.
2.1 Масштабы и центры международной миграции рабочей силы.
В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. На протяжении всего послевоенного времени направления международной миграции непрерывно изменялись вслед за изменяющимися экономическими условиями. Вследствие отсутствия достоверной статистики международного переселения и широкого развития нелегальной миграции установить точно иерархичность основных направлений миграции достаточно сложно.
Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран (рисунок 3).
Рисунок 3. Основные центры притяжения рабочей силы
а) США, Канада и Австралия. Будучи наиболее экономически развитой страной современного мира, США являются основным направлением миграции как низко квалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Основные потоки низко квалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран — Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т.д. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивался в 900 тыс. человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тыс.
б) Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и, прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран — бывших колоний западноевропейских государств - способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи
в) Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.
г) Новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.
Практически все страны, в которые иммигрирует более 25 тыс. человек в год, — высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. на душу населения. Источник эмиграции — развивающиеся страны , главные из которых — Мексика и страны Азии.
Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции [8, c.764].
2.2 Регулирование международной миграции рабочей силы.
В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они применяют меры, ограничивающие международную миграцию. Международные миграционные процессы регулируются странами, которые участвуют в обмене трудовыми ресурсами. Контролю и регулированию подлежат социальный, возрастной и профессиональный состав мигрантов, уровень въезда и выезда иностранных трудящихся. Функция межгосударственного и внутригосударственного распределения рабочей силы, определение объема и структуры миграционных потоков все больше выполняют министерства труда, внутренних дел и иностранных дел, а также специально созданные государственные и межгосударственные органы.
Важным элементом государственной иммиграционной политики является установление юридического статуса трудящихся-мигрантов, что определяет их социально-экономические, трудовые, жилищные и другие права, закрепленные как в международных соглашениях, так и в национальных законодательствах. Этот статус не дает иностранным работникам политических прав, ограничивает в большинстве случаев их участие в профессиональной деятельности, регламентирует сроки пребывания иммигрантов в принимающей стране [4, c.576-577].
Регулирование международной миграции рабочей силы занимается также Международная организация труда (МОТ), она функционирует в составе ООН.
Цели МОТ: содействовать обеспечению повсюду социальной справедливости для трудящихся, разрабатывать международную политику и программы, направленные на улучшение условий труда и жизни. Устанавливать международные трудовые стандарты, призванные служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении этой политики. Осуществлять широкую программу технического сотрудничества в целях оказания помощи правительствам в эффективном проведении такой политики на практике. Осуществлять профессиональную подготовку и обучение и вести исследовательскую работу в целях содействия успеху этих усилий.
Одной из наиболее важных функций МОТ является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня и условий труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, службы найма рабочей силы и рабочая инспекция.
Основные методы регулирования ММРС.
1. Административно – правовые:
- Меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране;
- Действие национальных служб миграции в том числе:
а) контроль над выездом в страны миграции;
б) выдача разрешений на выезд в страны;
в) выдача разрешений на работу;
г) выдача разрешений на время пребывания иммигрантов в сране.
- Меры межправительственных соглашений регулирования ММРС.
2. Экономические:
- Осуществление вербовки иностранных рабочих:
а) предоставление работы;
б) сравнительно высокий уровень заработной платы;
в) предоставление жилья, улучшение жилищных условий;
г) медицинское обслуживание;
- Привлечение к вербовке иммигрантов частных посредников
- Выдача лицензий, позволяющих вербовать работников за границей [3, c. 153].
Уровни регулирования ММРС:
1. Национальный уровень – совокупность мер отдельного государства по осуществлению миграционный политики в своей стране;
2. Международный уровень – система мер по регулированию ММРС в регионах мирового сообщества.
3. Интеграционный уровень – меры по регулированию ММРС в рамках интеграционного объединения
На этих уровнях политика осуществляется следующими органами:
На национальном уровне: министерством труда; министерством юстиции; министерством внутренних дел; национальными миграционными службами; посредническими миграционными фирмами.
На международном уровне: международным органом труда (МОТ); международным органом миграции (МОМ).
Члены МОТ: правительства стран-участниц; профсоюзы;организации предпринимательства.
Основные задачи МОТ: регламентация рабочего времени; регламентация набора рабочей силы; борьба с безработицей; обеспечение нормальных условий жизни иммигрантов; защита рабочих от профессиональных заболеваний и несчастных - лучаев в производстве; защита детей подростков и женщин; и другие.
Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, и осуществляется на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.
2.3 Миграционная политика Российской Федерации.
Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 90-х гг. около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, продолжаются.
Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия нынешнего столетия. Об этом говорилось, и была признана безотлагательная необходимость международной помощи на Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и других регионов (например, афганская община порядка 200 тысяч человек, а также мигранты - вьетнамцы, китайцы и т.д.).