Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:16, реферат
За полвека размеры глобальной миграции квалифицированных специалистов невероятно выросли и ныне воспринимаются как серьезная угроза будущему многих государств. С другой стороны, сторонники миграций профессионалов вместо термина «утечка мозгов» используют другие, более нейтральные названия — например, «обмен мозгов» или «мобильность мозгов» — и подчеркивают, что у этого процесса есть не только «минусы», но и «плюсы».
Введение…………………………………………………………………………2
1. Основные понятия и определения международной миграции ……..........5
2.Причины миграции и направления миграционных потоков…………………7
3. Образовательная миграция в России и мире...............................................11
4.Государственное регулирование международной миграции специалистов и студентов……………………………………………………………………….. 20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы
Главной особенностью российской эмиграции рабочей силы является почти 50-ти процентный возврат выехавших специалистов на заработки. С учетом того, что по оценкам Госкомстата размер трудовой эмиграции из России составляет 250 тыс. человек ежегодно, это означает, что страна ежегодно теряет от 100 до 125 тыс. человек квалифицированной рабочей силы. В то же время показатель возвращаемости из числа студентов и бизнесменов, выезжающих за границу для обучения и повышения квалификации (в среднем свыше 25 тыс. человек ежегодно), значительно ниже, чем для общего потока трудовой эмиграции, что, с учетом их возраста и современного образования, приводит к ухудшению характеристик трудового потенциала России. Тем не менее, отмечается, что отъезжающие имели значительно более высокий уровень образования и квалификации по сравнению со средним уровнем населения страны в целом (см. таблица 1) [7 .c.60]
Таблица 1. Распределение численности российских граждан за границей, по уровню образования (2000 г.)
Уровень образования | Численность, чел |
высшее профессиональное | 16839 |
среднее профессиональное | 18380 |
среднее (полное) общее | 10238 |
не имеют среднего (полного) общего | 303 |
Всего | 45760 |
Особое значение имеют последствия трудовой иммиграции. Ежегодно в Россию из дальнего и ближнего зарубежья прибывают значительные контингенты работников главным образом на временные работы. Чаще всего это рабочие высокой квалификации: рабочие-строители, специалисты сельского и лесного хозяйства, промышленности, торговли. Главные страны-экспортеры рабочей силы в ближнем зарубежье – Украина, Молдавия, Грузия и Армения; в дальнем зарубежье – Турция, Китай, страны бывшей Югославии, Вьетнам. Вообще же в Россию едут в поисках работы граждане более чем 100 стран (см. таблица 2).
Таблица 2. Численность иностранных граждан, привлекаемых на работу в России (2000 г.)
Страны | Численность, тыс. чел. |
из стран вне СНГ | 106, 90 |
Китай | 26, 20 |
Словакия | 0, 60 |
из стран СНГ | 106, 40 |
Украина | 64, 10 |
Белоруссия | 0,010 |
Всего | 213,30 |
Их общая численность, как уж было указано выше, достигла 250 тыс. человек, распределяясь примерно наполовину между странами ближнего и дальнего зарубежья. Устойчивость спроса на зарубежных специалистов и продолжающееся стимулирование их притока свидетельствуют о сохранении за иммиграцией важных функций в инновационном развитии страны приема.
Обращаясь к России, приходится признать, что нынешний глубокий кризис отечественной науки является и ведущим фактором, и основной причиной, и одним из решающих условий интеллектуальной эмиграции. Прежде всего наблюдается значительное сокращение внутренних затрат на научные исследования и разработки. За последние годы они в сопоставимых ценах уменьшились в 15-18 раз. Правда, довольно велик прирост средств, полученных по некоторым научным направлениям от иностранных компаний, фондов. Затраты на НИКОР в России за последние годы составляют 0,4-0,6% ВВП, что сопоставимо с показателями таких стран-научных аутсайдеров как, Аргентина(0,3%), Болгария(0,5%), Румыния (0,45%), Португалия(0,5%), Греция (0,6%). Для сравнения доля ВВП, расходуемая на содержание чиновничьего аппарат, приближается к 3% т.е. превышает расходы на науку почти в 10 раз 41.
Низкая оплата труда, ухудшение его условий, невостребованность результатов научной деятельности привели к ощутимым потерям квалифицированных кадров. Отток специалистов происходит:
- во-первых, за счет их ухода в другие сферы экономики
- во-вторых, в связи с организованным высвобождением работников
- в-третьих, за счет эмиграции.
Можно констатировать следующее: сокращаются объемные параметры научно-технического потенциала, ухудшаются качественные характеристики наиболее работоспособных сотрудников, научной молодежи, происходит социально-психологическая деградация работников, старение и потеря материально-технической базы НИОКР, сужаются возможности для воспроизводства научных кадров (трудности в системе аспирантуры и докторантуры, непривлекательность научной карьеры для молодежи, уменьшение строительства объектов науки, кризис научного приборостроения и т.д.).
Следует не забывать, что интеллектуальные ресурсы — невосполнимое богатство страны, поэтому во всем мире государство стремится оказывать влияние на миграцию ученых и специалистов.
Ключевая проблема управления (регулирования) миграцией — выбор механизмов регулирования. В основном механизмы должны быть косвенными — создание непременных условий, возможностей эффективной научной деятельности: социально-экономических, научно-технических, организационных, психологических. В связи с этим проблема регулирования миграции ученых является частью более общей проблемы спасения интеллектуального потенциала страны.[2]
Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинства развивающихся стран. Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается.
3. Образовательная миграция в России и мире
Образование всегда являлось одной из движущих сил социального прогресса, но сегодня роль образовательного фактора в мировом развитии возросла еще более. Развитие новых технологий и необходимость их освоения ставят новые задачи, решение которых приводит к формированию нового «общества, основанного на знаниях». Одним из главных ресурсов развития такого общества становятся знания, а также умения применять их и продуцировать новые. Подобная тенденция может оказать серьезное воздействие на формирование новой структуры мира, выступив системообразующим фактором в перераспределении человеческого капитала и ресурса знаний, который в отличие от сырьевых ресурсов не является исчерпаемым, а напротив, стремительно расширяется и пополняется.
Выезд за рубеж для учебы и профессиональной подготовки, как разновидность интеллектуальной международной миграции, - неотъемлемая характеристика современности. В XXI веке знания и квалификация имеют определяющее значение. Образование, молодость и здоровье - главные составляющие социального ресурса личности. И Россия в этом смысле не исключение: все больше молодых россиян стремятся получить подготовку и квалификацию международного стандарта в зарубежных университетах. Чем выше мобильность молодежи, тем выше ее дальнейшая социальная активность. Вместе с тем, открывшаяся для российской молодежи возможность учиться за рубежом чревата для России потерей их интеллектуального потенциала в случае невозвращения после окончания учебы[14].
Современная статистика отражает процесс выезда за границу с научно-образовательными целями далеко не полно. Проблема отсутствия достоверной статистической информации затрагивает все категории россиян, выезжающих на учебу либо стажировку, для научно-исследовательской работы: как студентов, аспирантов, выпускников вузов, так и преподавателей и научных работников. По данным ЮНЕСКО и материалам американской статистики численность иностранных студентов в университетах 33 стран мира, составила, в среднем, в 1990-х гг. примерно 13 тысяч студентов-россиян.
Одной из характерных тенденций развития современной системы образования является стремительный рост студенческой миграции. По данным ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), число иностранных студентов в мире сейчас достигает 2,7 млн. человек. За 1975–2005 гг. оно увеличилось в 4,5 раза, причем, только за 1995–2005 гг. более чем удвоилось, и в целом растет более быстрыми темпами, нежели общее число студентов. К 2025 г., по прогнозам, численность учебных мигрантов может достичь 7,2 млн. человек [15, c. 1].
Большая часть студентов обучается в 4 странах: США, Германии, Франции, Великобритании. Безусловным лидером выступают США, аккумулировавшие, по меньшей мере, 40% российских студентов-мигрантов. Количество граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж для обучения, постоянно увеличивается. По официальным данным ОЭСР в 2004 году, в странах-членах ОЭСР обучалось 31400 россиян, а в 2006 году – 34740 человек.
В Германию приезжает на учебу все больше иностранных студентов. В 2010 году их приехало 181 тысяча, при этом каждый десятый иностранный студент в Германии из России. Популярность получения образования в Германии у российских студентов объясняется просто: обучение стоит дешевле чем в России, а заработок в Германии у студентов больше, и разумеется, уровень цивилизации не идет ни в какое сравнение.
Основная причина учебы за границей - достижение большей конкурентоспособности на рынке труда. Студенты, обучающиеся в США рассматривают обучение как ступень к дальнейшему трудоустройству на Западе. Для них также очень важен фактор благополучия: хорошие условия труда и высокий уровень жизни за рубежом. Студенты, обучающиеся в Европе, учебу воспринимают несколько иначе: скорее как продолжение своего образования, в значительной мере еще оторванного от дальнейшей профессиональной деятельности. У них преобладают чисто “студенческие” соображения: возможность увидеть мир, заиметь новых друзей, а также высокое качество образования за рубежом.
Международные учебные мигранты - преимущественно выходцы из столиц и крупных городов. Но, проявляется и сравнительно новая тенденция сдвига эмиграции от Москвы и Санкт-Петербурга в нестоличные регионы России: Архангельск, Ярославль, Краснодар, Волгоград, Самара, Казань, Уфа, Новосибирск, Красноярск, Улан-Удэ, Магадан, Владивосток и др.
При увязке пунктов выезда и направлений миграции выделяется ведущий маршрут: Москва – университеты США, Европы.
Спектр специальностей, по которым россияне проходят обучение за рубежом: физика, математика, компьютерные технологии, химия, биология, экология, экономика, история, социология, политология, право, филология, педагогика. Студенты в основном специализируются в общественно-гуманитарных областях знаний и естественно-технического профиля. Таким образом, в международной учебной миграции россиян больше задействованы представители общественно-гуманитарных специальностей, чем естественно-технических. Последние чаще выезжают за рубеж не с учебными целями, а для трудовой деятельности. Во многом такая ситуация объясняется традиционно высоким качеством российского образования по естественным и техническим дисциплинам и несколько худшей ситуацией в области социально-политических и экономических специальностей.