Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:16, реферат
За полвека размеры глобальной миграции квалифицированных специалистов невероятно выросли и ныне воспринимаются как серьезная угроза будущему многих государств. С другой стороны, сторонники миграций профессионалов вместо термина «утечка мозгов» используют другие, более нейтральные названия — например, «обмен мозгов» или «мобильность мозгов» — и подчеркивают, что у этого процесса есть не только «минусы», но и «плюсы».
Введение…………………………………………………………………………2
1. Основные понятия и определения международной миграции ……..........5
2.Причины миграции и направления миграционных потоков…………………7
3. Образовательная миграция в России и мире...............................................11
4.Государственное регулирование международной миграции специалистов и студентов……………………………………………………………………….. 20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы
Учебных мигрантов, въезжающих в Россию на обучение, условно можно разделить на два почти равновеликих потока: дальнее и ближнее зарубежье. Так, студенты из бывших советских республик, по данным Госкомстата, за 2007/08 учебный год составили чуть больше 48 тыс. человек от общего количества в 96 тысяч иностранных учащихся. Лидирующие позиции
по числу своих граждан, обучающихся в российских вузах, занимают Казахстан, Украина, Узбекистан, Белоруссия и Азербайджан. Потоки образовательных мигрантов из дальнего зарубежья, составляют следующие группы стран: Юго-Восточная Азия, Ближний Восток и Северная Африка, а также Европа, Северная и Латинская Америка. Из стран Азии лидерами являются Китай, Вьетнам и Индия. Среди выходцев из западноевропейских
стран наибольшее число обучающихся в российских вузах из Германии, Франции и Финляндии. Наиболее привлекательными специальностями для иностранных студентов являются: медицина и фармацевтика, русский
язык и экономические дисциплины, такие как финансы, банковское дело и менеджмент. Затем идут инженерно-технические специальности, интерес к которым несколько снизился в последние годы, а также социально-гуманитарные (история, политология, социология, психология и т.п.), естественные и компьютерные науки, юридические, культурологические (искусство, музыка, спорт и т.д.). Замыкают список специальности
сельского и лесного хозяйства и педагогика.
Финансовые преимущества учебной миграции очевидны. Образовательная миграция становится одним из важных источников увеличения доходов вузов за счет платы за обучение, проживание в общежитии, пользование библиотекой и т.п. Дополнительные доходы «на местах» формируются за счет платы за аренду квартир, затрат студентов на проведение досуга. Учебные мигранты ориентированы, прежде всего, на получение знаний, навыков и умений и в отличие от трудовых мигрантов, прибывающих с целью заработать деньги и перевести их на родину, не способствуют финансовым оттокам из страны. Ежегодные суммарные поступления в экономику стран, принимающих на учебу иностранных граждан, составляют, по оценкам, около 100 млрд. дол. США. К 2015 году вместе с ростом численности иностранных студентов, стажеров и аспирантов и других категорий граждан, обучающихся за рубежом, могут увеличиться до 150-200 млрд. дол. США[3]. Самое дорогое обучение на сегодня в Соединенных Штатах Америки, его стоимость варьируется от 8 до 40 тыс. дол. в год [4], а стоимость года обучения в российских региональных вузах в среднем составляет от 1,5 до 4 тыс. дол. США.
4. Государственное регулирование миграции специалистов т студентов.
Политику в отношении экономических мигрантов отличает четкая ориентация на потребности рынка труда и резко усилившийся акцент на квалификационные характеристики претендентов. Иммиграционная политика, традиционно благоприятствовавшая притоку высококвалифицированных работников, в последнее десятилетие стала инструментом конкурентной борьбы за их определенные категории. Даже в условиях финансового кризиса Швеция и Канада усиливают стимулы для приезда в них зарубежных специалистов.
Для привлечения научно-технических кадров из-за рубежа, включая работающих и обучающихся там соотечественников, используются гибкие системы квот, балльных оценок, специальные программы, предоставление заканчивающим обучение иностранным студентам виз для временной работы и др. Они дополняются выделением стипендий, грантов и ссуд иностранным или ранее эмигрировавшим выдающимся ученым и одаренным аспирантам, обеспечением налоговых льгот для иностранного высококвалифицированного персонала, возмещением транспортных и иных издержек ученых-репатриантов. Для увеличения контингента обучаемых иностранных студентов формируется специальная инфраструктура, заключаются кооперационные соглашения между университетами и создаются их зарубежные филиалы.
В ЕС в процессе формирования единого европейской пространства в сфере науки и высшего образования приняты единые правила въезда иностранцев из третьих стран для проведения научных исследований и получения образования. В 2010–11 гг. на территории Союза предполагается ввести особо льготный режим въезда и проживания высококвалифицированных работников из третьих стран.
Наряду с заметными успехами в привлечении заграничных специалистов, развитым странам, однако, далеко не всегда удается удовлетворять свои потребности в иностранных кадрах ввиду наличия конкурирующих программ в других странах. В России острый дефицит учебных программ на английском языке ограничивает контингент иностранных студентов, сказывается в преобладании среди них русскоговорящих выходцев из СНГ.
Развитые страны все шире предоставляют иммиграционные преференции, дополняемые налоговыми льготами, для въезда зарубежных высших менеджеров, предпринимателей и инвесторов. Наиболее крупные программы коммерческой и инвестиционной иммиграции осуществляются в Канаде, Австралии, США и Великобритании. По этому каналу в последние два десятилетия в Канаду ежегодно прибывало около 1 тыс. иностранных инвесторов. В ответ на потребности инновационной экономики в Великобритании началась реализация программы привлечения бизнесменов, работающих в инновационной сфере, которая призвана стимулировать развитие электронной коммерции и других наукоемких видов экономической деятельности.
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:
- работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;
- специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
- представители редких профессий - огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;
- специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
- крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.
Интеллектуальные ресурсы — невосполнимое богатство страны, поэтому во всем мире государство стремится оказывать влияние на миграцию ученых и специалистов. Активную миграционную политику должно проводить и правительство России. Важнейшей проблемой миграционной политики Росси является «утечка умов», или отток высококвалифицированных кадров за рубеж, а также отсутствие аналогичного притока из стран дальнего зарубежья. Решение этой проблемы необходимо искать на современном уровне, а именно рассматривать и анализировать действия молодых специалистов, т.к. в настоящее время наблюдается стремительный отток молодых кадров из научно-исследовательского сектора и их последовательный переход в другие сферы профессиональной деятельности. Смена профессиональных ориентиров у молодежи возникает после практического знакомства с реалиями работы российского инновационного сектора. В качестве одного из средств решения существующих проблем эксперты предлагают разработать и принять систему налогового и административного стимулирования учреждений, создающих условия для развития талантливой молодежи, а также создать молодежный антикризисный комитет. Единственный выход из сложившейся ситуации – включение российского элитного высшего образования в международную образовательную систему, для чего нужно расширить университетскую автономию и академическую свободу внутри самих университетов. Научные знания и человеческий капитал становятся главной движущей силой экономического роста XXI века, а энергию для ее непрерывного развития поставляет высшее образование, в особенности его вершина – элитные исследовательские университеты.
Заключение
Проблема интеллектуальной миграции является одной из ключевых в области интеллектуальной безопасности России и носит чрезвычайно острый характер. Об этом свидетельствует тот факт, что ежегодно Россию покидает, на контрактной или постоянной основе, 200-250 тысяч высококвалифицированных научных кадров, а в целом за 1990-е гг. страна потеряла около трети своего интеллектуального потенциала.
По мере вовлечения нашей страны в мировой миграционный кругооборот возникает потребность в создании системы социально-правовой защиты эмигрантов, организации консультационной помощи для выезжающих и въезжающих в страну, оказании помощи при заключении трудовых контрактов и т.д. При этом необходимо, чтобы такая политика строилась на основе двух- и многосторонних межгосударственных соглашений. Так же важным аспектом внешней помощи на причины миграции связанны с осуществлением экономических и социальных программ, следует развивать сферы образования и здравоохранения, тем самым частично можно компенсировать потери в результате утечки умов.
При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно–технического персонала, ученых и специалистов страна–донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях НТР. Таким образом, страна–донор ухудшает свое сегодняшнее положение, теряет перспективы развития в будущем. Соответственно все потери страны–донора оборачиваются выигрышем для другой страны. Решением «утечки умов» за рубеж может послужить вовлечение Российской Федерации в мировое интеллектуальное пространство, систему международного обмена знаниями и сотрудничество с передовыми государствами в сфере науки. Для этого необходимо создание качественной системы высшего образования, соответствующей международным стандартам, которая позволит наладить коммуникации с элитными международными университетами, привлечь в российские университеты мигрантов из дальнего зарубежья и полноценно участвовать в обмене знаниями и рабочей силы. Все страны стремятся управлять миграцией – то есть увеличивать позитивный и уменьшать негативный эффекты от нее.
Список литературы
1. Бадаева А. Интеграция европейского образовательного пространства / под ред. Рябова А.В // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №4. с. 63–16. 163 c.
2. Безвербный В.А. Международная миграция высококвалифицированных специалистов: тенденции и последствия для России / В.А. Безвербный, С.В. Рязанцев // Демографические перспективы России. - М.: Academia, 2008. - С.14-20
3. Бойко С. Возможности ограничения интеллектуальной миграции / С. Бойко // Экономист. - 1994. - N 7. - С.67-68.
4. Бояркин Г.Н. Отток ученых и специалистов из России: ситуация сегодня / Г.Н. Бояркин , Е.А. Громова // Омский научный вестник. - 2010. - N 2. - С.83-86.
5. Валюков В.В., В.М. Воронков, Л.М. Гохберг и др.; Под общей ред. С.А. Кугеля. / Интеллектуальная миграция в России/. – СПб.: Политехника, 1993. – 78с.
6. Веревкин Л.П. Интеллектуальная миграция: уехать или остаться / Л.П. Веревкин // Образование и наука в процессе реформ: Социологический анализ. - М., 2003. - С.300-310.
7. Вышегородцев. М.М, А.В. Сиденко. Утечка умов или приток капиталов в Россию, а стоит ли бить тревогу? // Финансы. - №10 2000. – с. 60-61
8. Дежина И. Диплом как средство передвижения / И. Дежина // Поиск. - 2002. - N 18/19. - С.13.
9. Дусь Ю.П. Миграция специалистов и научных кадров в мировом хозяйстве / Ю.П. Дусь; Федер. агентство по образованию, Омский гос. ун-т им. Ф.М.Достоевского. - Новосибирск: Наука; Сиб. изд. фирма, 2006.- 267 с.
10. Леденева Л.И. Эмиграционные настроения среди студенчества / Л. Леденева // Высшее образование в России. - 1993. - N 4. - С.68-76.
11. Ляхов Д.И. Структурные особенности миграции специалистов / Д.И. Ляхов // Актуальные проблемы современности. - 2004. - N 4. - С.107-110.
12. Рязанцев С.В. Международная интеллектуальная миграция в России: тенденции и последствия / С.В. Рязанцев, В.А. Безвербный // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2009. - N 2. - С.16-23.
13. Рыжова Н.П. Интеграция экономических мигрантов в регионах России. Формальные и неформальные практики. – Иркутск: «Оттиск»,2009. – 264 с. С. 177-190
14. Ушкалов И. Интеллектуальная миграция и безопасность // Миграция и безопасность в России / Под ред. Г. Витковской и С. Панарина. Московский Центр Карнеги. М.: Интердиалект+, 2000. С. 109-151.
15. Цапенко И.П. Международная миграция специалистов и студентов // Вопросы экономики. 2005. № 7. С. 66-81.
18
[1] Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002.-с.762.
[2] Интеллектуальная миграция в России/В.В. Валюков, В.М. Воронков, Л.М. Гохберг и др.; Под общей ред. С.А. Кугеля. – СПб.: Политехника, 1993. – 78с.
[3] Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.: Центр социального прогнозирования, 2007.С.45
[4] Коллок П. В американских вузах растёт число иностранных студентов // Голос Америки (http://www.voanews.com/