Микроэкономический анализ рынка табачной продукции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание

Всем известно, что курение табака, как таковое в странах Европы и Азии началось после открытия Колумбом Америки в конце XV века. В XVI веке в Европе табак и табачные изделия часто воспринимались в качестве лекарства от различных болезней. Однако в конце XVII века во многих европейских странах началась борьба с использованием табака со стороны церкви и медиков, которые начали изучать его влияние на здоровье человека.
В России о табаке и табачных изделиях знали со временем правления Михаила Романова в середине XVII века. Однако долгое время табак считался бесовским зельем, и его употребление в любом виде запрещалось.

Содержание

Общая характеристика рынка и товара 3
Причины возникновения спроса на табачную продукцию 3
Виды табачной продукции 4
Особенности рынка табачной продукции в России 4
Характеристики спроса 5
Общий объем спроса 5
Цены на сигареты (минимальные, максимальные) 6
Качественный анализ спроса 7
Товары-заменители 7
Товары-комплементы 8
Эластичность спроса на сигареты 8
Вывод 8
Библиография 9

Работа состоит из  1 файл

курсач. микра.docx

— 43.69 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

Институт инновационного управления экономикой

Кафедра макроэкономики и социально-экономического прогнозирования

 

 

 

 

ЭССЕ

по дисциплине «Микроэкономика»

на  тему: «Микроэкономический анализ рынка

табачной  продукции РФ»

 

 

 

 

 

Выполнил (а) студент (ка)

  очной формы обучения

направление Экономика

профиль Мировая экономика

II курса, группы 2-2    __________        Булычева М.О.

 

 

 

 

 

Москва 2012

Оглавление

Общая характеристика рынка и товара 3

Причины возникновения спроса на табачную продукцию 3

Виды табачной продукции 4

Особенности рынка табачной продукции в России 4

Характеристики спроса 5

Общий объем спроса 5

Цены на сигареты (минимальные, максимальные) 6

Качественный анализ спроса 7

Товары-заменители 7

Товары-комплементы 8

Эластичность спроса на сигареты 8

Вывод 8

Библиография 9

 

 

 

Общая характеристика рынка и товара

История

 

Всем известно, что курение табака, как таковое  в странах Европы и Азии началось после открытия Колумбом Америки  в конце XV века. В XVI веке в Европе табак и табачные изделия часто воспринимались в качестве лекарства от различных болезней. Однако в конце XVII века во многих европейских странах началась борьба с использованием табака со стороны церкви и медиков, которые начали изучать его влияние на здоровье человека. 

В России о табаке и табачных изделиях знали со временем правления Михаила Романова в середине XVII века. Однако долгое время табак считался бесовским зельем, и его употребление в любом виде запрещалось. 

Петр Первый не только разрешил использование табака (скорее даже ввел его принудительным порядком, считая, что это сблизит Россию с Европой), но и наладил производство табачных изделий. Первые табачные фабрики появились во времена его правления. 

В 1950 году появляются первые научные публикации о вреде табакокурения. Через 10 лет на пачках табачных изделий появляются предупредительные надписи об опасности для здоровья. 

В начале 21 века появилась «Рамочная конвенция по борьбе против табака» Всемирной организации здравоохранения. Но в то время как потребление табака на Западе снижается, в странах Восточной Европы оно растет.

 

Несмотря на бесспорный вред, наносимый организму, спрос на сигареты был всегда и с каждым годом он лишь растет. Интересен тот факт, что курение табака не удовлетворяет никакой насущной потребности, т.е. по сути, является блажью. Только это не останавливает курильщиков во всех странах мира, и они готовы продолжать и дальше тратить свои деньги и здоровье на эту пагубную привычку.

Причины возникновения спроса на табачную продукцию

 

Возникает закономерный вопрос: почему? У курильщика появляются: повышенная возбудимость, улучшение кратковременной памяти, снижается время реакции, улучшается внимание, пропадает чувство тревоги, снижается аппетит, наступает общее расслабление. Однако все положительные моменты быстро сменяются на противоположные после того, как концентрация никотина в головном мозге падает. Кстати говоря, никотин — алкалоид, наркотик, нейротоксин, вырабатываемый корневой системой паслёновых и накапливаемый в их листьях. Находится в форме маслянистой жидкости с ярко выраженными тошнотворным запахом и горьким вкусом. Больше всего никотина в табаке (0,3 - 5 % от массы табака в сухом виде) и листьях коки, но также в небольших дозировках он содержится в помидорах, картофеле, баклажанах.

 

Никотин, являясь  одной из главных составляющих сигарет  в частности и табачной продукции  в целом, вызывает сильнейшую зависимость. Поэтому 80% людей, когда-либо начавших курить, не прекращают этого занятия  до конца жизни. А жизнь у них  становится весьма короткой и отягощенной постоянным кашлем, неприятным запахом изо рта и от одежды, заболеваниями сердечнососудистой системы, раком легких и носоглотки. Большинство курильщиков знают об этом, но в данном случае знание не есть сила, поскольку им не пользуются. Это наиприятнейшим образом сказывается на рынке табачной продукции.

Виды  табачной продукции

 

В настоящее  время табачную продукцию можно  разделить на два вида:

  1. Курительные табачные изделия.
  2. Некурительные табачные изделия.

К некурительным (предназначенным для сосания, жевания или нюханья) относятся: табак сосательный (снюс), табак жевательный, табак нюхательный, насвай.

К курительным относятся: сигареты, сигариллы, сигары, папиросы, табак для кальяна, табак курительный тонкорезаный, табак трубочный, биди, кретек.

Особенности рынка табачной продукции в России

В нашей стране курение даже не воспринимается, как нечто слишком  уж предосудительное. По этой причине  курят в России и дети, и подростки, и взрослые. К сожалению, официальных  данных потребления табачных изделий  несовершеннолетними нет, поскольку  продажа данной продукции запрещена  законом. Однако и показатели курящих  взрослых (от 18 лет) являются самыми высокими в мире. По данным Всемирной организации  здравоохранения, в РФ курят около 60% мужчин и почти 22% женщин. Для сравнения в Великобритании курят 30% мужчин и 28% женщин. Именно повышенный спрос на табачные изделия и является основной причиной роста выпуска сигарет и прочей продукции в нашей стране. Табачные компании в год зарабатывают на россиянах порядка 500 млрд. руб. в целом наблюдается тенденция постоянного роста курящих людей в нашей стране.

Диаграмма №1. Количество курящих  людей по годам (2007-2011гг.).

Можно заметить, что в период финансового  кризиса 2008-2009 гг. к курению пристрастилось наименьшее число людей (по сравнению  с другими годами). На это, безусловно, повлиял тот факт, что доход  большинства россиян существенно  снизился.

Поскольку уровень жизни в нашей  стране далек от западноевропейского, около половины курящих людей  потребляют табачные изделия отечественного производства, либо же заграничные  подделки якобы зарубежного, на деле опять же отечественного. Теневое  производство табачной продукции является неизбежным атрибутом экономики  нашей страны.

Характеристики спроса

Общий объем спроса

Для удобства вычислений в данной работе будет рассматриваться спрос  только на сигареты, как на самой  ходовое из табачных изделий.

Диаграмма №2. Спрос на сигареты в 2007-2011 гг. (млрд.шт.).

На диаграмме №2 показано количество купленных сигарет в год. Если допустить, что в среднестатистической пачке сигарет их 20, то после несложных  подсчетов видно, что за 2007 год  было куплено около 220 млрд. пачек  сигарет, а в 2011 – 223 млрд. Это говорит  об увеличении спроса на данный вид  продукции на 3 млрд. пачек за 4 года. В 2008 году можно наблюдать резкий спад спроса на сигареты, вызванный сокращением доходов потребителей и одновременным ростом цены на продукцию. Рост цен был вызван не только мировым финансовым кризисом, но и введением акцизов, на деле – адвалорных налогов. Однако с ростом благосостояния граждан вырос и спрос на сигареты. В данный момент наблюдается устойчивая тенденция роста спроса на табачную продукцию в целом и сигареты в частности.

 

Цены  на сигареты (минимальные, максимальные)

 

Диаграмма №3. Минимальные цены на сигареты (руб./пачка).

После введением Минфином дополнительных адвалорных налогов на сигареты цены на самые дешевые из них должны были расти в среднем на рубль  в год. Однако, как видно из графика, в 2008 г. цены выросли практически на два рубля, в 2009 – больше, чем на полтора. Только в 2010 г. цены выросли на обещанную Минфином величину, в 2011 опять же превысив ее на целый рубль. По заверениям Минфина, цены на сигареты ежегодно будут индексироваться на уровень до 20%.

 

Диаграмма №4. Максимальные цены на сигареты (руб./пачка).

Как видно из графика, наибольший рост максимальных цен на сигареты был  в 2009 г. и составил 9 рублей (с 45 до 54 рублей за пачку). Основными марками сигарет, продающих свою продукцию по таким ценам, являются Parliament, Kent, Vogue, считающиеся элитными сигаретами. В целом на графике максимальных цен видна та же тенденция, что и на графике минимальных, т.е. постоянный устойчивый рост цен на сигареты. С той единственной разницей, что рост цен на диаграмме №4 больше, чем на диаграмме №3, хотя и не намного. И происходит он скачкообразно, в отличие от роста минимальных цен.

Качественный  анализ спроса

 

Факторам, влияющие на спрос на сигареты можно разбить  на две группы:

  • ценовые;
  • неценовые.

 

К ценовым относятся, прежде всего, цены на сигареты. Чем ниже цена, тем выше спрос на сигареты. Однако это не всегда верно, поскольку многие потребители выбирая сигареты считают, что чем выше их цена, тем выше качество. Это не всегда и не совсем так. В данном случае часто приходится больше переплачивать за бренд, чем за качество тех или иных сигарет. Но все же чем выше поднимается цена на сигареты, тем большее количество потребителей переходят на более дешевые виды данной продукции, что вполне естественно. А поскольку их доход не является безграничным, то в случае роста цен на сигареты при одновременном отказе перейти на менее дорогие марки сигарет потребитель сокращает количество покупаемых пачек. То есть, откровенно говоря, рост цен на сигареты не сильно снижает спрос. Он просто заставляет потребителей выбирать более дешевые сигареты.

 

К неценовым  факторам относятся такие, как общественное мнение (т.н. мода на курение), доход  потребителей и их ожидания.

 

В последнее  время общественно мнение яро  выступает против курения. Однако в  молодежных средах по-прежнему большую  роль играет «мода» на курение. В данном случае молодежь действует по принципу «если я курю, значит, я взрослый и крутой», не задумываясь о последствиях курения для своего здоровья. Подсчитано, что большинство курильщиков пристрастились к этому занятию в возрасте 17 лет.

 

Доход потребителей на спрос на сигареты влияет косвенно. Как я уже сказала, в случае сокращения доходов потребители имеют возможность перейти на более дешевую марку сигарет, а не отказываться от них полностью. Ожидания потребителей могут оказать влияние на спрос только в том случае, если потребитель закупит столько сигарет, что ему хватит на долгое время, в течение которого он, соответственно, не будет покупать данную продукцию.

Товары-заменители

 

Поскольку в  данной работе рассматривается спрос  именно на сигареты, то другие виды табака нельзя считать полноценными товарами-заменителями. Больше подходят под это определение  сигары, сигариллы и электронные сигареты. Однако же и сигары, и сигариллы являются по большей части элитарной продукцией и большинством населения не могут быть использованы, как адекватные товары-субституты сигарет. Таким образом, в качестве заменителей сигарет могут выступать только электронные сигареты. Кстати говоря, в последнее время спрос на них постоянно растет, поскольку их приобретение более выгодно потребителю, наносит меньший вред здоровью, а также электронные сигареты не имеют запаха.

Товары-комплементы

 

Для сигарет  товарами-комплементами являются спички и зажигалки. В последнее время, пожалуй, к этому набору добавились так же различные жвачки и пастилки, освежающие дыхание.

Эластичность  спроса на сигареты

 

Поскольку товар-субститут  у сигарет только один (электронные  сигареты), они являются товарами повседневного  спроса, то можно с уверенностью сказать, что эластичность по цене для сигарет меньше 1, т.е. спрос на сигареты неэластичен. Аналогично, спрос неэластичен и по доходу, поскольку он не влияет на количество потребляемых сигарет в день.

Вывод

 

Прогнозы развития рынка табачной продукции достаточно пессимистичны из-за ввода в действие ряда законодательных актов и постановлений, цель которых – снизить количество курильщиков в России. Однако в ближайшие 5 лет можно прогнозировать лишь небольшое снижение объёмов рынка, так как заставить потребителей сигарет прекратить курить силовыми методами вряд ли удастся. Никакие другие факторы, кроме желания потребителя покупать данный товар, сильно на спрос на сигареты не влияют.

 

Библиография

 

  1. Федеральная Налоговая Служба. Электронный ресурс. Режим доступа: http://service.nalog.ru/tabak.do
  2. Страна без табака. Информационно-аналитический ресурс. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.stoptabak.org/index.php/analitics/44-bulletin/84-2010-04-05-15-17-03.html
  3. Stop табак. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.stoptabak.ru/articles/1350
  4. РусСлав.ру. электронный ресурс. Режим доступа: http://www.russlav.ru/stat/statistika_kyreniya.html
  5. Экономический журнал Высшей Школы Экономики. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.hse.ru/mag/economics/2009-13-4/26560537.html
  6. Плантация вкусов. электронный ресурс. Режим доступа: http://plantacia.com/vid-tabaka.html

 

 


Информация о работе Микроэкономический анализ рынка табачной продукции РФ