Микроэкономика в системе экономических знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 17:15, курсовая работа

Описание

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. В центре ее анализа – цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне, каким образом фирмы планируют численность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей. Микроэкономика помогает понять взаимодействие субъектов экономики и в отраслях промышленности.

Содержание

Введение
1. Сущность микроэкономики
1.1 Микроэкономика как часть современной экономической теории
1.2 Функции современной микроэкономики
1.3 Позитивная и нормативная микроэкономика
2. Особенности объекта и предмета микроэкономики как науки
2.1 Предмет микроэкономики
2.2 Объект микроэкономики
2.3 Проблема выбора как объект микроэкономического анализа
3. Методология и методы микроэкономики
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Микроэкономика в системе экономических знаний.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)
      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ) 

Кафедра Теории рыночной экономики и инвестирования

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

на  тему: МИКРОЭКОНОМИКА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 
 
 
 

     Выполнил: студент группы ФиК-02-09

     Попова  Екатерина Андреевна 

_____________________

                                                   Научный руководитель:

     Ченчак  Елена Николаевна

     __________________ 
 
 
 
 

      Дата сдачи курсовой работы:  

     Дата защиты курсовой работы:       
 
 

Москва  – 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………3 

1. Сущность микроэкономики……………………………………………….5

1.1 Микроэкономика как часть современной экономической теории…….5

1.2 Функции современной микроэкономики………………………………11

1.3 Позитивная и нормативная микроэкономика………………………….14

2. Особенности объекта и предмета микроэкономики как науки………...16

2.1 Предмет микроэкономики……………………………………….………16

2.2 Объект микроэкономики………………………………………………...18

2.3 Проблема выбора как объект микроэкономического анализа………...21

3. Методология и методы микроэкономики……………………………......24 

Заключение…………………………………………………………………....33

Список использованной литературы………………………………………..36 
 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Термин  «экономика» происходит от двух греческих  слов: «ойкос» — дом или хозяйство, и «номос» — учение или закон. То есть получается, что экономика — это искусство, навыки или умение правильно вести домашнее хозяйство.

     Экономика выступает как материальная основа для существования общества. Дело в том, что экономика предоставляет в готовом виде те ресурсы, которые необходимы для дальнейшего развития других сфер.

     Микроэкономика  выступает как особый раздел в  фундаментальном курсе экономической  теории.

     Наиболее  устойчивой является структура курса  экономической теории, в основу которой положен предмет экономической науки — экономика и ее уровни — отдельное предприятие, фирма, национальная экономика, интернациональные процессы в экономике. Структурно экономическая теория включает в себя три раздела: микроэкономику,  макроэкономику и мировую экономику.

     В общих основах экономической  теории дается характеристика понятия  общества и экономики, материального  производства как основы жизни человеческого  общества; обосновывается необходимость  изучения законов и закономерностей развития общественного производства, раскрываются предмет и объект экономической теории, показывается  исторический процесс развития данной науки. В данном разделе исследуются     природа экономической системы общества, место и роль отношений собственности в экономической системе и в совокупности экономических отношений.

     Микроэкономика  изучает поведение отдельных  экономических агентов. В центре ее анализа – цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы  формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Микроэкономика  объясняет, как  и почему принимаются экономические решения на низшем уровне, каким образом фирмы планируют численность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей. Микроэкономика помогает понять  взаимодействие субъектов экономики и в отраслях  промышленности.

     Особая  актуальность микроэкономики состоит  в том, что данная дисциплина формирует  основы знаний в области рыночной экономики и помогает выработать новые правила экономического поведения рыночных агентов в изменившихся хозяйственных условиях.  

     Объектом  исследования курсовой работы является составная часть экономической  науки микроэкономика.

     Целью данной работы является изучение места и роли микроэкономики в системе экономических знаний.

     Для осуществления данной цели в работе поставлены следующие задачи:

     - исследовать объект и предмет  микроэкономики;

     - рассмотреть методы и функции  микроэкономики;

     - изучить роль микроэкономики в системе экономических знаний. 

     При выполнении работы использованы методы экономического анализа, сравнения  и описание.

 

      1. СУЩНОСТЬ МИКРОЭКОНОМИКИ 

     1.1 Микроэкономика как  часть современной  экономической теории 

     Экономическая наука возникла в результате поиска ответов на вопрос: от чего зависит благосостояние наций? Более двух столетий (XV - XVII вв.) в период становления экономической теории прошли в основном в дискуссиях меркантилистов о том, что в большей степени способствует обогащению страны: дешевая национальная валюта и запрет на ввоз иностранной валюты или превышение экспорта над импортом. Наукой в истинном смысле этого слова экономика была признана лишь в конце XVIII в., благодаря исследованиям физиократов и основоположников классической школы, которые считали, что основной источник богатства народов - это общественное разделении труда, координируемое невидимой рукой рынка. Признав это, экономисты переориентировали свое основное внимание на изучение этого загадочного и удивительного мира. И в этом они видели предмет своего исследования. Они стали искать объяснение тому, как в сфере ограниченных ресурсов решаются вопросы: что, как и для кого производить? В середине XIX в. описание механизма функционирования рынка в виде теории ценности практически полностью охватывало область научных интересов экономистов.

     Со  второй половины XIX в. экономическая теория стала развиваться по трем направлениям, существенно различающимся методологией исследования.

     Продолжатели  традиций классической школы - неоклассики, благодаря совершенствованию классических методов экономического анализа, создали к началу ХХ в. стройную теорию рыночного хозяйства, в которой экономическая роль государства была сведена к минимуму. Их основополагающий вывод, что хозяйственная жизнь страны протекает на основе объективных законов, подобно тому, как законы природы независимо от воли и желания людей определяют движение планет, породил два альтернативных течения экономической мысли.

     Экономисты  исторической школы пытались оспорить наличие экономических законов наряду с естественными. По их мнению, экономическая жизнь страны регулируется не механизмом рынка, а специфическими для каждой нации исторически сложившимися социальными институтами, среди которых решающая роль принадлежит государству. В отличие от неоклассиков, совершенствовавших методы экономического анализа, представители исторической школы предпочитали интерпретировать экономические явления с позиций философии и социологии. В настоящее время это направление экономической мысли развивают институционалисты. [1, cтр. 224]

     Другой  альтернативой классической экономической  концепции стала «политическая  экономия пролетариата» - экономическое  учение К. Маркса, развивавшееся в ХХ в. в виде марксистско-ленинской политэкономии. Не отрицая наличия объективных экономических законов, марксисты, согласно методу «исторического материализма», обосновывают исторически преходящий характер рыночных отношений, их несовместимость с представлениями людей о социальной справедливости. К концу ХХ в. популярность социалистической экономической концепции значительно снизилась из-за неэффективного функционирования экономики в странах «реального социализма».

     Экономические исследования в рамках основного, неоклассического направления в ХХ в. существенно продвинулись вперед во многом благодаря Дж. М. Кейнсу. Его оригинальный подход к анализу национального хозяйства значительно расширил современные представление о характере функционирования рыночной экономики и привел к возникновению нового раздела экономической теории - макроэкономики, предметом изучения которой стали факторы, определяющие объем и динамику национального дохода, занятость, уровень цен, темпы инфляции, темпы экономического роста, конъюнктурные циклы. Традиционные проблемы теории ценности: согласование хозяйственных целей множества индивидуальных потребителей и производителей посредством рыночного ценообразования и механизм распределения национального дохода - выделились в другой раздел современной экономической теории - микроэкономику.

Отличия классической школы от неоклассической: 

  1. Позитивное  начало. Неоклассики изучают законы рационального хозяйствования при данных институциональных предпосылках.
 
  1. Неоклассики поставили в центр рассмотрения проблему рынка (обмена), а не производства.
 
  1. Неоклассики применили строгий математический инструментарий.
 

       Общее у неоклассиков и классиков то, что они исходят из того, что рыночная экономика – саморегулирующийся механизм, способный оптимально распределять ресурсы при минимальном вмешательстве государства. [21, www.fmb.ru]

       В учебных программах для вузов результат развития основной парадигмы экономической науки представлен в виде курса «Экономика» («Economics»), состоящего из двух разделов: микроэкономики и макроэкономики. Имея один и тот же объект исследования - национальное хозяйство, микро- и макроэкономика различаются кругом изучаемых проблем и инструментами анализа. [2, cтр. 25]

     Выделение микроэкономики произошло в экономической  теории относительно недавно – в 30-х годах ХХ века. Изучение особенностей микроэкономики помогает полнее учитывать их в механизме регулирования и решения микроэкономических проблем.

     Слово «микроэкономика» является производным  от слов «микро» и «экономика». Нам  уже известно, что означает второе слово. Сейчас необходимо понять значение слова «микро».

     По-гречески слово «микро» означает «малый». Получается, что дословно «микроэкономика» есть «малая экономика». Но это не вполне точно. За понятием «микроэкономика», как и за понятием «экономика», надо видеть два смысла. Во-первых, микроэкономика - это наука, выступающая как часть общей экономической науки, точнее, как раздел экономической теории. Во-вторых, микроэкономика - это объект изучения, являющийся лишь частью экономики как общественного хозяйства. Когда мы говорим о микроэкономике как науке, то слово «микро» в названии этой науки указывает на ее важнейший принцип – принцип экономического атомизма, предполагающий изучение отдельных составляющих экономики как народнохозяйственной системы.

     Специфика микроэкономического анализа состоит  в том, что изучение общественного  хозяйства начинается с исследования его первичных звеньев - отдельных  производителей и потребителей (фирм и домашних хозяйств). Микроэкономический подход основан на методологии индивидуализма, в соответствии с которой характер функционирования экономической системы выводится из поведения отдельных экономических субъектов.

     Микроэкономика  исследует цели и средства отдельных  экономических субъектов, условия  совместимости их хозяйственных планов, механизм взаимодействия и координации индивидуальных хозяйств. В современной экономике эта координация в значительной степени осуществляется через механизм рыночного ценообразования, который и является основным предметом исследования микроэкономики.

     Изучение  микроэкономики дает ответы на многочисленные вопросы, связанные с проблемами индивидуального выбора в рыночном хозяйстве: как принимаются решения  о том, что производить, что покупать, как распределить свои сбережения во времени, как сделать выбор в пользу дополнительной работы или досуга и т.д. Поскольку речь идет о децентрализованной системе, которой и является рынок, информационным сигналом для принятия решений во всех указанных и многих других примерах является цена. Не случайно микроэкономику как раздел экономической теории часто называют наукой о ценообразовании. В центре нашего внимания и будет находиться процесс установления цен на рынке факторов производства, т.е. рынке труда, рынке капитала, рынке земельных ресурсов. Особое внимание будет уделено и тем случаям, когда ценовой сигнал искажается, или, другими словами, цена дает неверную информацию о потребностях общества. Таким образом, нам представится возможность сравнить рыночный механизм с альтернативными системами хозяйства и дать оценку эффективности их функционирования.

Информация о работе Микроэкономика в системе экономических знаний