Микроэкономика в системе экономических знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 17:15, курсовая работа

Описание

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. В центре ее анализа – цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне, каким образом фирмы планируют численность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей. Микроэкономика помогает понять взаимодействие субъектов экономики и в отраслях промышленности.

Содержание

Введение
1. Сущность микроэкономики
1.1 Микроэкономика как часть современной экономической теории
1.2 Функции современной микроэкономики
1.3 Позитивная и нормативная микроэкономика
2. Особенности объекта и предмета микроэкономики как науки
2.1 Предмет микроэкономики
2.2 Объект микроэкономики
2.3 Проблема выбора как объект микроэкономического анализа
3. Методология и методы микроэкономики
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Микроэкономика в системе экономических знаний.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

     

     Рис.3. Предмет и объекты исследования современной микроэкономики 

 

      2.2  Объект микроэкономики 
 

     Главным объектом внимания со стороны микроэкономики как науки являются люди как субъекты (агенты) экономики, причем не экономики  вообще, а рыночной экономики. Это означает, что они наделены экономической свободой, самостоятельно определяя свое поведение в экономике. Поэтому микроэкономику, прежде всего, считают наукой о поведении хозяйствующих субъектов.

     В первую очередь, к таким субъектам  относят людей как товаропроизводителей, местом производственной деятельности которых являются предприятия. Поскольку в современных условиях предприятия регистрируются либо как физические, либо как юридические лица, то в качестве хозяйствующих субъектов могут выступать предприятия или фирмы.

     В рыночной экономике предприятие  предстает как сфера предпринимательской  деятельности, поэтому главным субъектом  микроэкономики как микрохозяйства и объектом изучения микроэкономики как науки является предприниматель. Поведение предпринимателей в системе рыночных отношений предстает как важнейшая часть предмета микроэкономики.

     Но  субъектами экономики являются и  потребители. Микроэкономика рассматривает  их как представителей домохозяйств. Домохозяйство - это один, два и более человека, объединенных общими доходами и имуществом потребительского назначения. По существу, это семьи, выступающие в качестве субъектов экономики. Поведение таких субъектов также изучается микроэкономикой как наукой. [13, cтр. 21]

     Эта наука рассматривает домохозяйства не только как потребителей, но и как собственников различных факторов производства: труда, земли, капитала. В условиях рыночной экономики они предстают как продавцы этих факторов. В роли покупателей выступают предприятия (фирмы). Купля-продажа факторов производства осуществляется на соответствующих факторных рынках.

     Получается, что главные субъекты микроэкономики - это фирмы и домохозяйства. Их отношения строятся по следующей  схеме: 

     

     Рис.4. Субъекты современно микроэкономики 

     На  схеме можно видеть, что, с одной  стороны, домохозяйства предстают  в роли продавцов каких-то факторов производства на соответствующих факторных  рынках и получателей дохода от их продажи, а с другой - покупателей, использующих свои доходы для покупки потребительских товаров на соответствующих рынках. Фирмы являются и покупателями факторов у домохозяйств, и производителями нужных домохозяйствам товаров. Подобное взаимодействие происходит между множеством домохозяйств и фирм. Причем, как правило, покупает какой-то фактор у данного домохозяйства одна фирма, а продают ему товары другие фирмы.

     Схема также показывает, что составной  частью предмета микроэкономики является поведение людей как покупателей  и продавцов на самых различных  рынках, а сами рынки выступают в качестве важнейшего объекта изучения со стороны этой науки.

     Субъектом экономики является государство, но микроэкономика рассматривает его  в основном в качестве внешнего для  экономики фактора. Государство  следит за тем, чтобы экономика нормально  функционировала, чтобы ее субъекты соблюдали установленные законы и правила, принимая необходимые меры к нарушителям.

     Субъектами  экономики могут быть и различные  общественные объединения и организации. Это общества по защите прав потребителей, объединения по борьбе с наркотиками, проституцией, порнографией и т.п. Однако деятельность подобных субъектов также не привлекает особого внимания микроэкономики. [14, cтр. 128]

     В целом микроэкономика имеет дело с субъектами экономики как производителями  и потребителями и, соответственно, как покупателями и продавцами, объясняя их поведение в системе экономических отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления, товарных благ. Эти отношения и составляют предмет данной науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3  Проблема выбора как объект микроэкономического анализа 

     Главной проблемой, которой занимается микроэкономика, является проблема выбора в условиях рыночной экономики. Перед ней стоят  все субъекты экономики.

     Прежде  всего, возникает проблема выбора целей экономической деятельности, которые у разных субъектов экономики могут быть разные. Но если говорить о целях товаропроизводителей, то микроэкономика сводит их к максимизации прибыли. Когда же товаропроизводитель становится продавцом, то его цель заключается в максимизации получаемого от продажи товара дохода. Целью покупателя считается максимизация приобретаемой полезности, а целью потребителя - максимальное удовлетворение потребностей при данных расходах на приобретение товарных благ.

     Отмеченные  цели различных субъектов микроэкономики могут быть достигнуты различными путями. Так, получение прибыли, возможно, в результате производства и продажи самых разных товаров. Значит, перед производителем стоит проблема выбора выгодного товара. Как делается такой выбор, какими правилами при этом надо руководствоваться. все это объясняет микроэкономика. Объясняет эта наука и поведение потребителей при выборе товарных благ с целью максимизации степени удовлетворения своих потребностей. [15, cтр. 124]

     Определение цели предполагает и выбор средств ее достижения. В любой экономике это означает выбор ресурсов и выбор путей, способов их использования. В рыночной экономике для предприятий как товаропроизводителей наряду с трудовыми, капитальными, материальными и природными ресурсами важное значение приобретают денежные ресурсы, способные превращаться в любые ресурсы как производственного, так и непроизводственного назначения.

     Возможны  самые различные варианты использования  денежных средств, причем в силу их ограниченности приобретение на них  одних ресурсов предполагает отказ от приобретения других.

     Понятие «редкость» является ключевым для микроэкономики как науки. Здесь это понятие  имеет не физический, а экономический  смысл, так как отражает состояние  экономики и происходящие в ней  процессы. С одной стороны, в нем отражается факт безграничности потребностей субъектов экономики, с другой - ограниченность имеющихся у общества экономических ресурсов. Именно редкость обусловливает отношения собственности, закрепляющие право пользования редкими благами за определенными собственниками. Поэтому все субъекты экономики рассматриваются микроэкономикой как собственники различных благ и ресурсов.

     Понятие «редкость» микроэкономика тесно увязывает  с понятием «эффективность». Эффективность  здесь характеризует степень полноты достижения поставленной цели при данных ресурсах. Вот почему микроэкономика много внимания уделяет анализу условий, при которых можно максимизировать поставленную цель, например, получить максимум прибыли или максимальное удовлетворение потребностей, и одновременно минимизировать необходимые для этого ресурсы.

     Хорошо  известно, что стремление человека максимизировать потребление и  минимизировать свое участие в производстве характеризует его как человека рационального. Именно человек рациональный является объектом внимания микроэкономики. Вот почему микроэкономику называют также наукой о рациональном поведении субъектов рыночной экономики.

     Микроэкономика  считает, что принимать эффективные  экономические решения помогает именно рынок, посылая рациональным субъектам соответствующие импульсы и сигналы. Решающую роль в этом играет конкуренция и цены. Конкуренция заставляет принимать эффективные решения и действия, а цены дают необходимую для этого информацию. Благодаря им производители знают, что, сколько, как и для кого производить, а потребители - какие и сколько товаров приобретать при минимальных затратах на них и как их потреблять (в каком сочетании) для максимального удовлетворения своих потребностей. [16, cтр. 246]

     Вот почему микроэкономика значительное внимание уделяет вопросам функционирования рыночного механизма, законам, которым он подчиняется, и тому, как он определяет поведение субъектов экономики. 
 

 

      3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ МИКРОЭКОНОМИКИ 

     Чтобы проникнуть в сущность экономических  явлений и выдвинуть конкретные практические рекомендации, микроэкономика обязана руководствоваться соответствующей научной методологией.

     Методология проявляется, как способность мыслить научными категориями и понятиями.

     Можно сказать, что методология обнаруживается как технология теоретического мышления. Методология современной микроэкономики определяет способы получения научных знаний о складывающейся практике хозяйствования, а также пути приведения в стройную научную систему разрозненных экономических знаний. [17, cтр. 118]

     Методология микроэкономики включает метод и  теоретическую основу.

     Метод выступает как совокупность общемировоззренческих  принципов, общих научных методов  и частных приемов познания.

     Чтобы дать логически непротиворечивое и  эмпирически подтверждаемое объяснение экономическим событиям, ученые используют ряд универсальных научных приемов: вводят понятия для обозначения наблюдаемых явлений, выдвигают гипотезы о формах взаимозависимости между объектами наблюдения, создают концепции (модели), описывающие механизм протекания экономических процессов.

     Специфика предмета микроэкономики как науки  обусловливает особенности ее методов.

     Среди общенаучных методов познания современная  микроэкономика активно использует такие методы как научное абстрагирование, анализ и синтез,  индукцию и дедукцию, единство качественного и количественного анализа, системно-структурный анализ и др.

     Единство  количественного и качественного  анализа. Необходимость использования  количественного анализа обычно ни у кого не вызывает особых сомнений. Сложнее всегда обстоит дело с тем, чтобы количественный анализ органически дополнить качественным анализом, который предполагает исследование природы экономических отношений.

 [18, cтр. 328]

     Важность  качественного анализа состоит  в том, что он непосредственно затрагивает святая святых — отношения собственности и присвоения, механизм формирования экономических интересов хозяйствующих субъектов. Не секрет, что качественный анализ направлен на обнаружение экономических противоречий или внутренних несоответствий хозяйственного механизма. Это всегда придает качественному анализу особую социальную актуальность.

     Только  качественный анализ, предполагающий исследование реальных 
экономических отношений (управление; присвоение; принципы функционирования акционерного общества, выделение тенденций формирования эффективного собственника и т. д.), в состоянии дать ответ на поставленный вопрос и сдвинуть дело с мертвой точки.

     Единство  количественного и качественного  анализа проявляется при использовании  такого хорошо известного приема, как сравнение. В процессе сравнения есть возможность сопоставить количественные и качественные параметры изучаемого экономического явления с параметрами (эталоном) уже известного явления. На практике сравнение используется, когда сопоставляются:

     а)  фактические и прогнозные (плановые) значения;

     б)  показатели анализируемого предприятия  и результаты работы других предприятий  отрасли;

     в) данные о развитии предприятия в отчетном периоде и среднеотраслевые показатели;

     г)  различные варианты управленческих решений (бизнес-планов и т. п.). [19, cтр. 29]

     Особое  практическое значение имеет, например, сопоставление параметров функционирования анализируемого предприятия с данными  о результатах деятельности предприятий-конкурентов. Правда, в условиях коммерческой тайны при проведении такого анализа часто приходится довольствоваться лишь косвенными и разрозненными сведениями. Поэтому нужно уметь на основе таких ограниченных данных составлять общую картину.

     Системно-структурный  анализ. Особое преимущество системно-структурного анализа состоит в том, что такой прием позволяет увязать отдельные части, функции и подсистемы, например, предприятия в единый механизм. Предполагается выделение внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов развития исследуемого хозяйствующего субъекта, обнаружение его «системного качества».

     На  практике именно неспособность менеджеров предприятия квалифицированно выполнить  системно-структурный анализ складывающейся ситуации заметно снижает качество экономических расчетов, что зачастую приводит к банкротству.

     Из  общенаучных методов использования  логически вытекает использование  частных приемов исследования. При  этом частные методы в состоянии  учесть специфику изучаемого экономического явления,  сориентированы на решение конкретных практических задач.

     Поскольку предметом микроэкономики является поведение субъектов экономики, то в микроэкономике особое значение приобретает метод наблюдения. Речь идет о наблюдении поведения людей  как производителей и потребителей, покупателей и продавцов, что позволяет выявить факторы, определяющие то или иное поведение, наличие закономерностей их действия.

Информация о работе Микроэкономика в системе экономических знаний