Мировой финансовый кризис 2008 года и его влияние на экономику России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 17:50, курсовая работа

Описание

Ровно год назад обанкротился один из крупнейших американских банков – Lehman Brothers Holdings Inc. Именно эту дату – 15 сентября 2008 г. – принято считать днем начала мирового финансового кризиса, сравнимого по масштабам с Великой депрессией 30-х годов прошлого века.
Всего лишь пару лет назад никто не мог даже предположить, что небольшой кризис в сфере высокорисковых кредитов класса subprime в США перекинется на всю мировую финансовую систему и создаст угрозу краха банковской системы многих стран.

Работа состоит из  1 файл

курс 1.docx

— 180.88 Кб (Скачать документ)

     Новации по налогу на прибыль включают: снижение ставки налога с 24 до 20%, увеличение амортизационной премии по отдельным группам основных средств с 10 до 30%, изменение порядка списания на расходы стоимости лицензий на право пользования недрами. Данные меры обладают определенным мотивационным потенциалом, стимулирующим предприятия к росту. Однако в условиях кризиса прибыль предприятий сокращается, и стимулирующее воздействие этих мер остается в значительной мере нереализованным. При переходе к фазе роста их влияние усилится.

     Большинство мер, связанных с налогом на добавленную  стоимость, направлены на устранение искусственных  ограничений при применении вычетов. В их числе наиболее важны предоставление права вычета НДС с авансов, отмена обязанности перечислять НДС  в денежной форме при неденежных способах расчетов.

     Существенная  новация – освобождение от налогообложения НДС операций по ввозу технологического оборудования, которое не имеет отечественных аналогов. Эта норма вводится после определения соответствующего перечня технологического оборудования правительством РФ. Эффект (позитивный или негативный) существенно зависит от принципов формирования такого перечня и его итогового состава.

     Ряд мер направлен на снижение налогового бремени на нефтедобывающие предприятия. В эту группу входят: повышение  необлагаемого минимума при расчете  ставки НДПИ с 9 до 15 долл., введение налоговых  каникул для определенных участков недр, разработка которых затруднена из-за сложных природных условий, и изменение порядка списания стоимости лицензий на право пользования  недрами. Все эти меры были приняты  еще в июле 2008 г., и в дальнейшем порядок их применения не корректировался. Если повышение необлагаемого минимума и изменение порядка списания стоимости лицензий касаются всех нефтедобывающих компаний, то введение налоговых каникул в первую очередь дает преференции отдельным компаниям, уже имеющим лицензии на соответствующие участки.

     Применительно к малому бизнесу важной новацией стало предоставление субъектам  РФ права дифференцировать ставку в  рамках упрощенной системы налогообложения (УСН) по доходам за вычетом расходов в пределах 5–15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Однако сохранилась неизменной (единой) ставка 6%, когда объектом налогообложения являются доходы.

     Также был принят ряд точечных мер, снижающих  налоговую нагрузку на отдельные  категории плательщиков. В частности, был увеличен размер вычета по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) при  приобретении жилья, разрешено применять  единый сельхозналог (ЕСхН) малым, градо- и поселкообразующим предприятиям рыбохозяйственного комплекса, для  аптечных учреждений отсрочено применение норм, ограничивающих использование  единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

     В составе пакета налоговых мер  присутствуют также и касающиеся изменения сроков уплаты налогов. Министру финансов в течение 2009 г. дано право предоставлять отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов на срок не более пяти лет, если размер задолженности организации превышает 10 млрд. руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий. Также расширен перечень оснований для получения инвестиционного налогового кредита за счет включения в него исполнения государственного оборонного заказа. Обе меры являются дискреционными, направлены на крупные предприятия, механизмы их применения непрозрачны.

     Общая оценка

     Основная  положительная черта налоговых  новаций – совершенствование механизмов начисления налогов и их администрирования. Значительное внимание уделено снижению налоговой нагрузки на нефтедобывающие предприятия (НДПИ, налоговые каникулы). Существенным может быть (в зависимости от практических решений региональных властей) снижение налоговой нагрузки на малый бизнес (УСН). Однако что касается уменьшения налоговой нагрузки на бизнес в целом за счет снижения ставки налога на прибыль, то антикризисный эффект представляется весьма ограниченным ввиду резкого сокращения прибыли предприятий.

     Только  одна из множества принятых налоговых  мер (увеличение амортизационной премии) прямо связана с системным  стимулированием инвестиционной деятельности предприятий. Ряд мер (в частности, освобождение от НДС ввоза оборудования, не имеющего аналогов; реструктуризация задолженности, инвестиционный налоговый  кредит) представляются мало прозрачными  по механизмам их применения.

     В целом налоговые меры, входящие в  «антикризисный» пакет правительства, не составляют единой и взаимосогласованной  системы.

     Меры в рамках таможенно-тарифной политики

     Постоянное  существенное повышение ввозных  тарифов в течение 2001–2008 гг. наблюдалось только по мясу и автомобилям. Оно продолжилось и в рамках антикризисной политики (более 30 пунктов для мяса и старых автомобилей). По товарам, на которые пошлины ранее снижались или были стабильными, ставки повысились по следующим группам: молочные продукты, продукция черной металлургии, трубы, автобусы и некоторые виды специальных автомобилей, а также техника для лесного хозяйства. При этом увеличение ставок было относительно умеренным – только в отдельных случаях оно превышало 10%, а в основном составило 5–10%. Более резкое повышение – до 20 пунктов – произошло в отношении техники для лесного хозяйства. Существенно (более чем на 5 пунктов) повышены ввозные пошлины на товары, которые ранее облагались пошлинами не более 5%: продукция черной металлургии, грузовики и машины для лесного хозяйства. Снижены ввозные пошлины на некоторые товары, включая каучук и сырье для черной металлургии (лом, отходы, стружка).

     По  оценкам, которые были сделаны на базе данных за 2007 г., изменения ввозных пошлин касаются импорта объемом примерно 30 млрд... долл., при этом около 75% приходится на повышение пошлин в пределах 5–10 пунктов, около 7% – выше 35 пунктов, снижение затронуло примерно 3%. Изменение пошлин по товарным позициям с более крупными объемами импорта было не таким существенным, как по менее значимым товарным позициям.

     Общая оценка

     Отметим, что эффективность применения тарифных инструментов для компенсации негативных последствий кризиса и для  расширения внутреннего спроса изначально ограничена. Дело в том, что повышение ставок тарифа может привести к росту цен на внутреннем рынке и способствовать снижению спроса. Чтобы избежать такого негативного эффекта, потребители должны быстро переключиться на продукцию внутреннего производства. Для этого необходимы незагруженные мощности или инвестиционные ресурсы для быстрого расширения производства, а также высокий уровень коммерческой взаимозаменяемости импортных и местных товаров.

     В условиях спада использование тарифных инструментов наиболее целесообразно  в рамках эффективной тарифной защиты, то есть посредством снижения пошлин на импортные виды сырья и оборудования, которые необходимы для стимулирования и поддержания производства и  не могут быть обеспечены местными поставщиками. Этот механизм эффективен и в условиях депрессии, и при  оживлении. Однако такого рода меры в  «антикризисном пакете» представлены недостаточно. По некоторым направлениям более эффективными могут оказаться  антидемпинговые, компенсационные  и специальные защитные меры.

     Меры по развитию малого и среднего предпринимательства

     В условиях кризиса поддержка малого и среднего бизнеса имеет очень  большое значение не только для стимулирования экономического роста, но и для обеспечения  занятости и смягчения кризисных  последствий в социальной сфере. Судя по числу мер поддержки, ориентированных  на МСП, это направление действительно  представляется одним из важнейших  приоритетов антикризисной политики. На него государство выделяет дополнительно 6 млрд. руб. по Программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства; 30 млрд. руб. выделил Внешэкономбанк на поддержку кредитования МСП.

     Среди наиболее важных новых «денежных» мер  в рамках Программы финансовой поддержки  малого и среднего предпринимательства  можно назвать выделение грантов  начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса. По оценкам, на эти  цели может быть израсходовано до 4,5 млрд. руб., а грантовую поддержку получат около 15 тыс. начинающих предпринимателей. В целом указанную меру эксперты оценивают положительно, однако отмечают, что ее трудно администрировать из-за отсутствия наработанной практики. Кроме того, максимальная сумма гранта начинающему предпринимателю (300 тыс. руб.) значительно ниже необходимой для запуска бизнеса. Многие меры по поддержке «старта» новых предприятий, декларируемые как антикризисные, запоздали – они были бы более эффективны на этапе роста экономики.

     Значительное  число мер по поддержке малого бизнеса сопряжено с проведением  конкурсного отбора, иногда двухэтапного. Это во-первых, делает данные меры менее  оперативными, а во-вторых, их результативность начинает зависеть от четкости критериев  отбора и эффективности контроля. Отметим, что эффективность большинства  мер по поддержке малого бизнеса  во многом определяется тем, как они  реализуются на местах.

     Двухэтапность присутствует и в наиболее «сильной»  мере по расширению кредитования малого бизнеса через Внешэкономбанк. Общий  лимит на этот вид деятельности в 2008 г. составлял 9 млрд. руб., причем кредиты смогли получить лишь 5 тыс. малых и средних предприятий (для сравнения: всего в стране их насчитывается 2,4 млн.). По оценкам экспертов, реальные средства в рамках программы Внешэкономбанка дойдут до конечных заемщиков не раньше середины 2009 г.

     В качестве наиболее оперативной антикризисной  меры в сфере поддержки малого бизнеса можно рассматривать  предоставление регионам права снижать  до 5% налоговую ставку в рамках упрощенной системы налогообложения по доходам за вычетом расходов. Но эта мера не лишена существенных недостатков. В силу жестких ограничений бенефициарами в действительности выступают микропредприятия. Кроме того, большинство работающих по упрощенному режиму фирм используют единую ставку 6% от доходов. Наконец, далеко не все регионы поспешили воспользоваться данной возможностью: к началу марта соответствующие законы были приняты только 13 субъектами Федерации, в некоторых случаях лишь для отдельных видов деятельности.

     Значимыми могут стать «неденежные» институциональные  меры, связанные с обеспечением доступа  субъектов малого и среднего предпринимательства  к получению заказов при закупках товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями, а также к муниципальным заказам, но при условии обеспечения реальной конкуренции и прозрачности таких  закупок.

     Общая оценка

     В целом совокупность антикризисных  мер по поддержке МСП не противоречива  и стимулирует развитие этого  сегмента экономики. Вместе с тем  многие меры недостаточно оперативны и окажут эффект только летом–осенью 2009 г., что не позволяет высоко оценивать их эффект в острой фазе кризиса. Однако они, вероятно, помогут экономике быстрее восстановиться после прохождения нижней точки кризиса.

     Наиболее  эффективные меры по поддержке МСП  сопряжены с большим числом рисков, в частности, предполагают эффективное  администрирование принятия большого числа решений (на уровне регионов, региональных банков, муниципалитетов). В связи с этим важны мониторинг достигнутых результатов, сопоставление  усилий различных регионов по поддержке  МСП.

     Еще раз отметим, что большинство  мер, декларируемых с позиций  поддержки малого и среднего предпринимательства, на самом деле в основном направлены на поддержку малого бизнеса. Кроме того, наметился определенный сдвиг от поддержки инновационных малых фирм к поддержке малого бизнеса в целом. В принципе такое смещение акцентов в условиях кризиса объяснимо, но приоритет развития инноваций, формирования новых инновационных предприятий, создания соответствующей инфраструктуры необходимо сохранить. 
 

 

     Заключение 

     Благоприятная экономическая конъюнктура последних  месяцев дала экономическим властям  повод для оптимизма. Согласно улучшенному  Минэкономразвития прогнозу, в 2010 году темп роста ВВП составит 1,6% против озвученного ранее 1%, сообщил источник в финансово-экономическом блоке правительства со ссылкой на прогноз министерства.

     При благоприятном развитии событий  экономика в 2010 году может добраться  до 3 и более процентов, отметил  он. В 2011 году ВВП РФ вырастет на 3% (ранее прогнозировалось 2,6%), в 2012-м – на 4,3% (3,8%).

     Свой  позитив по грядущей трехлетке Минэкономразвития  объясняет, в частности, ожиданиями увеличения доходов от экспорта из-за роста цен на нефть и металлы  и общего наращивания объема продаж. В 2010 году доходы от экспорта могут  вырасти на 32 миллиарда долларов – до 308 миллиардов долларов.

     Вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин сообщил, что баррель нефти Urals стоит  в среднем 69 долларов за баррель (ранее  ожидали 54 доллара), в 2010 году – 58 долларов за баррель (было 55).

     Инфляция  в 2009 году составила 8,4% против ожидавшихся ранее 12%, отметил источник. Еще ранее прогноз роста цен составлял 13%, а президент РФ Дмитрий Медведев говорил о возможной в этом году 10–11-процентной инфляции.

     На 2010 год установлена вилка – 9–10%, а в 2011–2012 годах рост цен может составить 8% и 7% соответственно.

     Прогноз по реальным доходам населения министерство оставило без изменений.

Информация о работе Мировой финансовый кризис 2008 года и его влияние на экономику России