Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 13:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение причин, последствий и путей преодоления мирового кризиса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность экономического кризиса;
- выявить причины мирового экономического кризиса;
- изучить последствия кризиса;
- определить пути преодоления мирового кризиса.
Многообразие антикризисных мер, принятых в 2008—2009 гг. и направленных на поддержку финансового и реального секторов, а также населения, — по данным Правительства России, в рамках реализации антикризисной программы было принято 379 актов (решений) — в целом хорошо классифицируется по названным группам.
В отсутствие теории практика всегда находит решения самых насущных проблем, пусть грубые, временные, низкоэффективные, но необходимые. В 2008 г. меры правительств по борьбе с кризисом в принципе оказались адекватными. Что нового и важного может дать в этой связи теоретическое осмысление проблемы?
Во-первых, только ужесточение регулирования деятельности банков не дает гарантии от возникновения кризисов, так как остается неизменным главный очаг нестабильности — присущие системе внутренние и внешние рефлексивные реакции, а также влияющие на банки рефлексивные процессы на биржевых рынках.
Во-вторых, именно банки и биржи, в значительной степени благодаря рефлексивным процессам, создают абсолютно необходимую для развития экономики дополнительную массу денег. Поэтому даже небольшие перекосы в регулировании их деятельности могут привести к самым негативным последствиям для темпов экономического роста.
Теперь можно поставить задачу по разработке комплекса мер, направленных на ликвидацию внутрисистемной причины возникновения кризисов, одновременно способствуя экономическому развитию. Сформулируем основные направления, по которым должно идти институциональное совершенствование экономической системы.
Введение механизмов регулирования рефлексивных процессов ценообразования, в первую очередь биржевого. Необходимо привязывать котировки акций к каким-то инерционным факторам, например уровню выплачиваемых дивидендов, эффективности финансовой деятельности, темпам экономического роста и т. п. С учетом возможных негативных последствий такого шага их надо нивелировать с помощью специального механизма создания дополнительной денежной массы.
Что же касается внебиржевых рефлексивных процессов ценообразования, то практика уже давно встала на путь их регулирования. Например, существует ограничение на перепродажу жилья в виде налога на прибыль от продаж, если оно продается ранее установленного срока эксплуатации. Вместе с тем эффективность такого регулирования всегда оказывается низкой, так как в большинстве случаев речь идет о смешанных, а не чисто рефлексивных процессах ценообразования.
Формирование
Разработка структуры и условий работы банковской системы, обеспечивающих ее устойчивость к воздействию внешних и внутренних рефлексивных процессов. Сложность задачи в этом случае обусловлена тем, что любые новации по повышению устойчивости банковской системы должны будут одновременно сохранить или даже усилить ее способность оказывать финансовую поддержку процессам развития экономики.
Путь выхода России из кризиса
Стратегическое направление выхода России из кризиса очевидно: восстановление докризисного уровня функционирования банковской системы и реального сектора экономики. Теперь ни у кого не осталось сомнений в том, что это две неразрывные части единой экономической системы. Поскольку помощь банкам уже оказывается, обратимся к реальному сектору.
Спад производства отраслей первичных переделов (металл, цемент, стройматериалы и т. п.) свидетельствует о снижении деловой активности в целом, но в то же время означает возникновение в экономике огромного резерва свободных мощностей. Он позволяет решить стратегическую задачу модернизации экономической системы. На практике это выразится в реализации масштабных инфраструктурных, инновационных и социальных проектов низкой или даже отрицательной, по меркам рынка, экономической эффективности.
Такая мера напоминает схему выхода США из Великой депрессии и может означать следование не оправдавшей себя на практике доктрине Дж. М. Кейнса. Уходя от теоретических дискуссий, отметим только, что предлагаемое решение не годится для стран с развитой экономикой, но для России это самый эффективный путь не только выхода из кризиса, но и создания потенциала развития. В тактическом плане лучшего времени для реализации крупных инфраструктурных проектов, чем кризисная ситуация, не найти.
Итак, главным направлением
выхода из кризиса должна стать реализация
специфически организованных целевых,
финансируемых государством масштабных
проектов инфраструктурного и
В стране должна заработать
государственная контрактная
Необходимо внедрить в качестве постоянного институционального фактора «систему провокации положительных тенденций». Речь идет о том, что при увеличении спроса, вызванного долгосрочными масштабными проектами или любыми другими факторами, производители могут отреагировать двояко: внедрить новые технологии, за счет этого снизить издержки и увеличить выпуск продукции, затем снизить цену, вытеснить менее эффективных конкурентов, еще больше нарастить выпуск и в результате увеличить массу прибыли; не предпринимая трудоемких и рискованных шагов, просто повысить цены и сразу получить прибыль. В России сейчас доминирует второй вариант, а в США — первый. Нужно, чтобы и в нашей стране превалировал первый вариант. Эту задачу, в основном за счет тех же рефлексивных реакций, и решает «система провокации положительных тенденций».
С глобальным экономическим кризисом экономика столкнулась только потому, что в состоянии глубокого кризиса находится экономическая теория. Представления о рефлексивных процессах — лишь небольшая часть будущей теории. Именно экономический кризис заставляет пересмотреть устоявшиеся стереотипы, отбросить очевидно не работающие умозрительные построения и опереться на объективные законы развития экономической системы.
Решение проблем банковского сектора
С середины сентября 2008 г. российский банковский сектор начал испытывать серьезные проблемы, но решить их без поддержки государства он не мог. В России разразился настоящий банковский кризис, который, как показали дальнейшие события, стал самым дорогим в новейшей российской истории. «Приводными ремнями», транслировавшими общеэкономические проблемы в банковский сектор, стали: бегство капитала из страны (в форме прямого оттока, чистого погашения корпоративной внешней задолженности и долларизации вкладов и сбережений как населения, так и корпораций); очевидное превышение банками допустимого уровня валютного риска; резкое ухудшение финансового состояния заемщиков, что привело к существенному падению качества активов и росту просроченной задолженности. Для ряда банков, прежде всего региональных, важной проблемой стал отток депозитов населения. Для преодоления банковского кризиса государство приняло ряд мер, которые можно разделить на несколько групп.
Поддержание банковской ликвидности. Принято считать, что осенью 2008 г. в российском банковском секторе возник кризис ликвидности. Однако если и так, то это не был дефицит ликвидности в системе в целом: по данным Банка России, даже в самые острые дни середины сентября 2008 г. количество обработанных в московском расчетном узле банковских платежных документов и объемы прошедших платежей практически не уменьшились. Тем не менее российские банки создали сильное информационное давление на Банк России и правительство, вынудив их согласиться на мгновенное предоставление дополнительной ликвидности (снижение уровня обязательных резервов и размещение депозитов Минфина). В результате ставки московского межбанковского кредитного рынка по однодневным кредитам выросли с 4—5 до 10%, но продержались на этом уровне всего два дня, опустившись затем до докризисных значений.
Для смягчения напряженности на денежном рынке и предоставления дополнительной ликвидности банковской системе уже в середине сентября 2008 г. Банк России пошел на снижение норматива фонда обязательных резервов (ФОР) до минимального исторического уровня 0,5%. Одновременно он повысил коэффициент усреднения с 0,55 до 0,6%, что расширило возможности банков по управлению текущей ликвидностью. В результате банковская система получила около 250 млрд, а в октябре — еще порядка 115 млрд руб. Помимо этого, поскольку у Банка России отсутствовала нормативная база для предоставления необеспеченных кредитов, с середины сентября до конца октября 2008 г. Минфин России дополнительно разместил на счетах в коммерческих банках депозиты на сумму 691,2 млрд руб.
Наряду с этим были приняты решения о повышении ликвидности определенных банков, соответствовавших неким формальным требованиям: снижены дисконты по операциям прямого РЕПО с ОФЗ и ОБР и минимальный уровень кредитного рейтинга облигаций, принимаемых в Ломбардный список (в последний были включены акции и биржевые облигации одновременно с допуском Банка России к биржевым торгам); введен механизм предоставления кредитов без обеспечения. Для восстановления механизмов перетока денежных средств внутри банковской системы Банк России ввел практику заключения соглашений с крупнейшими банками о временной компенсации убытков, полученных на рынке межбанковского кредитования.
Принятые меры быстро сняли напряженность, и у банков стала формироваться избыточная ликвидность, которую в условиях снижения цен на нефть и курса рубля по отношению к доллару (при стабильном курсе бивалютной корзины из-за укрепления доллара по отношению к евро) банки направили на приобретение иностранной валюты для закрытия своей открытой валютной позиции, сформированной до начала кризиса. Этот процесс резко интенсифицировался в ноябре 2008 г., когда Банк России начал предоставлять беззалоговые кредиты банкам на сотни миллиардов рублей. В отличие от действий денежных властей в других странах, которые использовали краткосрочные (однодневные или недельные) кредиты, Банк России существенно удлинил сроки (вплоть до года) предоставления своей кредитной поддержки банкам, что превратило эти инструменты в механизмы поддержания не ликвидности, а платежеспособности банковской системы.
Фискальное стимулирование в России
В экономической теории и практике реализации антикризисных программ важнейшая роль отводится фискальному стимулированию. Государство пытается компенсировать резкое падение частного спроса либо снижением уровня налогообложения, либо увеличением бюджетных расходов на приобретение товаров и услуг или реализацию инвестиционных программ. На практике работоспособность этого инструмента обусловлена множеством дополнительных факторов. В их числе выделим два:
-способность правительства найти источники средств для увеличения бюджетных расходов в условиях сокращения налоговых поступлений из-за спада деловой активности. Иногда государства используют для этого накопленные резервы, но, как правило, им приходится наращивать бюджетный дефицит и государственный долг. Здесь важны тесная координация усилий с центральными банками и учет параметров денежной политики;
- наличие в экономике свободных мощностей и мобильной рабочей силы, чтобы рост предложения мог отреагировать на растущий государственный спрос.7
Заключение
В ходе написания курсовой работы была рассмотрена сущность мирового экономического кризиса, выявлены причины и последствия кризиса.
Проблема цикличности экономики за более чем вековую историю её существования стала средоточием для исследования многих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на развитие и функционирование системы мирового и национального хозяйства. Цикличное развитие экономики сопровождается высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого. Периодическая повторяемость экономических спадов ведет к обнищанию, голоду, страданиям людей, что не может не беспокоить цивилизованное общество. Поэтому проблема цикличности всегда привлекала внимание ученых-экономистов и сегодня остается одной из центральных проблем экономической теории.
Экономический кризис (др.-греч.
κρίσις — поворотный пункт) — серьёзные
нарушения в обычной
Сущность кризиса можно определить следующим образом:
1) кризис – это рассогласование
в деятельности отдельных
2) кризис – это
Различают следующие виды экономических кризисов:
- циклические кризисы;
- промежуточные кризисы;
- структурные кризисы;
- частичные кризисы;
- отраслевые кризисы;
- сезонные кризисы;
- мировые кризисы.
Выделяют различные причины кризисов. По Кейнсу, — кризисы результат избытка сбережений у населения, что вызывает недостаток инвестиций в производстве.
К. Маркс говорил о кризисе перепроизводства. Данный тезис не выдерживает критики, поскольку количество ошибок в планировании выпуска, частота вытеснения с рынка одних предприятий другими, число банкротств перед кризисом точно такие же, как и задолго до него.
Последствия кризиса можно разделить на две группы. К первой группе относятся текущие последствия. Они являются оперативной реакцией на кризис. Их анализ позволяет оценить состояние экономики и общества в краткосрочной перспективе. Наиболее ощутимыми из таких последствий являются безработица, инфляция, темпы падения экономических показателей