Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 01:34, реферат
Основной формой международных экономических отношений является мировая торговля, которая ведется на мировых рынках. Однако мировой рынок — более широкое понятие, охватывающее кроме сферы обращения товаров обращение услуг, рынок труда, капиталов и валют.
РЕФЕРАТ
на тему
«Мировой
рынок и свободные
Москва 2011
Основной формой международных экономических отношений является мировая торговля, которая ведется на мировых рынках. Однако мировой рынок — более широкое понятие, охватывающее кроме сферы обращения товаров обращение услуг, рынок труда, капиталов и валют.
Зарождение мирового рынка относится к XVI—XVII вв., а его окончательное формирование завершилось на рубеже XIX—XX вв.
Экономической основой мирового рынка является международное разделение труда, которое обусловливает необходимость обмена товарами между странами. При этом в качестве покупателей и продавцов, т.е. субъектов мирового рынка, могут выступать государства; частные, акционерные и кооперативные предприятия; физические лица.
Мировому рынку в отличие от национального присущи следующие специфические черты;
Мировой рынок — арена острой конкурентной борьбы между экспортерами идентичных и взаимозаменяемых товаров, а также поле столкновения интересов экспортеров и импортеров. Под влиянием конкуренции здесь постоянно меняется соотношение сил между основными центрами экономических отношений. Вместе с тем мировой рынок в значительной степени монополизирован, на нем сложно утвердиться новым конкурентам.
Рост интенсивности международного обмена, борьба за расширение и завоевание новых рынков привлекли пристальное внимание экономистов к этой проблеме и способствовали возникновению различных теорий.
Первая их них — это теория абсолютных преимуществ А. Смита. Еще в XVIII в. он обосновал выгодность торговли без искусственных ограничений (свободной торговли) для всех участвующих в ней сторон. Согласно теории абсолютных преимуществ, каждая страна должна производить и продавать то, что является конкурентоспособным на мировом рынке, а покупать то, что она сама произвела бы со значительно большими затратами. По А. Смиту, разница между абсолютными стоимостями — реальное условие международного обмена. Если издержки производства товара в стране А ниже, чем в стране В, то для последней целесообразно импортировать товар из страны А вместо того, чтобы производить его самой.
Вторая теория — это теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. По его мнению, решая вопрос о целесообразности обмена, не следует исходить из того, что производство товара в стране А стоит меньше, чем в стране В. Необходимо сравнивать не издержки производства в этих Гранах, а соотношение между стоимостями товаров X и Y страны А с аналогичным соотношением стоимостей тех же товаров в стране В, т.е. в основе теории лежат сравнительные издержки. В теории Д. Рикардо упор делается на национальные различия в стоимости, обусловленные затратами труда.
Д.
Рикардо брал условный пример: есть две
страны — Англия и Португалия — и два
товара — вино и сукно. Издержки производства
он условно измерял рабочим временем.
Продукт | Португалия | Англия |
1 ед. вина | 1 раб. день | 3 раб. дня |
1 ед. сукна | 2 раб. дня | 4 раб. дня |
В данном примере производство в Португалии абсолютно более эффективно, чем в Англии. Но Д. Рикардо сравнивает не абсолютный эффект. В Португалии издержки на производство сукна соотносятся к затратам на производство вина как 2:1, в Англии — 4:3, т. е. относительно меньше. С вином наблюдается противоположная ситуация. Та* ким образом, эффективность производства вина в Португалии в сравнении с производством сукна выше, чем в Англии (1/2<3/4). Следовательно, Португалии, из соображений эффективности национальной экономики, выгоднее сосредоточить труд и капитал в виноделии, заменив производство сукна на его импорт из Англии. С другой стороны, Англии но тем же соображениям выгоднее специализироваться на производстве сукна. Такая специализация выгодна и странам, и населению (можно купить дешевые продукты и товары, что повысит реальную заработную плату).
Третья теория — это теория соотношения факторов производства. Ее основоположниками являются шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин (в экономической литературе она известна как теория Хекшера—Олииа). В соответствии с этой теорией страны неодинаково наделены факторами производства — трудом, землей и капиталом. Если страна в избытке обеспечена каким-либо одним фактором, например трудом с относительно низкой заработной платой, то ей выгодно производить и экспортировать трудоемкие товары. Там, где есть свободные капиталы, но недостает рабочей силы, целесообразно изготовлять и вывозить капиталоемкие товары, импортируя, в свою очередь, трудоемкие. Данная теория признает основой обмена миграцию факторов производства. При этом предпринимаются попытки учесть возрастающее значение НТП, его требования и последствия, определять пределы и временные лаги в технологических нововведениях различных стран, влияющие на трудоемкость и капиталоемкость, уровень и структуру торговли.
Мировая торговля — это сфера международных товарно-денежных отношений. На ее развитии отражаются экономические, политические и культурные условия конкретной страны. Среди экономических условий существенное значение имеет уровень развития экономики. Международная торговля чутко реагирует на изменение политической ситуации и правового режима. На нее оказывает влияние и культурный уровень населения — традиции, обычаи, нравы, язык и т.д. В стране с высоким уровнем культуры внешнеэкономические операции совершаются более оперативно, повышается их эффективность.
В мировой торговле осуществляются следующие виды внешнеторговых операций: экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные. Показателями, характеризующими внешнеторговый оборот, являются:
* экспортная
квота — отношение стоимости экспорта
к
стоимости ВВП;
* объем экспорта на душу населения.
Внешнеторговый оборот характеризует открытость экономики, т.е. степень ее вовлечения в мирохозяйственные связи. Внешнеторговый оборот состоит из экспорта (вывоз товаров) и импорта (ввоз товаров). Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что страна вывозит ту продукцию, издержки которой ниже мировых. При импорте товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время ей экономически невыгодно (затраты при покупке изделий меньше, чем затраты на производство продукции внутри страны).
Внешняя торговля оказывает существенное воздействие на динамику ВВП. Так, в США доля внешней торговли составляет 18—20 % ВНП, в странах Западной Европы этот показатель колеблется от 30 до 55—60 % ВНП. Объем внешней торговли определяется не только уровнем развития и эффективности национальной экономики, но и интегрированностыо страны в мировой рынок.
Для количественной оценки этого воздействия используется мультипликатор внешней торговли. Его механизм можно объяснить следующим образом. Увеличение инвестиций в страну А вызывает в ней рост национального дохода. Но по мере роста национального дохода страны А увеличивается и объем ее импорта. Поскольку импорт страны А является одновременно экспортом страны Б, ее доход также возрастает. В свою очередь рост дохода страны Б вызывает увеличение ее импорта. А поскольку он представляет собой экспорт страны А, то это снова ведет к увеличению национального продукта страны А и т.д.
В настоящее время развитию мировой торговли присущи следующие тенденции:
Внешняя торговля играет значительную роль в экономике Беларуси. На ее долю приходится 88 % экспорта и 80 % импорта из стран СНГ. Основным торговым партнером Беларуси является Россия.
Основной удельный вес в экспорте Беларуси занимает продукция перерабатывающих отраслей. Из страны вывозятся грузовые автомобили, тракторы, металлорежущие станки, шины, мотоциклы, велосипеды, часы и др. На долю сырьевых ресурсов приходится около 13% от общего объема экспорта.
Наибольший удельный вес в импорте Беларуси занимают энергоресурсы (нефть, газ, электроэнергия). На их долю приходится 31% ввозимой продукции. Энергоносители импортируются в основном из России. Из стран дальнего зарубежья вывозится оборудование, машины и социально значимые товары.
Важную роль на мировом рынке играет торговля услугами. Международный валютный фонд подразделяет ее на четыре вида: фрахт, другие транспортные услуги, туризм, прочие услуги.
Туризм
и судоходство (фрахт) составляют 65
% оборота международной
Как известно, услуги — это продукт высокоразвитой экономики. Поэтому естественно, что на мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран: США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Бельгия, Нидерланды, Италия. На их долю приходится 65 % мирового экспорта услуг и 50 % импорта. В США в сфере услуг занято около 73 % рабочей силы, в Германии — 41 %, в Италии — 35 %.
В последнее время в экспорте услуг возрастает роль развивающихся стран. Так, Южная Корея является крупным экспортером инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика — туристских, Сингапур — финансовых.
Соотношение между экспортом и импортом товаров называется торговым балансом. Он бывает активным и пассивным. Активный торговый баланс страны означает превышение экспорта над импортом. Пассивный торговый баланс — это превышение импорта над экспортом. Торговый баланс зависит от положения страны на мировом рынке, мощности и конкурентоспособности ее экономики.
Торговый баланс является важнейшей частью платежного баланса, так как в нем отражается сальдо платежей и поступлений по экспортным, импортным и реэкспортным операциям.
Движение торгового баланса связано и с другими статьями платежного баланса по текущим операциям, что обусловлено быстрым развитием сферы услуг и неторговых платежей, ростом их значения в международном обороте. Западная статистика называет эти статьи платежного баланса "невидимыми операциями" ("невидимый экспорт" и "невидимый импорт"). В современных условиях "невидимые операции" стали важным фактором сбалансированности баланса текущих операций. Ведь доля услуг в мировом товарообороте составляет более 20 %, а темпы их роста опережают темпы роста совокупного товарооборота.
Информация о работе Мировой рынок и свободные экономические зоны