Мировой рынок и свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 01:34, реферат

Описание

Основной формой международных экономических отношений является мировая торговля, которая ведется на мировых рынках. Однако мировой рынок — более широкое понятие, охватывающее кроме сферы обращения товаров обращение услуг, рынок труда, капиталов и валют.

Работа состоит из  1 файл

Мировая экономика.docx

— 37.92 Кб (Скачать документ)

     Торговый  баланс составляется за определенный период времени — месяц, квартал, год, а также на определенную дату.

     Меры, используемые государством или группой  государств в сфере внешнеторговой деятельности, составляют содержание внешнеторговой политики. Основными ее элементами выступают протекционизм, система свободной торговли и демпинг.

     Протекционизм — это деятельность государства, способствующая развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Существует и такая формулировка: протекционизм — это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов. Суть этой политики заключается в сдерживании ввоза в страну высококонкурентной зарубежной продукции и стимулировании экспорта товаров национального производства.

     У протекционизма есть свои плюсы и  минусы. Преимущества протекционизма:

  • сдерживание импорта помогает уравновесить торговый баланс;
  • защита национальной экономики от демпинга;

     « защита молодых отраслей, которые  еще неконкурентоспособны и нуждаются в государственной поддержке;

     * торговые барьеры на пути иностранных товаров сти 
мулируют собственное производство.

     Недостатки  политики протекционизма заключаются  в следующем:

  • ослабляется конкуренция в экономике;
  • снижается эффективность производства;
  • в достаточной степени не используются преимущества международного разделения труда;
  • подрываются возможности экспорта, так как ограничение импорта сдерживает и будущий экспорт. Современная система протекционистских мер включает

     несколько основных методов

     Таможенное  регулирование, затрудняющее импорт и экспорт определенных видов продукции. Различают адвалерные, специфические и смешанные таможенные пошлины.

     Первые  взимаются в процентах от цены товара (например, 15 % от цены холодильника); вторые — в виде определенной денежной суммы, взимаемой с объема, веса или штуки товара (например, 15 долларов с каждой тонны металла); третьи — это одновременное обложение и адвалерными и специфическими пошлинами.

     Систематизированный перечень таможенных пошлин представляет собой таможенный тариф. Различают экспортный и импортный тарифы. Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин: максимальные, минимальные и преференциальные (льготные). Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми не подписаны торговые соглашения; вторые — в тех случаях, когда существуют торговые договоры или введен режим наибольшего благоприятствования; третьи — при импорте товаров из развивающихся стран. В настоящее время средняя ставка таможенных тарифов в развитых странах составляет около 6 %, развивающихся — 30—40 %. На отдельные товары пошлины могут колебаться в значительно более широких пределах.

     Нетарифные  барьеры представляют собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности, введенных при помощи системы экономических, политических и административных методов. Насчитывается свыше 2,6 тыс. различных видов нетарифных барьеров. Наибольшее распространение среди них получили контингентирование и лицензирование. Контингентирование означает установление определенной квоты на экспорт или импорт отдельных товаров и товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. Лицензирование предполагает необходимость получения организацией разрешения на осуществление внешнеэкономических операций. К косвенным ограничениям также могут быть отнесены национальная налоговая система и национальные стандарты.

     Средства  государственного стимулирования экспорта существуют в виде прямых дотаций государства или льготных экспортных премий, государственного страхования экспортных кредитов. Государство использует также различные формы информационного и организационного содействия экспорту продукции национальных предприятий, обеспечение субъектов хозяйствования торгово-экономической информацией, организацию ярмарок и выставок и т.д.

     Свободная торговля или фритредерство — это торговля, не ограниченная какими-либо барьерами. Другими словами, свободная торговля — это открытая внешнеторговая политика, предполагающая свободное движение товаров и услуг между странами. Свободная торговля обладает следующими преимуществами:

  • стимулирует конкуренцию, ограничивая монополизм; » повышает эффективность производства, снижает цены;
  • расширяет выбор товаров для потребителей;
  • позволяет полностью использовать преимущества международного разделения труда.

     Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. И все же общим курсом здесь является либерализация мировой торговли.

     Демпинг — это экспорт по ценам, которые значительно ниже цен, установившихся на рынке. Демпинг осуществляется для подавления конкурентов. Цены в этом случае могут быть ниже уровня мировых и даже ниже издержек производства. Между протекционизмом и демпингом существует тесная связь. Протекционизм обеспечивает увеличение прибылей при продаже товаров на внутреннем рынке, и за счет этих прибылей возникает возможность финансировать демпинг.

     Выделяют  разбойничий и постоянный демпинг. Первый означает временное установление низких цен, которые могут быть восстановлены после вытеснения с рынка конкурента. Постоянный демпинг может продолжаться неограниченное время. -

     Государственное регулирование внешней торговли охватывает широкий круг вопросов, связанных с экспортно-импортными операциями.

     Межгосударственное  торговое регулирование  включает в себя создание таможенных союзов, ассоциаций свободной торговли, заключение таможенных торговых договоров и торгово-экономических соглашений.

     Международное регулирование мировой торговли осуществляется разными международными организациями.

     Крупнейшей  международной организацией, которая  регулирует торгово-экономические отношения между странами, является Всемирная торговая организация (ВТО). Она возникла в результате развития Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), которое было подписано в 1947 г. и первоначально объединило 23 государства. ВТО на 1 января 1997 г. объединяла 128 стран. Все они придерживаются определенных правовых норм и правил торговли, участвуют в текущих торговых переговорах, решают спорные вопросы и т.д.

     Другая  крупная организация, регулирующая международную торговлю, — ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию. Она создана развивающимися странами. В нее входят 170 стран, а также ряд международных организаций. ЮНКТАД содействует развитию и регулированию торговых отношений между индустриально развитыми н развивающимися странами.

     Регулированием  торговых отношений занимается еще  один международный орган — КОКОМ  — Координационный комитет по экспортному контролю. Членами этой организации в период ее возникновения стали государства НАТО и Япония. КОКОМ был создан в качестве контролирующего органа для предотвращения возможной реализации техники и передовой технологии социалистическим странам. Список товаров, запрещенных к вывозу, насчитывал примерно 3 тыс. наименований. КОКОМ продолжает действовать и в настоящее время.

     В последнее время в международной  торговле возрастает значение свободных  экономических зон, или зон свободного предпринимательства.

     Свободная экономическая зона (СЭЗ) — это ограниченный район той или иной страны, где созданы особо благоприятные условия для свободного предпринимательства и внешнеэкономической деятельности. СЭЗ также определяют как ограниченную территорию с льготными экономическими условиями для деятельности иностранных и национальных предпринимателей. Обычно такие зоны создаются или в приграничных районах, или на приморских побережьях.

     Для обеспечения благоприятных условий  предпринимательства и внешнеэкономической деятельности в СЭЗ используются:

     * специальные, облегченные таможенные и торговые режимы;

     * обеспечение большей свободы перемещения товаров, 
трудовых ресурсов, капиталов и прибылей;

  • льготные режимы налогообложения;
  • предоставление широких возможностей для инвестирования.

     В качестве главных целей организации  СЭЗ можно выделить:

     а) ускорение социально-экономического развития данного региона;

     б) овладение достижениями мировой экономики и научно- 
технической мысли;

     в) расширение внешнеэкономических связей;

     г) экспериментальную проверку новых методов производства, хозяйствования, управления бизнесом и регионом;

     д) решение общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических проблем.

     СЭЗ можно условно подразделить на следующие  виды: 1) свободные таможенные зоны. Это беспошлинные зоны, которые создаются в основном на оживленных транспортных артериях мира и на их перекрестках. Здесь

     отсутствует обычный таможенный контроль и не взимаются пошлины;

  1. зоны свободной торговли (с минимальными ограничениями на торговлю). Они базируются на отмене (смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее; нацелены преимущественно на перевозку, переработку и хранение грузов;
  2. зоны экспортного производства (с концентрацией предприятий, работающих на экспорт);
  3. экспортные и импортные промышленные зоны, главное назначение которых — обеспечение страны товарами и услугами, а также современной техникой и технологией. Они базируются не только на применении льготного торгового и таможенного режимов, но и на льготном финансировании и льготном налоговом режиме;
  4. научно-технические зоны (территории, ориентированные на активное проведение НИОКР, производство наукоемкой продукции, инновационную и внедренческую деятельность);
  5. технологические зоны (технологические парки, технополисы), обеспечивающие разработку и внедрение современных технологий с помощью национальных и иностранных предприятий и организаций;
  6. комплексные зоны — свободные или открытые города, особые районы. Здесь используются элементы разных видов перечисленных зон;
  7. зоны страховых и бытовых услуг, которые специализируются на банковских и страховых операциях.

     К середине 90-х годов в мире действовало  более 700 различных СЭЗ. Однако их создание — сложный и капиталоемкий процесс. В некоторых странах их создают исходя больше из политических соображений, а не реальной экономической потребности.

     К особой разновидности СЭЗ можно  отнести так называемые оффшорные зоны — районы с благоприятными экономическими условиями для иностранных компаний. (Оффшорный — означает бизнес, осуществляемый в других странах.) В оффшорных зонах существует льготное или даже нулевое налогообложение, возможность сохранить тайну сделок и вкладов, большая свобода действий (например, практическое отсутствие валютного контроля). Оффшорные фирмы ведут самую разнообразную посредническую деятельность: это могут быть торговые, банковские, страховые, судовладельческие, инвестиционные и другие компании.

     В настоящее время во всем мире насчитывается  примерно 3 млн оффшорных компаний, из которых 60 тыс. — российские. Главная выгода для территорий и страны от создания таких зон — определенные налоговые поступления, повышение деловой активности в регионе, а значит, и оживление производства товаров и услуг. Среди наиболее известных в мире оффшорных центров можно назвать Сянган, Либерию, Кипр, Мальту, Панаму, Сингапур и др.

 

      Литература 

  1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. А.Б. Сидоровича. - М.: Дело и Сервис, 2005.
  2. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. - М.: Новая волна, 2000.
  3. Власьевич Ю.Е., Бартенев С.А. Экономика России: эффекты и парадоксы. - М.: БЕК, 2003,
  4. Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2007.
  5. Дадаян B.C. Макроэкономика для всех. - Дубна.: Феникс, 1996.
  6. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. -СПБ., 1994.

Информация о работе Мировой рынок и свободные экономические зоны