Модель рыночного равновесия. Дефицит и избыток

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:05, контрольная работа

Описание

Под равновесным функционированием национальной экономики понимается установление равенства спроса и предложения на всех взаимосвязанных рынках.

Содержание

Введение 3
Основные понятия рыночного равновесия 5
Формирование рыночной цены 7
Излишки : 9
Дефицит: 9
Основные функции цены: 11
Нарушения рыночного равновесия 11
Мгновенное равновесие 14
Краткосрочное равновесие 14
Долгосрочное равновесие 14
Рыночное равновесие и эффективность 14
Модели рыночного равновесия 17
Равновесие по Вальрасу 18
Равновесие по Маршаллу 19
Паутинообразная модель равновесия 20
Заключение 24
Литература 25

Работа состоит из  1 файл

КР экономика №6.doc

— 363.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

     Под равновесным функционированием  национальной экономики понимается установление равенства спроса и  предложения на всех взаимосвязанных  рынках.

     На  рынке конечных продуктов и услуг  равновесие будет означать, что производители  максимизируют доходы, а потребители получают максимум полезности от покупаемой продукции.

     Достижение  равновесия на рынке факторов производства предполагает, что все поступающие  на него производственные ресурсы нашли  своего покупателя, а предельный доход  собственников ресурсов, формирующий спрос, равен предельному продукту каждого ресурса, формирующего предложение.

     Равновесие  на денежном рынке характеризует  такую ситуацию, при которой количество предлагаемых денежных средств равно  количеству денег, которые желают иметь у себя население и предприниматели.

     Идея  общего экономического равновесия уходит своими корнями к работам экономистов-классиков. Так, А. Смит высказал идею о том, что  в условиях свободного взаимодействия производителей и потребителей действует не хаос, а экономический порядок индивидуумов, преследующих интересы личной выгоды, который приводит к установлению общего равновесия, выгодного для всех.

     Принципиальная  возможность достижения общего равновесия в условиях совершенной конкуренции  в математической форме впервые была высказана Л. Вальрасом. Выражая модель общего экономического равновесия системой уравнений, он доказал, что если все рынки за исключением одного находятся в равновесии, то в таком же равновесном состоянии будет находиться и последний рынок. В качестве такового в модели Л. Вальраса выступает рынок денег.

     Цель  Маршалла положить в основу теории ценности закон спроса и предложения, что он и называл "фундаментальной  симметрией". Это подразумевает  зависимость между издержками производства и произведенным количеством блага, источником которой "закон непропорциональных продуктивностей", являющийся необходимым условием согласованности теории Маршалла. Именно на этот закон в конце 1920 гг. в основном была направлена критика молодого итальянского экономиста Пьеро Сраффа. Эта дискуссия была продолжена в 1960 гг. в споре двух Кембриджей о капитале. Целью написания данной работы является комплексное исследование моделей рыночного равновесия, описанных Леоном Вальрасом и Альфредом Маршалом.

 

Основные понятия рыночного равновесия

     Рыночное  равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

     Рыночное  равновесие устанавливается, когда  цена приводится к уровню, который  уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

     Когда "потолок цен" устанавливается  ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

     Когда минимальные уровни цен устанавливаются  выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ.

     Выделяют  четыре варианта влияния сдвигов  кривых спроса и предложения на цену и объем благ:

  1. Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.
  2. Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.
  3. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.
  4. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

     Используя указанные четыре варианта изменения  спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения.

     Однако  не всегда "срабатывают" названные  выше "четыре правила" спроса и  предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.

     Научно  обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость:

     а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой;

     б) соблюдать все остальные условия  равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным  изменением других факторов.

     Изложенная  выше модель рынка статическая, поскольку  распространяется на определенный фиксированный  период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. Включение в модель зависимости  спроса, предложения и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель.

     Если  допустить, что под воздействием спроса реакция предложения будет  более медленной, возникает иной вариант, который в экономической  науке называется "паутинообразной  моделью", предполагающей, что осуществление нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров функций спроса и предложения.

Формирование  рыночной цены

     Рыночная  цена — важнейший информационный сигнал, который координирует действия хозяйствующих субъектов и позволяет  наиболее эффективно распределять ограниченные ресурсы общества.

               Кривые спроса и предложения  показывают, какое количество товара  покупатели готовы купить, а продавцы  готовы продать при каждом  возможном уровне цен.

          Для того чтобы понять, как  устанавливается фактическая рыночная цена, надо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения (табл.1).

     Таблица.1 Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие

     

       Как видно из приведенных данных, при цене 8 ден. ед. продавцы готовы  предложить 45 ед. продукции, но покупатели по такой цене готовы купить лишь 15 ед. Возникает излишек в 30 ед. В этих условиях покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Чтобы продать свою продукцию, продавцы вынуждены снизить цену. Аналогичная ситуация возникает и при цене, равной 6 ден. ед.

          Когда спрос превышает предложение,  возникает дефицит, и в более  благоприятном положении находится  продавец. Это рынок продавцов.  При цене, равной 3 ден. ед., покупатели  готовы купить 40 ед. продукции, но продавцы по такой цене продадут лишь 20 ед. Образуется дефицит. Превышение спроса над предложением ведет к росту цены. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если цена равна 2 ден. ед.

          Только при цене, равной 4 ден.  ед., спрос в точности равен предложению, т.е. достигнуто рыночное равновесие. Это означает, что объем предлагаемых и объем покупаемых товаров совпадают, достигается наибольший объем оборота, и ни один из участников рынка не заинтересован в том, чтобы менялась действующая цена.

          Цена, при которой спрос равен предложению и которая не обнаруживает тенденции к росту или снижению, называется ценой рыночного равновесия (Pe), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров - равновесным объемом (Qe).

        Построив на основании данных таблицы 1 на одном графике кривые спроса и предложения, можно убедиться, что уравновешивающая рыночная цена соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения (рис. 1).

     

     Рис. 1.  Рыночное равновесие

 При  цене равновесия  спрос равен предложению и равновесный объем равен .

          Особенность рыночного механизма  такова, что рынок автоматически  поддерживает равновесие: взаимодействие  спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса  и величина предложения совпадают.

Излишки :

       Если на рынке  устанавливается  цена выше равновесной  Q1Q2, то предложение  больше спроса  и возникает  излишек, равный Q1Q2. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.

  Дефицит:

        При цене ниже равновесной P2 спрос больше предложения и возникает дефицит, равный Q3Q4, который порождает конкуренцию между покупателями. Они готовы платить более высокую цену, цена растет, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается. Рынок движется к равновесию.

          Таким образом, рынок является  саморегулирующейся системой, способной  автоматически восстанавливать  нарушенное равновесие.

          Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к равновесию под влиянием внутренних сил называется устойчивостью, или стабильность, рынка.

          Равновесие, устанавливающееся на  рынке одного товара – это  частичное рыночное равновесие. Наряду с последним существует понятие общего рыночного равновесия – одновременное достижение равновесия на всех рынках (рынках благ и рынках ресурсов). Общее рыночное равновесие фактически означает соответствие между объемом национального производства и покупательной способностью всех хозяйствующих субъектов. Достижение общего рыночного равновесия – проблема макроэкономическая.

          Современная теория цен представляет  собой синтез нескольких теорий  стоимости (цен), поэтому она и  называется теорией неоклассического  синтеза. Согласно этой теории:

  • рыночная цена есть цена равновесия спроса и предложения;
  • спрос определяется предельной полезностью товара;
  • полезность товара - это его способность удолетворять какую-либо потребность людей;
  • предложение определяется издержками производства;
  • издержки производства характеризуют стоимость ресурсов, используемых при производстве данного товара.

          Таким образом, цена отражает  соотношение потребности общества  в данном товаре и объема  ограниченных ресурсов, которые  используются для удовлетворения этой потребности.

     Сформировавшаяся  под влиянием соотношения спроса и предложения рыночная цена выполняет  ряд важнейших функций, позволяющих  ей быть основным инструментом оптимального распределения ограниченных ресурсов общества в условиях рыночной экономики.

     Основные  функции цены:

  • уравновешивающая  – рыночная цена устанавливает соответствие между потребностями общества и  ресурсами, используемыми для удовлетворения этих потребностей;
  • информационная – через постоянно меняющиеся цены рынок информирует покупателей и производителей о количестве, качестве, ассортименте, излишке или дефиците товаров и услуг, предлагаемых рынком, побуждая их к соответствующим действиям;
  • регулирующая – цена оказывает регулирующее воздействие на производство. Увеличение спроса ведет к росту цены и соответствующему увеличению производства, падение спроса – к снижению цены и соответствующему сокращению производства. Таким образом в экономике устанавливаются необходимые пропорции производства;
  • стимулирующая – цена предписывает экономическим субъектам определенную линию поведения. При заданной цене конкуренция заставляет предпринимателей, стремящихся к максимизации прибыли, снижать издержки производства, повышать качество продукции, внедрять достижения НТП. Неэффективные, неустойчивые предприятия оказываются нежизнеспособными и бескомпромиссно удаляются с рынка.

Информация о работе Модель рыночного равновесия. Дефицит и избыток