Модель рыночного равновесия. Дефицит и избыток

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:05, контрольная работа

Описание

Под равновесным функционированием национальной экономики понимается установление равенства спроса и предложения на всех взаимосвязанных рынках.

Содержание

Введение 3
Основные понятия рыночного равновесия 5
Формирование рыночной цены 7
Излишки : 9
Дефицит: 9
Основные функции цены: 11
Нарушения рыночного равновесия 11
Мгновенное равновесие 14
Краткосрочное равновесие 14
Долгосрочное равновесие 14
Рыночное равновесие и эффективность 14
Модели рыночного равновесия 17
Равновесие по Вальрасу 18
Равновесие по Маршаллу 19
Паутинообразная модель равновесия 20
Заключение 24
Литература 25

Работа состоит из  1 файл

КР экономика №6.doc

— 363.00 Кб (Скачать документ)

       

     
  • если  , то любое первоначальное отклонение ведет к колебаниям цен и объемов одинаковой амплитуды;
 

     

  • если  , то колебания будут постепенно затухать, а рыночное равновесие восстановится

     Паутинообразная модель рыночного равновесия может  с достаточной степенью применяться  лишь к определенной продукции, так  как не учитывает ряд важных факторов (климатические условия, изменения  спроса потребителей). Однако, она показывает зависимость функционирования рынка от времени реакции в сфере предложения и формы кривой предложения и спроса. Достижение устойчивого равновесия не означает остановки в развитии производства, поэтому устойчивость рыночного равновесия носит относительных характер.

 

Заключение

          1. Рыночное равновесие означает  равенство объемов спроса и  предложения. Цена, при которой  достигается соответствие предложения  спросу, называется ценой рыночного  равновесия. Всякое несоответствие, возникающее между спросом и  предложением, в условиях свободного рынка ликвидируется автоматически через изменение уровня цен. В основе современной трактовки сущности цены лежит теория неоклассического синтеза. В рыночной экономике цены выполняют уравновешивающую, информационную, регулирующую и стимулирующую функции.

          2. Нарушение равновесия со стороны  спроса и предложения под влиянием  неценовых факторов ведет к  изменению уровня равновесной  цены и равновесного объема. В  зависимости от временных возможностей  производителей и степени эластичности  предложения различают мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие. Цена, достигаемая при долгосрочном равновесии, носит достаточно устойчивый характер и называется "нормальной" рыночной ценой.

          3. В условиях рыночного равновесия  образуются излишек потребителя и излишек производителя. Первый равен разности между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и равновесной рыночной ценой товара. Излишек производителя - это разность между равновесной ценой и той минимальной ценой, по которой продавец готов продать товар, не неся убытков. Любое отклонение от рыночного равновесия ухудшает положение либо продавца, либо покупателя, а это означает, что рыночное равновесие обеспечивает эффективность по Парето. Однако достижение максимума общественной полезности в условиях рыночного равновесия отнюдь не означает, что эта общественная полезность равномерно распределяется между всеми членами общества.

 

     Литература

 
      
  1. Микроэкономика. Теория и Российская практика второе издание под. ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова М.: КноРус, 2000
  2. Учебник для вузов Экономическая теория под редакцией  В.Д. Камаева  М.: Владос, 2001
  3. Экономика под редакцией А.С. Булатова издание 3-е переработанное и  дополненное М.: Юристъ,  2001
  4. В.М. Гальперин, С.М.Игнатьев, В.И. Моргунов, Микроэкономика Том 1, Санкт-Петербург, «Экономическая школа», 1994
  5. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992.

      Интернет  источники:

  1. http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/rynochnoe-ravnovesie.html -  Учебное пособие / Экономическая теория / микроэкономика /Рыночное равновесие./
  2. http://www.bibliotekar.ru/cena-cenoobrazovanie-3/120.htm - Экономика/Цены и Ценообразование/ МОДЕЛЬ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

       

 

      Основные  понятия, которые  должен знать студент

Спрос – потребность, обеспеченная деньгами.

Величина  спроса – количество товаров и  услуг, которое потребитель готов  купить по данной цене в единицу  времени.

Функция спроса – это зависимость величины спроса от факторов, на нее влияющих:  где,

Qd – величина  спроса;

P – цена  на данный товар;

I – денежный  доход покупателя;

W – инфляционные  ожидания;

Т – налоги и дотации;

Z – вкусы  и предпочтения;

Ps – цены  на товары-субституты;

Pc – цены  на товары-комплементы;

N – количество  покупателей на рынке.

Закон спроса: если цена растет, объем спроса падает, и наоборот, при прочих равных условиях. Алгебраическое выражение связи  между количеством покупок и  ценой: . В развернутом виде (линейный случай) , где a и b больше нуля; a – величина спроса при нулевой цене; b – величина, обратная углу наклона линии спроса.

Товары Гиффена  – это низшие блага, доля расходов на которые в бюджете потребителя  велика, и при росте цен растет объем спроса на них при прочих равных условиях.

Неценовые факторы  спроса – факторы спроса, кроме  цены на данный товар. Изменение этих факторов вызывает сдвиг всей кривой спроса вправо или влево. Наиболее важные из них: доходы потребителей, потребительские  предпочтения, ожидания потребителей, цены на товары-субституты и цены на товары-комплименты, количество покупателей, налоги и дотации и т.д.

Индивидуальный  спрос – это спрос отдельного человека на конкретный товар по данной цене.

Рыночный  спрос – это совокупность индивидуальных спросов на конкретный товар по каждой цене.

Предложение – это товары, предложенные на рынок.

Величина  предложения – количество товаров  и услуг, предлагаемое на продажу  по данной цене в единицу времени.

Закон предложения  – если цена растет, то объем предложения  увеличивается, и наоборот, при прочих равных условиях. Алгебраическое выражение связи между количеством продаж и ценой:  В развернутом виде (линейный случай) , где a и b больше нуля; a – величина предложения при нулевой цене; b – показатель угла наклона линии предложения.

Неценовые факторы  предложения – факторы предложения, кроме цены на данный товар. Изменение  этих факторов сдвигает кривую предложения  влево или вправо. Наиболее важные из них: цены связанных товаров, цены факторов производства, технология, ожидания продавцов, количество продавцов.

Индивидуальное  предложение – это предложение  товаров на рынок по каждой цене, выпущенных отдельной фирмой.

Рыночное  предложение – это совокупность индивидуальных предложений конкретного  товара на рынок всеми фирмами  по каждой цене.

Рыночное  равновесие – такое состояние  рынка, когда количество товара, которое  готов приобрести покупатель, равно  количеству товара, которое готов  продать продавец при данной конкретной цене.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая объемы спроса и предложения в результате действия конкурентных сил.

Избыток –  превышение величины предложения над  величиной спроса.

Дефицит –  превышение величины спроса над величиной  предложения.

Излишек (выигрыш) покупателя – суммарная разница  между ценами, которые покупатель готов платить за разные количества товаров, и ценами, которые он в действительности платит.

Излишек (выигрыш) продавца - разница между выручкой от реализации и полными издержками производителя.

Общественный  выигрыш – сумма излишков продавцов  и покупателей.

«Мертвый  груз» - это чистые потери, которые  несет общество в связи с несовершенством  рыночного механизма.

Информация о работе Модель рыночного равновесия. Дефицит и избыток