Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 17:27, контрольная работа
При экспорте продукции значительно возрастает кредитный риск экспортёра (вследствие трудностей оценки кредитоспособности потенциальных иностранных клиентов; предоставления коммерческого кредита на более длительный срок, с учетом времени, необходимого для доставки товаров на иностранные рынки; а также из-за таких факторов, как политическая нестабильность в стране импортера, низкий уровень ее экономического развития и т.д.).
Глава I Понятие международного факторинга 3 стр.
Глава II Модели международного факторинга 5 стр.
2.1 Двухфакторный факторинг 5 стр.
2.2 Прямой импортный факторинг 7 стр.
2.3 Прямой экспортный факторинг 8 стр.
2.3 "Бэк-ту-бэк" (back-to-back) факторинг 8 стр.
Глава III Предпосылки применения международного факторинга 11 стр.
Глава IV Показатели международной факторинговой индустрии 16 стр.
Список литературы
Например, при импорте товаров и услуг в Россию факторинговая сделка осуществляется в несколько этапов.
1. Российский импортер и иностранный экспортер согласовывают условия работы по факторингу и заключают контракт.
2.
Иностранный экспортер,
3. Экспортер переуступает счета Фактор-фирме. Если иностранный экспортер нуждается в пополнении оборотных средств, то на четвертом этапе, Фактор-фирма авансом оплачивает экспортеру стоимость товара или предоставленных услуг.
4.
Российский импортер при
5. Российский фактор после получения средств от импортера платит иностранной фактор-фирме (а в случае неоплаты импортером при наступлении срока платежа, платит из своих средств).
Схема
международного факторинга
в АБ «ИБГ НИКойл»:
1.
Договор экспортного
2.
Одобрение кредитоспособности
3. Договор купли-продажи.
4. Поставка товара.
5.
Предоставление отгрузочных
6. Финансирование в объеме до 90% от суммы поставки.
7.
Уведомление иностранной
8. Платеж в пользу Экспортера в размере 100% от экспортной выручки.
8a. В случае неплатежа импортера Импорт-фактор оплачивает 100% от экспортной выручки.
9.
Погашение финансирования и
Глава
III Предпосылки применения
международного факторинга
Преимущества
факторинга для экспортеров
Импортный факторинг включает в себя в совокупности, либо по отдельности, следующие факторинговые услуги:
При этом, обслуживая своих клиентов-импортеров, Фактор (в данном случае Импорт-фактор) действует совместно с иностранными факторинговыми компаниями (ИФК), функционирующими в странах экспорта (Экспорт-факторами). Для целей вышеуказанного взаимодействия факторинговые компании из разных стран заключают межфакторные соглашения или вступают в международные факторинговые ассоциации и группы.
Импортный факторинг явился средством, способствующим упрочению связей между Импортером и Иностранным поставщиком, насыщению товарных рынков конкурентноспособной продукцией.
Процедура
осуществления импортных
1. Импортер обращается в АБ «ИБГ НИКойл» (ОАО) и представляет информацию о своей компании, Иностранных поставщиках и планируемых оборотах по импорту.
2. АБ «ИБГ НИКойл» (ОАО) направляет информацию об Иностранном поставщике в ИФК.
3. ИФК и Иностранный поставщик заключают договор о факторинговом обслуживании.
4.
Иностранный поставщик
5. При наступлении срока платежа Импортер может оплатить поставку следующими способами:
5а.
В рублях без конвертации
5в. В валюте контракта через ИФК (Экспорт-фактора) или напрямую Иностранному поставщику (в зависимости от валютного законодательства страны экспорта).
Важно отметить, что применение схемы импортного факторинга не предусматривает каких-либо договорных отношений между Импортером и Импорт-Фактором, так как в договорные отношения вступают Иностранный поставщик и Экспорт-Фактор.
Существенные преимущества импортного факторинга видны из его процедуры:
−
Для Импортера разрешаются
− Импортер получает у Иностранного поставщика существенную отсрочку платежа;
− У Импортера отпадает необходимость открывать по каждой сделке аккредитив или банковскую гарантию, что в свою очередь связано с возникновением существенных материальных и временных затрат, возникающих в связи со сложной процедурой оформления этих банковских продуктов;
− У Импортера объем импортных закупок не ограничивается суммами открытого аккредитива или банковской гарантии;
− У Импортера отпадает необходимость осуществлять предоплату по импортным закупкам;
− Импортер оплачивает импортные поставки либо в валюте контракта, либо в российских рублях по своему выбору.
Следующая классификация касается момента получения досрочного платежа. Соглашения различаются от Фактора к Фактору, однако существует несколько вариантов стандартных условий.
Первый вариант соглашения – это соглашение о предварительной оплате. В этом случае оплаты факторинговая компания покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80–90% стоимости отгрузки, т.е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10–20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете на случай претензий в его адрес от Покупателя по качеству продукции, ее цене, в случаях возврата товара и т. п. Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала. Основным преимуществом предварительной оплаты является то, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований. Таким образом, Поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж.
Многие факторинговые компании, работающие без регресса, предлагают условия, при которых они гарантируют Поставщику платеж спустя определенное количество дней после покупки дебиторской задолженности. Это соглашение известно как соглашение с фиксированным периодом платежа (Fixed Maturity Period (FMP)). Фактор проверяет бухгалтерские записи своего перспективного клиента-поставщика и определяет среднее число дней, необходимое покупателям для погашения своих задолженностей. Фактор обязуется оплатить Поставщику величину купленных дебиторских задолженностей (за вычетом комиссионных вознаграждений) через фиксированный промежуток времени(FMP) независимо от того, заплатили Покупатели Фактору или нет, при условии, что данные дебиторские задолженности были одобрены Фактором, а также не подлежат оспариванию со стороны покупателей. Поскольку FMP является средней величиной, в обычной ситуации некоторые покупатели заплатят раньше этого срока, другие позже. Для Поставщика выгода сделки с фиксированным периодом платежа заключается в том, что он может точно знать, когда поступит платеж от Фактора и, следовательно, с большей точностью сможет планировать платежи по своим собственным обязательствам. Для Фактора данные условия выплаты досрочного платежа также выгодны т.к. он сможет лучше планировать свои денежные потоки.
Однако не всегда возможно определить средний срок оплаты дебиторских задолженностей, например, в тех отраслях, деятельность которых носит сезонный характер или, если Поставщик продает товар Покупателям на различных платежных условиях. В таких случаях Фактор может предложить сделку на условиях «pay-as-paid», при которой он платит Поставщику по мере того, как получает платежи от Покупателей.
Смысл досрочного платежа при таких сделках теряется для тех Поставщиков, которые испытывают недостаток оборотных средств и заинтересованы в первую очередь в финансировании как элементе факторинга.
С
точки зрения Фактора, управление всем
оборотом Поставщика позволяет избегать
ситуации, когда Поставщик выбирает для
факторингового обслуживания только рискованные
долги, другими словами, избежать так называемой
селекции долгов. Для Поставщика факторинг
с полным сервисом имеет преимущество
в том, что отпадает необходимость вести
отдельный учет продаж и управлять дебиторскими
задолженностями по тем поставкам, которые
не были переданы на обслуживание Фактору.
Глава
IV Показатели международной
факторинговой индустрии
В 2008 году объем факторинговых операций вырос на 2% (по сравнению с 15% за 2007 год) и составил EUR 1, 325 трлн. Замедление темпов роста было во многом связано с девальвацией английского фунта по отношению к евро, что привело к номинальному сокращению на 32% крупнейшего рынка факторинга в мире – рынка Великобритании (при оценке в евро). Доля международного факторинга составила 13% от общего объема мирового рынка. В целом 2008 год был благоприятным для рынка факторинга. Объем международных операций увеличился на 20%, что является одним из самых высоких показателей за последние годы. При этом наиболее быстрыми темпами развивались рынки Азиатских стран. Крупнейшими игроками на рынке экспортного факторинга в 2008 году стали Китай и Турция с объемом операций EUR 4 115 млн. и EUR 2 202 млн. соответственно, в то время как основной объем импортных операций пришелся на США и Западную Европу.
Россия
по результатам 2008 года заняла 17 место
по объему рынка факторинга (включая
внутренний и международный факторинг),
уступая таким передовым
Генеральный Секретарь FCI г-н Констамм выделил следующие важные тренды на мировом рынке факторинга: в первом полугодии 2009 года рост мирового рынка факторинга замедлится в связи с резким сокращение потребительского спроса в США. Китаю, как стране с одним из крупнейших объемов экспортного факторинга, значительная доля которого приходилась на поставки в США, потребуется время на диверсификацию базы потребителей, в первую очередь за счет увеличения поставок в другие азиатские страны. Во втором же полугодии 2009 года рост может возобновиться в связи с тем, в условиях ограниченного доступа к капиталу и страхованию рисков неплатежей дебиторов, многие потенциальные факторинговые клиенты приходят к понимаю того, что факторинг является наиболее гибким инструментом, который отвечает текущим потребностям клиентов.
В 2008 году НФК предоставляла услугу импортного факторинга 30 партнерам в рамках международных факторинговых ассоциаций IFG и FCI из 22 стран мира. По итогам 2008 года оборот по двухфакторному импортному факторингу вырос по сравнению с 2007 годом на 31% и достиг 42,9 миллионов долларов США. Оборот по экспортным поставкам превысил 25 миллионов долларов США, что на 30% превышает показатель 2007 года, что свидетельствует о стабильном росте интереса российских экспортеров к факторингу как финансовому инструменту обслуживания экспортных поставок.
Корнелиу
Робу, руководитель Блока управления продуктовым
рядом и инновациями Национальной Факторинговой
Компании, не испытывает оптимизма в части
возможно роста доли РФ в международном
факторинге: «За первые 4 месяца 2009 года
объем экспорта сократился на 47,1% по сравнению
с аналогичным периодом 2008 года, достигнув
уровня 2005 года. Падение экспорта коснулось
не только топливно-энергетических товаров,
но и практически всех факторабельных
отраслей. Учитывая, что факторинговое
обслуживание больше характерно для товарных
групп, ориентированных на конечный розничный
спрос, факторабельный экспорт был традиционно
ориентирован на страны СНГ, которые больше
других оказались затронуты кризисом.
Одновременно с этим, экспортеры, чьи контракты
были номинированы в иностранной валюте,
в меньшей степени пострадали в текущих
условиях, т.к. девальвация национальной
валюты пошла им на пользу, и именно такие
клиенты являются особенно интересными
для факторов. Объем импорта сократился
на 38,9% по сравнению с аналогичным периодом
2008 года. Импортеры стали первыми жертвами
кризиса в связи с резким ростом себестоимости,
вызванной более чем 25% девальвацией рубля
к ключевым иностранным валютам, в условиях
сжатия рынков, падения спроса и вытекающим
отсюда падением продаж. Практика привязки
цен на товары внутри страны к курсу иностранных
валют не успела полностью вернуться из
конца 90-х, и те компании, которые не успели
или просто не смогли пересмотреть вовремя
цены на импортируемую и реализуемую на
внутреннем рынке продукцию, получили
серьезные убытки. Самый сильный удар
пришелся на импортеров машин и оборудования.
Одновременно с этим, спрос на услуги импортного
факторинга как инструмента управления
рисками у иностранных контрагентов остается
высоким в условиях ограниченности альтернативных
инструментов риск-менеджмента по поставкам
в Россию».